Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Долганский национальный костюм
Традиционная одежда долган отличается эклектичностью, поскольку
в ее покрое и декоре присутствуют элементы, характерные для
якутов, эвенков,
эвенов и самодийских народов.
Термины, в основном, якутские. В целом, одежда долган тесно
сближается с меховой одеждой северных якутов-оленеводов и эвенков.
Мужская и женская одежда долган имела отличия. Мужская верхняя
одежда была распашная и глухая, женская - распашная. Общий комплект
составляли кафтаны (hон) и шубы-сокуи hаныйах, hон), передники
(туhулук), натазники (hыалыйа, пуукса), головные уборы - капоры
(бэргэhэ), рукавицы (уру-ука, утулук), обувь (атак, этэрбэс,
гурумии).
Мужская одежда
Мужской старинный распашной кафтан мукалкаан близок к кафтану мухалкан туруханских
эвенков. Его шили из оленьих шкур мехом наружу, полы сходились и завязывались
ровдужными ремешками. Под кафтан носили нагрудник. Перед имел цельный крой,
а спинка была двухчастной, кроилась в талию с треугольными клиньями у пояса.
Удлиненный сзади подол украшался полосками меха. Вдоль полок и по линии пояса,
а также на треугольных клиньях на спинке нашивали полосу красного сукна, расшитую
бисером. Вертикальные полоски расшивались "уголком», или орнаментом «урапа
ойуу", разноцветным бисером, а также характерным долганским узором четырехконечной
розетки "ханау уhора". Более узкая полоска красного сукна с арочным
орнаментом из белого бисера располагалась над подолом.
Мужская меховая парка кеп копоо с
отдельно скроенной спинкой была аналогична эвенкийской парке - короткая,
доходящая только до колен, без воротника.
Разновидностью короткой
шубы была глухая парка дундук копоо, сшитая
из короткошерстных оленьих шкур мехом наружу. Покрой прямой, широкий, на груди
большой разрез, завязывающийся двумя ремешками. Ворот обшит узкой ровдужной полоской и затягивается на вздержку. Края подола
обшиты узкой полоской темного оленьего меха. Аналогичная глухая парка из белых
короткошерстных оленьих шкур мехом наружу, но имеющая капюшон, называется дьилбээнкилээх сокуй.
Мужской меховой кафтан туэстээхпаныйах, дословно шуба с нагрудником,
представляла собой короткую распашную парку из телячьих шкур мехом наружу, без подклада. Спереди на груди нашивали прямоугольный нагрудник
из сукна, расшитый бисером.
Мужскую шубу, расшитую
бисером, называли огдоко. Мужской кафтан биэчээ шили из черного сукна, по бортам и подолу украшались полосками
цветной ткани с бисером. Борта соединяются ровдужными
вязками, имеются два ложных накладных кармана. Широкий воротник по краям
украшен цветными полосками.
Летом мужчины носили
суконные кафтаны hонтап (сонтап) из черного сукна или плиса с прямым разрезом спереди, со
сходящимися полами и с широким отложным воротником. Спинку кроили в талию. От
пояса вниз до подола проходил разрез, в который вставляли клин, заложенный
спереди в виде бантовой складки. Его носили и зимой поверх песцового
или заячьего подклада, обшитого тонкой
хлопчатобумажной тканью.
При поездках поверх
суконного кафтана мужчины надевали hукуй или сокуй - глухую меховую шубу с капюшоном. В дождливую погоду надевали суконные сокуи.
Женская одежда
Зимняя женская шуба hимэкчи была близка по покрою эвенкийской шубе из оленьих
шкур мехом наружу. Спинку кроили в талию, вставляя выше пояса полукруглые или
фигурные клинышки. Пояс подчеркивался широкой орнаментированной полосой. Ниже
пояса, начиная от нижнего края клинышка вниз, вставлялись два прямоугольных
клина, расширяющие юбку со сборками на талии. Борта и подол шубы украшались
каймой из гладкой телячьей и жеребячьей шкуры, расшитой бисером, аппликацией
из красного и синего сукна, меховой мозаикой. В более поздних шубах широкая
орнаментированная полоса хадьааhын располагается над подолом и вдоль бортов.
В вертикальной бортовой части каймы острым уголком вверх размещают орнамент
ураhа-ойуу. Над подолом на полосе красного сукна белым бисером вышивали арочный
орнамент, так называемый hарбынньак танырак ойуу, или крупный зубчатый орнамент.
