Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Юкагирский национальный костюм
Комплект юкагирской одежды состоит из верхней плечевой одежды,
передника, головных уборов, обуви, штанов, рукавиц и дополняется
сумками. Это универсальный набор, так как он характерен как
для лесных, так и для тундренных юкагиров, для зимней и летней
одежды, а также одинаков по покрою для мужчин и женщин. Более
того, по характеру покроя и украшениям юкагирская одежда похожа
на эвенскую, что дало повод Иохельсону предполагать, что одежда
юкагиров заимствована у эвенов.
Исходя из концепции об американоидном происхождении юкагиров,
он полагал, что древняя одежда юкагиров должна была быть аналогична
чукотской и иметь глухой покрой,
что более соответствовало бы полярным условиям жизни. Действительно,
есть много сходства в прикладном искусстве эвенов и юкагиров,
порой трудно отличить их. Тем не менее, методом сравнительного
типологического анализа одежды юкагиров и эвенов, В.Х. Иванов
доказывает, что влияние культуры одного этноса на другой, в
данном случае эвенов на юкагиров, было не односторонним, а взаимным.
В частности, особые принципы конструирования плечевой одежды
юкагиров с широкой надставкой на подоле были частично восприняты
эвенами в зимних меховых кафтанах. Эвены заимствовали у юкагиров
конструкции кафтанов с отдельно выкроенными полками, переосмыслив
их как элемент орнаментации меховых кафтанов, который прочно
вошел в эвенское искусство. В свою очередь тундренные юкагиры
переняли у эвенов зимнюю меховую одежду мука. По характеру декора
отличия юкагирского искусства от эвенского заключаются в большом
разнообразии мотивов орнамента из подшейного волоса оленя и
более редким, чем у эвенов, украшением бисерными линиями и плетенками
из полосок кожи24.
Верхняя плечевая одежда
Общее название одежды на
верхнеколымском диалекте - «ниэр», на нижнеколымском
- «шукун». Верхняя
плечевая одежда, представленная различными типами кафтанов махиль, носила распашной характер. Как зимой, так и летом, материалом
служили оленья шкура и ровдуга. Одежда тундренных и таежных юкагиров в целом однотипна, различаясь
лишь в некоторых деталях. Например, подолы кафтанов тундренных
юкагиров часто имеют сзади заостренные вставки-"хвосты".
Зимние кафтаны
Зимой юкагиры носили двойную одежду. На тело надевали нижнее пальто из короткошерстной
летней шкуры олененка мягким мехом внутрь, поверх которого носили верхние кафтаны
из пушистой оленьей шкуры. Зимние кафтаны не имели воротников. Вокруг шеи носили
меховой шарф-боа.
Мужские меховые распашные кафтаны в большинстве
случаев имеют по бортам вертикальную вставку, широкую надставку
подола, со спины один или два трапециевидных клина с клапанами
над ними, глубокую фиксированную складку. Заметим, что у эвенов
наспинный клин имел треугольную форму, а трапециевидный клин
юкагирских кафтанов обусловил несколько иной принцип конструирования
кафтанов с укороченной спинкой. Тундренные юкагиры, имевшие
более длительный контакт с эвенами, шили кафтаны, напоминающие
эвенские мука со слегка удлиненным подолом сзади и отделанные
опушкой из черного меха собаки или росомахи. Зимние кафтаны
лесных юкагиров украшали по бортам вертикальные декоративные
столбики, составленные из довольно больших отрезков белого камуса,
разделенных узкими полосками темного камуса. В швы между ними
вставляли пучки красного волоса ларги (тюлененка). По мнению
В.Х. Иванова, этот более древний способ декорирования одежды
был воспринят эвенами у юкагиров, переосмыслен в виде более
сложного, ритмически повторяющегося узора элэ и стал со временем
одним из традиционных элементов украшения эвенских кафтанов.
А тундренные юкагиры, в свою очередь, обратно переняли у эвенов
тип украшения элэ из разноцветных полосок, т.е происходит своеобразная
инверсия при взаимовлиянии культур близких народов.25 Особую
декоративность юкагирским мужским кафтанам придает один длинный
ровдужный шнур на спинке, раздвоенный книзу с красными кисточками
на концах. На шнур из ровдуги нанизывают трубочками мех ларги,
окрашенный в красно-коричневый цвет. Существует еще другой тип
мужских меховых кафтанов, не имеющих вертикальной вставки элэ.