Рукава шуб узкие, прямого покроя, с пришитыми рукавицами из оленьих камусов.
На манжеты нашиваются яркие поперечные полосы красного, синего, желтого ситца.
Полы завязываются ремешками в стык.
Шубу с меховой мозаикой
без бисера называли гелаами. В таком случае в мех вшиваются
красные и синие шерстинки, образующие тот же узор. Кроме того, женские парки
шили из темных осенних оленьих шкур и из черной плотной ткани типа сукна и
плиса. Низ оторачивается мехом росомахи или волка. Женское
пальто hон (сон) с широкими клиньями-фалдами
по покрою близок якутскому бууктаах сон. Его носили зимой и летом.
Летние суконные кафтаны
повторяли эвенкийский покрой. Но спинку не раскраивали, а вырезали отдельно из
ткани полукруглые клинья и нашивали поверх сукна. Также шили летний кафтан из ровдуги, вставляя на спинке клинья из сукна. Летом женщины,
как и мужчины, носили кафтаны hонтап
(сонтап) из черного сукна или плиса в талию, но без
накидки сокуя. В старину hонтап
шили из ровдуги. Клин, вставленный в разрез от пояса вниз до
подола, закладывали в складку.
Долганская одежда украшается
вышивкой бисером, нитками тамбурным швом, полосками разноцветной ткани и меха.
Женская одежда дополняется металлическими подвесками, звенящими колокольчиками.
На спине шубы прикрепляется украшение hээлбуур
в виде двух
ниспадающих параллельных полосок, орнаментированных пластинками и бусами. Кроме
того, были распространены якутские серебряные украшения, которые долганы
получали от якутов.
Нагрудники
Нагрудники далью или туhулук
шили из камуса, ровдуги или сукна. С
мужским кафтаном типа мухалкаан нагрудник носили под кафтаном, а на
меховой кафтан туэстээх hаныйах
нагрудник
пришивался поверху.
Летний нагрудник шили из
ровдуги или сукна. Он имел форму прямоугольника,
суживающегося кверху с полукруглым вырезом для шеи. Верхние ремешки
завязываются под воротник. С помощью боковых ремешков, один из которых имеет
пряжку, передник пристегивался спереди. Основной мотив орнамента передника -
группа вертикально расположенных крупных крестообразных узоров, разделенных
поперечными полосками. К медному колечку на правом краю передника пришивали
игольник в виде медной трубочки с насечками, на медных цепочках подвешивали ровдужный кисетик для табака.
Зимний нагрудник шили из
шкуры оленя мехом внутрь. Мужской нагрудник был короче женского и доходил до
талии, а женский - до колен. На охоту мужчины надевали нагрудник из белых камусов или собачьей шкуры.
Головные уборы
Мужские капоры чукураа
из сукна
имеют покрой из двух частей: широкой полосы, идущей поперек головы, и
полукруглой затылочной части в виде вставки из красного сукна. Вставка украшалась
многоцветной бисерной каймой в несколько рядов. В
центре двухлопастные фигурки образуют четырехконечные розетки. По бокам
располагаются так называемые ушки-кулгаах -
расшитые бисером полоски красного сукна, по форме напоминающие ушные раковины.
Выше располагаются бисерные кружки, символизирующие основание оленьих рогов. От
затылочной части к лобной идет расшитая полоска.
Вокруг лица пропускается кайма из красного сукна, расшитая тем же узором, что и
затылочная вставка. Спереди капор обрамляли меховой оторочкой буодьу, выполненной из брюшной части шкуры
оленя или из белых осенних камусов. Мужской капор,
расшитый таким способом, как бы имитирует голову оленя.
Женские капоры скроены из трех частей: центральной
продольной полосы, закрывающей темя и затылок, двух боковых частей. В качестве
оторочки женских капоров служит мех росомахи. Капоры из черного сукна шили на подкладе из оленьего меха с пышной опушкой вокруг лица и с
небольшой опушкой у шеи по нижнему краю капора. На боковых лопастях имеются
узор кётёр ата5а, или птичьи лапки.
Женские меховые капоры ынтыкаа почти ничем не украшаются и
предназначаются для постоянного ношения зимой. Старинные капоры шили из лапок
лисы, волка или песца. Использовали мех разного цвета. Продольные части шапки
украшали поперечными полосами меха. В капорах из ровдуги
продольные полосы вышивали белым подшейным волосом оленя.
Своеобразным типом
головных уборов были головные повязки.
Для защиты лица от
холода и ветра носили утепленные повязки наамыска с наушниками, подбитыми бобровым или
лисьим мехом. Подбородок защищали бастына или
hэнийэ
хаата. Это мешкообразный футляр из оленьего меха,
обшитый красной материей и пришитый к ровдужному
ремню, обхватывающему голову от темени к боковым сторонам лица.
Головные уборы долган
украшались орнаментом, имеющим сакральный охранительный характер.
Обувь
Все виды обуви имеют
общее название атах.
Зимняя
обувь из
оленьих камусов была двух видов - до колен и выше.
Обувь с высокими голенищами называют гурумии. Внутри
них надевали длинные меховые чулки дьабыла из
подстриженной шкуры оленя. В дороге поверх высоких гурумии надевали короткую обувь до колен из камусов чорчохоо. Короткая обувь была до колен и ниже
в виде башмаков эмчирэ. Внутри коротких торбазов носили
меховые чулки кэтинчэ.
Летнюю
обувь локоми шили из ровдуги.
Разновидностью женской обуви были пычыы - высокие
комбинированные торбаза из ровдуги, передняя сторона
которых выше колен составлялась из камусов. Нарядные
короткие торбаза с оторочками билэ из
разноцветного сукна назывались баhыр5ас. Мужчины носили короткую
обувь из ровдуги олооччу. Детскую обувь алакии шили
с длинными голенищами, соединенными со штанинами. Завязываются тесемками под
коленами и у щиколоток. Получался своеобразный меховой комбинезон, сшитый из
одной оленьей шкуры ворсом внутрь.
Единый ансамбль долганской зимней одежды дополняли меховые рукавицы коколдо, которые
пришивали к рукавам шуб, штаны пуукса из оленьих шкур, ноговицы hутуруо,
натазники hыайа.
На кожаном поясе тэлэгии подвешивали
нож, курительную трубку, огниво и трутницу.
Такой же ансамбль летней
одежды шили из ровдуги.
Орнамент
Декоративная отделка
предметов долган, особенно одежды, имеет общие черты с эвенкийскими
и якутскими, но ей присущи и свои особенности. Орнамент выполнялся различным
способом: нанесением краски на ровдугу, нашиванием цветной ткани на кожу, чередованием светлого и
темного меха, вышивкой белым или желтым волосом оленя и разноцветным бисером.
Полосовой орнамент, как и у других народов Севера, широко распространен на
изделиях из мягких материалов. Разнообразие цвета полос, их количество и ширина
различны. Полосы составляют не только линейные элементы, но и орнаментальные
мотивы в виде простых геометрических фигур, а также шевронов и зигзагов.
Дугообразные мотивы, концентрические круги, полукруги и сложные мотивы в виде
розеток встречаются на изделиях из мягкого материала, на костяных работах и на
луках седел. Наиболее распространены были дуги. Места соединения сложных дуг
увенчиваются трефовидными, ромбовидными или
крестовидными фигурами. Иногда дуги сливаются, образуя кольцо. Сочетания дуг
образуют разнообразные ромбовидные и копьевидные узоры, напоминающие якутские сарбынньах ойуу.
Косые кресты в виде буквы X имеют множество
вариаций. Простой вариант встречается на изделиях из кости, более сложный - на
одежде. Если орнамент наносят на кожу красками, то рисунок оконтуривают
жгутиком оленьего волоса. Х-образный узор на одежде также вышивается бисером по
красному или зеленому сукну. Этот орнамент, ставший характерным для долганского искусства, по мнению СВ. Иванова, близок к
обско-угорскому орнаменту на дереве и кости.
На рукавицах и головных
уборах нередко встречаются трехвильчатые
фигуры "птичий след", характерные для эвенкийского орнамента.
Сдвоенный по вертикали подобный узор образует как бы стилизованное дерево. Мотив парных спиралей и рожек в виде
двух завитков на одной общей ножке, хотя и близок якутскому,
но имеет своеобразный долганский характер. Они
встречаются в традиционной вышивке белым подшейным волосом на ровдуге.
В целом, долганский орнамент отличается разнообразием стилевых
признаков. В процессе переработки традиций соседних народов он приобрел свои
отличительные черты.
З.И. Иванова-Унарова. Традиционное искусство народов
Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы,
чукчи, коряки). Якутск, Изд-во Якутского ун-та, 2005