Вместо него борта и подол украшаются цельными вставками из камуса,
кожи и ткани, а также линиями бисера и оловянными бляшками.
Женские кафтаны чуть длиннее мужских
и выглядят более нарядными по характеру декора и по выбору материала. Юкагирки
предпочитали кафтаны из шкуры белого или светло-серого олененка. Женские
кафтаны тундренных юкагиров, как и мужские,
украшаются вертикальными столбиками по бортам, составленными из кусочков меха и
кожи. Подвески на спинках женских кафтанов бывают не одиночными, как у мужских,
а парными и свисают с двух боков. Кафтан из коллекции АМЕИ скроен из белого
меха оленя, а вставной вертикальный столбик типа элэ сшит из прямоугольников белого камуса,
узеньких полосок коричневого меха, разделенных кантиками меха крашеной ларги. По краям пришиты узкие полоски нерпичьего меха и
ленты ровдуги с вышивкой подшейным волосом лося. В
швы вставлены пучки крашеного волоса ларги (тюлененка).
Клинья со спины также составлены из кусочков черного и белого меха с кантиками
крашеной ларги. Над клиньями сверху сделаны надрезы,
с которых свисает густая бахрома крашеной ровдуги, в
количестве по 23 с каждой стороны. Сзади подол имеет слегка удлиненную овальную
форму. Подол опушен широкой полосой меха росомахи.
Кафтаны меховые глухого покроя типа рубашки имели
разрез у горловины и небольшой отложной воротничок. Иохельсон
полагал, что глухая кухлянка должна была быть древней одеждой юкагиров, имея в
виду их палеоазиатское происхождение. Но такой тип одежды не стал традиционным
у юкагиров. Сохранившиеся редкие старинные экземпляры показывают, что
декоративное оформление юкагирских кухлянок повторяло декор их же распашных
кафтанов. Они орнаментировались полосками ровдуги,
разноцветной кожи и красной ткани, украшались вышивкой подшейным волосом оленя.
Летние кафтаны
Летние кафтаны шили из ровдуги, из продымленной оленьей кожи или шкуры молодого
оленя, а также из ткани. По крою они похожи на зимние. Мужской кафтан короче
женского и не достигает колен. Это распашные кафтаны с двумя трапециевидными
клиньями со спины и орнаментированными клапанами над ними. Борта, подол и обшлага
рукавов украшены полоской черной ткани с красной каймой по краям. В одном случае
они имеют небольшой стоячий ровдужный воротник или псевдо-воротник, обозначенный
полосками красной и черной ткани, в другом - орнаментированный маленький воротник,
и снизу - широкую ровдужную каемку. В орнаментации кафтана широко пользуются
вышивкой подшейным волосом оленя или лося.
Летний женский кафтан из
ровдуги несколько длиннее мужского -доходит
до икр. Кафтан 70/8196 из АМЕИ имеет небольшой отложной воротник прямоугольной
формы. Сшит из двух полотнищ дымленой
ровдуги, соединенных швом посередине спинки.
Особенностью кроя этого пальто являются трапециевидные присборенные
клинья, вставленные сзади ниже линии талии на уровне бедер. Приталенный,
расширенный книзу силуэт пальто подчеркивают прямоугольные клапаны сбоку на
талии. Короткий вертикальный клапан спереди над подолом имитирует отсутствующий
карман. Подол, борта, обшлага рукавов, воротники клапаны отделаны полосками
черного бархата, окаймленными полосками красной ткани. Ткани пришиты сверху на ровдугу, все швы украшены белым подшейным волосом оленя,
имитирующим мелкий бисер.
Аналогичные летние
пальто шили из ткани и отделывали его полосками красного, черного и синего
сукна. В декоративном оформлении других летних кафтанов из ровдуги
широко применяли «бисерную» вышивку подшейным волосом оленя, а также мотив hэрэчэ,
чередуя
блестящий белый подшейный волос лося с окрашенным в
красный, иногда даже в синий цвет. Почти все элементы украшений: клапаны на
спине с металлическими бляшками, бахрома, фальшивые карманы, вышивка волосом,
амулет-камешек, пришитый к подолу - имели в древности магическое значение. В
памяти народа сохранилось главное их назначение как оберега, отпугивающего злых
духов.
Передники
Обязательным элементом юкагирского костюма, равно как и эвенского и эвенкийского,
является передник, который носили под распашным кафтаном.
Мужском передник нигэйэбун плотно закрывает грудь, завязывается на шее и на талии ровдужными шнурками и состоит из двух частей. Верхняя часть
зимних мужских и мальчиковых
передников имеет
форму трапеции, скроенной из кусочков оленьей шкуры ворсом внутрь, а нижняя
часть, почти квадратной формы, шьется ворсом наружу. Основу нижней половины
составляет олений камус, к
которому пришиваются с трех сторон - снизу и по бокам - полоски разноокрашенной
кожи, меха, «продернутые кожаные ремешки», вышивка hэрэчэ11
и кантики
из красной ткани, подчеркивающие чередующиеся разноцветные полоски. Таким образом получается орнаментированная рамка, которая
завершается по низу опушкой черного меха собаки. Мужские зимние передники не
имеют клапанов. Снизу пришиты обереги в виде амулетов-камушек.
Верхняя часть летнего мужского передника шьется из ровдуги, нижняя часть составляется из полосок оленьих камусов мехом наружу и орнаментируется полосками кожи.
Такой мужской нагрудник выглядит нарядно, как это видно на примере передника
70/ 8200 АМЕИ. Шейный вырез ровдужного верха украшен
полосками коричневой, белой ровдуги и черной, красной
ткани. Основа нижней половины сшита из полосок темно-коричневого
камуса и имеет в середине прямоугольный клапан, расшитый
hэрэчэ
и
украшенный полосками светло-желтой, коричневой и черной кожи. Основа с трех
сторон окаймлена орнаментированной полосой в семь рядов, средняя часть которой
выделена столбиками hэрэчэ. Орнамент состоит из
чередования тонкой кожи белого и черного цвета, через прорези которых пропущены
кожаные ремешки контрастного цвета, а также в шахматном порядке чередуются прямоугольнички, вырезанные из белой, черной и коричневой
кожи. Снизу опушен беличьим мехом.
Женские
передники абуйэ отличаются от мужских
характером декора: клапаны и подол обильно украшаются меховыми кисточками или ровдужной бахромой абудьэ, а нагрудная часть -
металлическими подвесками. В коллекции АМЕИ имеется оригинальный женский
передник, выкроенный из цельной шкуры оленя мехом внутрь. Этот передник имеет
более древнее происхождение, поскольку цельный крой предшествовал двухчастному. Кроме того орнамент нижней части в виде
вертикальных параллельных линий нанесен охристой краской. Снизу пришита опушка
из меха росомахи, еще ниже - длинная бахрома из ровдуги.
Двухчастные женские передники шили из ровдуги и оленьей шкуры.
Зимние женские передники, как и мужские, шили
мехом внутрь. Верхнюю часть шили из шкуры оленя, нижнюю часть - из камусов и украшали меховыми кисточками из беличьих хвостов
или ровдужных шнурков, на которые нанизан крашеный
мех тюлененка. Такие же кисточки пришивали к подолу и к низу орнаментированного
клапана.
Летние женские передники шили из ровдуги. В экземпляре 70/8195 АМЕИ шейный вырез подчеркнут
полосками красной и черной ткани. В верхней части передника, сшитой из дымленой ровдуги, имеется второй
прямоугольный клапан с длинной ровдужной бахромой.
Основу нижней части составляет крашеная ровдуга. Орнаментирована по бокам
и по низу полосками пэрэчэ и разноцветной кожи, ремешками кожи
контрастного цвета. Широкая полоска крашеной ровдуги на подоле разрезана в бахрому. В отличие от мужских, женские передники окаймляются бахромой или
меховой опушкой только снизу, в то время как мужские окаймляются еще и с боков,
образуя рамку.
На передниках молодых женщин
и девушек подвешивали латунные или бронзовые диски мэлуут-подьэрхо, или нагрудное солнце, а к нижнему
краю передника над кожаной бахромой подвешивали латунные колокольчики лонгчэ. К клапану передника прикрепляли
латунные подвески которые называются нигэйэбун-лудул, т.е. железо передника. Некоторые из
подвесок имеют форму человеческих фигур26. В отделке и украшениях женского
передника есть заметная параллель с шаманским передником. Металлические
подвески, изображающие фигурку человека в нагрудной части передника шамана,
юкагиры называли тенью или душой умершего шамана27. Ниже
располагается шаманское железное сердце - символ отваги, а под сердцем - орел,
т.е. дух-помощник, эйиидьи чийээнг. Под
ним пришивается железная фигурка другой разновидности орла, зимующего на Колыме
- хангилээнг, а еще ниже гагара волмаан-шалгаанг. Две железные пластины на подоле
передника называются "кормильцами шаманского желудка". Считается, что
такие "кормильцы" обычны для женских передников
и они защищают женщину от болезней в области брюшной полости, болезней желудка
и заболеваний женских органов. На женских и шаманских передниках встречаются
также металлические пластины, имеющие форму лука с прорезями и декором,
защищающие от простудных заболеваний, особенно - горла. Таким образом, исходя из символики шаманского костюма можно предполагать
аналогичность символики украшений женского передника, поскольку имеются общие
черты в шаманской и женской одежде сибирских народов.
Юкагирские головные уборы
Типичным головным убором
юкагиров был капор мого (монго). Повседневные
мужские и женские шапки имели одинаковый крой. Можно выделить два типа шапок: цельнокроенные из трех частей и сшитые из полосок. Наиболее
распространенными были шапки, выкроенные, как у эвенов, из трех частей: две
боковые лопасти и одна продольная полоса.
Зимние повседневные шапки-капоры, мужские и женские, шили
из шкурок белки, песца, лисы, пыжика, мехом наружу, из собачьих, лисьих и
оленьих лап; изнутри подбивали беличьим мехом или обшивали тканью. Пушистая
меховая опушка защищала лицо от морозов. Исключительно мужскими были шапки,
сшитые из шкуры медведя или росомахи, как знак лучшего охотника и смелого
воина. Кроме того, к зимним меховым шапкам пришивали ушки или рожки, придающие
охотникам силу зверя и чуткость слуха, охраняющие мужчин и женщин от злых духов
и болезней. В коллекции АМЕИ есть мужской капор, сшитый из песца с опушкой из
волчьего меха и с песцовыми же ушками. В других случаях к шапкам специально
пришивали рожки, свернутые из бересты или кожи, и обтянутые ровдугой.
Длинными рожками снабжаются и шаманские шапки из ровдуги.
Более распространенными были шапки-капоры из оленьих камусов, песцовых и лисьих лапок с приподнятым верхом,
отороченные пушистым мехом по овалу лица и с затылочной стороны.
Летние
повседневные шапки-капоры с приподнятой конусообразной макушкой также имели крой из
трех частей - двух боковых и продольной, закрывающей теменную и височную части.
Нарядные
летние шапки-капоры шили
из разноцветных полосок кожи и меха, украшали подшейным волосом оленя, бисером.
Среди таких шапок-полосок можно выделить два типа - один с ромбической вставкой
на макушке, другой - с открытой макушкой. Полоски составляются из
разноокрашенной кожи, ровдуги, hэрэчэ,
линии
бисера. Такие шапки носили как мужчины, так и женщины. По наблюдениям Иохельсона шапки с открытой макушкой носили только замужние
женщины. Мужчины носили их зимой под шапкой. Такие шапки оторачивали мехом
белки, собаки, оленя, или пришивали к ним спереди орнаментированную ровдужную полосу. Сзади шею защищали от комаров и мошек
узкие полоски меха или ровдуги, иногда ткани. Кроме
утилитарного назначения, шапки имели в старину сакральный смысл. Ритуальную
женскую свадебную шапку шили из лебяжьей или беличьей шкуры, которую хранили
после смерти женщины как семейную реликвию. После смерти мужа женщины на шапке
делали надрез в виде креста и выбрасывали28. Замужняя женщина в
отличие от незамужней девушки не должна была выходить к людям без головного
убора.
Ансамбль зимней одежды
дополняют меховые утеплители для щек и
подбородка (нумдьэт-амидийэ), снаружи крытые
тканью, а также меховые шарфы-боа. Тундренные юкагиры
обычно носили боа (ньамиирукуун)
из песцовых хвостов, а верхнеколымские - из
беличьих хвостов (нэмарай).
Штаны, пояса и обувь.
Непременную часть
комплекта юкагирской одежды представляли собой штаны и обувь мурэ.
Зимние
штаны шили
из шкуры оленя мехом внутрь. Штаны были короткие и длинные. Короткие мужские
штаны носили с высокой обувью, с меховыми или ровдужными
чулками, а длинные - с низкой обувью. Штаны привязывались к ровдужному
поясу игидиэнэ. Летние штаны шили из выделанной и дымленой ровдуги, иногда из
рыбьей кожи. Они были узкими и плотно прилегали к икрам ног. Шили также особые ноговицы из ровдуги,
которые привязывали ровдужными вязками к коротким штанами носили с короткой обувью.
Пояса были двух видов. На охоте мужчины надевали
поверх кафтана кожаный пояс йуо. Его
шили из длинных разноокрашенных полосок кожи. Пояс йуо из коллекции АМЕИ
представляет собой полоску кожи, окрашенной в коричнево-красный цвет, по
обе стороны которой симметрично расположены тонко выделанные полоски белой
кожи; затем черной и снова белой. Швы между полосками окантованы тонкой
коричнево-красной кожей. Декор дополняют сухожильные нитки, на которых намотан
белый олений волос. К поясу прикреплена овальной формы сумочка из ровдуги для патронов пулээд-абут, орнаментированная трехцветным
бисером и окрашенным волосом из гривы лося и с кантиками из красной ткани.
Другой пояс игидиэнэ
делали из ровдуги. Он представлял собой узкий
ремень без орнамента, но с костяными кольцами, к которым пристегивались ножи в
ножнах с двумя ровдужными вязками, стальное огниво, кисетик с трутнем, орнаментированный белым, черным и синим
бисером. Система вязок позволяла носить нож в ножнах на бедрах, чтобы
охотник-воин мог свободно двигаться.
По словам Иохельсона, пояс игидиэнэ является
наиболее характерной частью юкагирского костюма и, согласно древней легенде,
мертвого воина узнавали по поясу29. Поскольку сам пояс не имел
орнамента, то, возможно, опознавательным знаком могли служить подвески - ножи и
ножны весьма тонкой и искусной работы, кисет и огниво
и способ их ношения.
Зимняя
обувь мурэ была двойной, так как ее носили с меховыми
длинными чулками или короткими носками. Обувь шили из оленьих
камусов, часто в комбинации камусов
разного цвета. Мужскую обувь с высокими голенищами нонгаар - мурэ шили из камусов,
сочетая белый и черный цвет меха. Подошву делали из шейной части шкуры лося, а
также из коровьей и тюленьей кожи. Внутрь подкладывали стельку из сухой травы.
Верхняя часть голенища орнаментируется полосками черного и красного сукна и
полоской кожи. Аналогичный характер имеют зимние женские торбаза с высокими
голенищами, которые носили с меховыми чулками. Высокие торбаза, доходящие до
бедер, носили без меховых чулок. Ровдужными шнурками
они привязываются к коротким меховым штанам. Длинные женские торбаза из камусов выкраиваются из четырех частей: двух боковых,
передней и задней части. Места швов перекрываются узкими красными кантиками.
Нарядный вид придает обуви поперечная полоска камуса
контрастного цвета, вставленная спереди в середине голенища под коленами. Сзади
пришиваются кожаные ремешки, на которых обувь подвешивают для просушки.
Другой тип зимней обуви
представляют торбаза с голенищами, доходящими до колен. Передняя часть голенища
однотонного камуса выкраивается вместе с головкой,
отдельно выкраиваются две боковые и задняя части голенища, союзка и подошва.
Верх голенища завершает оторочка из разноцветных полосок кожи, продернутых
ремешков, вышивки hэрэчэ. На головке имеется
поперечная вставка коричневого камуса
или светлой кожи, вышитой цветными нитками или бисерной линией. В швы
зашиваются кантики красного сукна.
Весенне-осенняя
и летняя обувь нодьиинэр-мурэ шьется из хорошо выделанной
и продымленной оленьей или лосиной кожи и мягкой ровдуги.
Передняя часть голенища
мужской обуви из ровдуги выкраивается вместе с
головкой, отдельно кроятся задняя часть голенища, ровдужная подошва и оторочка. Подошва делается из мягко
выделанной кожи шеи лося. Такую обувь носят без чулок с вложенными в них
стельками из травы, которых меняют, если появляется сырость. Мужские ровдужные торбаза имели нарядный вид из-за широкой оторочки
наверху, составленной из разноцветных полосок кожи, продернутых ремешков,
вышивки hэрэчэ и бисерных линий. В
отличие от зимних унтов летние торбаза имеют широкую и длинную кожаную завязку
над лодыжками.
Оригинальный крой имеют женские летние торбаза из ровдуги,
у которых нижняя часть из черненой конской кожи выкроена наподобие
тапочек.. Голенище выкраивается из одного полотнища ровдуги
со швом спереди. В шов между голенищем и нижними «тапочками»
вставляется кантик из сложенной вдвое полоски светло-желтой
кожи. Спереди на подъемной части на месте соединения голенища
с нижней частью пришивается треугольный кусок белой или цветной
шелковой ткани. Зигзагообразная вышивка белым волосом оленя
или нитками скрывает швы аппликации. Ткань орнаментирована вышивкой
цветными нитками мулине дугообразными полосками, повторяющими
форму закругленного мыска обуви. Изящная вышивка нитками выполнена
в стиле hэрэчэ. Известный в Европе и Америке крупнейший этнолог
начала ХХ века Гудмунд Хэтт называет этот тип обуви «сапоги-туфли»
и считает его очень древней формой женской обуви в северовосточной
Азии, сохранившейся у эскимосов,
коряков и чукчей30.
Рукавицы и перчатки
Рукавицы молодьээ шили из одного куска мягкой оленьей
шкуры ворсом внутрь с оторочкой манжета из меха белки и лисы. Шили также
двойные зимние рукавицы: наружные из ровдуги, внутренние
из оленьего камуса или ондатры, а также из заячьего
меха. Шов большого пальца подчеркивался полоской hэрэчэ
из
окрашенного в красный цвет подшейного волоса лося. Мужские и детские рукавицы
прежде пришивали к рукавам зимних кафтанов или привязывали ремешками. При
необходимости руку высвобождали через специальный разрез у основания большого
пальца, который также опушали мехом.
Перчатки шархун-молодьэ (карксин молойэ) шили из ровдуги и тщательно орнаментировали.
Перчатки были теплые и холодные в зависимости от погоды и назначения.
Теплые перчатки с наружной стороны шили из ровдуги, окрашенной
в теплый желто-коричневый цвет. Изнутри подбивались белым мехом
горностая или ондатры. У лесных юкагиров манжета опушается беличьим
мехом. На перчатках, подобно рукавицам, делали также разрез,
опушенный мехом ондатры. Тыльную сторону украшали вышивкой нитками.
На зимних перчатках вышивка была несложная: края пальцев вышивали
крестиком, большой палец подчеркивался как на якутских
перчатках вышивкой по кругу и по вертикальному шву. С центра
к пальцам тянулись три столбика вышивки тамбурным швом. Холодные
юкагирские перчатки шили из тонко выделанной ровдуги без подкладки
и расшивали шелковыми нитками. К краям манжет пришиваются полоски
красной и черной ткани. Основание пальца подчеркивали вышивкой.
Тыльную сторону перчатки украшали кружочком или овальной формы
орнаментом, расшитым крашеным подшейным волосом лося или оленя.
Вышивали также бисером или цветными нитками крестиком.
Сумки и кисеты
Сумки и разнообразные чехлы и мешки были необходимым предметом при кочевках и
отличались, в зависимости от назначения, формой и материалом. Дорожные сумки и
кисеты шили из оленьих камусов, из кожи гусиных и
лебединых лапок, из кожи рыбы.
Сумка
для вьючного оленьего седла шьется из ровдуги. Сумка двойная,
т.е. спускается с двух сторон седла.
Лицевая сторона украшена
орнаментом из кусочков кожи, бисером, кожаными кисточками и полосками цветной
ткани.
Дорожные
сумки для
хранения предметов домашней утвари шили из ровдуги, камуса или кожи рыбы с твердым днищем. Сверху завязывались
тремя парными кожаными завязками. Иные сумки закрывались на навесной клапан. Маленькие сумочки для
ложек шили из кусочков светло-желтой и темно-коричневой птичьей
кожи. Декоративность изделию придает сам рисунок кожи. Сверху пришивают полоску
ровдуги с ремешком-вязкой. Женские сумки шоги для швейных
принадлежностей шили из вертикально расположенных полосок темно-коричневого и
белого камуса. Верхняя часть орнаментируется
поперечными полосками, составленными из белых и темных прямоугольничков
и однотонных полосок.
Сумочки
из лебединых лап для
женских украшений называются индьирги. Шили
их из черной кожи от лебединых лапок. Сумочки имели закругленную овальную форму
и более узкий навесной клапан. Такие сумки украшаются полосками расшитой
нитками ткани или орнаментированными кожаными ленточками.
Кисеты,
которые
носили на поясе или на шее на длинном шнурке, шили из ровдуги
и всю поверхность орнаментировали полосками разноокрашенной кожи, ткани,
вышивкой подшейным волосом лося. Сверху пришивали полоску ровдуги,
в которой делали прорези для ровдужного шнурка-вязки.
Мешочки
для трута состоят
из двух сумочек; наружной квадратной и внутренней округлой формы. Наружная
сумочка шьется из полосок кожи и ровдуги и украшается
полосовым орнаментом.
Сумки
для патронов делали
из мягкой ровдуги и украшали
полоской hэрэчэ
и бисерными
линиями.
Снежные
очки, как
было выше сказано, делали из бересты, а также из кожи с узкой прорезью в два
миллиметра.
Современное
народное искусство юкагиров переживает сложный период. В середине 1980-х годов верхнеколымские мастерицы, проживающие в селах Нелемное и Зырянка, не видели разницы между юкагирскими и
эвенскими изделиями, настолько тесно были переплетены традиции искусства этих
народов. В этих же поселках жили рядом и эвены, и юкагиры. Пожилая эвенка
Прасковья Семеновна Слепцова была хорошо знакома с техникой
обработки шкуры и кожи и обучала молодежь своему ремеслу. Она шила традиционные
эвенские изделия с эвенскими же терминами найми, нэлэкэ, дудика.
Юкагирки Февронья Алексеевна Шалугина, Варвара Владимировна Фила-това, Акулина Васильевна Слепцова
работали больше в юкагирских традициях и шили кафтаны наймака, передники нигэйэбун, обувь
калиберки, сумки для женского рукоделия. В
1990-х годах увеличилось количество юкагирских мастериц, возрос интерес к
народным традициям. Изделия лесных юкагиров отличаются красочностью из-за
обильного применения разноцветного бисера.
В изделиях тундренных юкагиров наблюдается больше сдержанности в
колорите, меньше бисера и более широкое применение подшейного волоса оленя
методом hэрэчэ, когда на кожу
накладывают белый и крашеный подшейный волос оленя или лося, прихватывая их
сухожильными нитками. Таковы комплекты одежды, выполненные мастерицами Е.И. Тымкель и М.Н. Тохтосовой. В основном,
современные мастерицы шьют сувенирные изделия, небольшие сумочки из оленьего камуса, из рыбьей кожи и лапок гуся и лебедя.
Искусство тундренных юкагиров вывел на большую дорогу
профессиональный художник и писатель Николай Курилов, специфика творчества
которого корнями обращена к народному устному и изобразительному фольклору.
Орнамент
Резным орнаментом
покрывали женские кроильные доски и мелкие предметы, сделанные из дерева -
коробочки, ложки, гребни. Наиболее характерным юкагирским орнаментом считается
зигзаг. Зигзаги образуют как волнистые плавные линии, так и остроконечные.
Полосовой геометрический
орнамент, применяемый на одежде и обуви из кожи и меха, на поясах, сумочках и кисетиках состоит из простых геометрических мотивов - линий,
квадратиков, треугольников, зигзагов. Благодаря разнообразию технических
приемов и применению различных материалов простой полосовой орнамент юкагиров
выглядит необычайно богато. Линия чередующихся зигзагов из белого и крашеного
волоса, вышитая подшейным волосом оленя или лося, носит эвенское название hэрэчэ. Наряду с кожей,
сухожильными нитками, белым и крашеным волосом оленя или лося в орнаментации
женских головных уборов юкагирские мастерицы пользовались также полосками,
вырезанными из пищевода собаки. Бисер применяли реже по сравнению с эвенками и
эвенами.
Кружковый орнамент, выполненный
вышивкой hэрэчэ из
подшейного волоса лося и бисера, обычно наносится на тыльную сторону перчаток.
Полуовалы и дуги из полосок ткани, подчеркнутые вышивкой волосом лося и
цветными нитками украшают подъем летней обуви из ровдуги.
Как и металлические диски на женских передниках, так и кружковый
орнамент, и дуги разноцветные играли сакральную роль оберегов. Поклонение
солнцу, характерное для всех арктических народов, устраивающих праздник солнца
после полярной ночи, придает особый магический смысл кружковому или солярному
орнаменту.
З.И. Иванова-Унарова. Традиционное искусство народов
Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы,
чукчи, коряки). Якутск, Изд-во Якутского ун-та, 2005