Одежда русского населения Средней Азии изучена еще в
меньшей мере, чем жилище. Дореволюционные исследователи не описывали ее, а лишь
отмечали, что она крайне разнообразна: «Тут и малороссийская плахта рядом с
«немецкою» кофточкой и хохлацкие шаровары «шире Черного моря», и едва ли не
рейтузы в обтяжку, рубахи, пиджак, сарафаны, картузы, бараньи шапки»1.
Полевые исследования, проведенные в Прииссыккулье, в селениях со смешанным русско-украинским
населением, показали, однако, что это разнообразие отошло в прошлое. В
результате совместного обитания русских и украинцев здесь повсеместно
выработалась единая, общепринятая манера одеваться, которой следовали, чтобы не
вызывать насмешек («сарафанницы»), и все вновь
приезжавшие. Основу этой одежды составлял национальный костюм южнорусского
типа, на что указывает тип женского головного убора (шлычка), наличие
фартука (запон) и быстрое вытеснение сарафана
поясной одеждой — юбкой.
Будничный костюм женщины-переселенки в Прииссыккулье, начиная с 70-х годов прошлого века и вплоть
до Великой Октябрьской революции, составляли длинная рубаха и юбка из домотканного, крашеного, реже набивного, полотна. Рубахи
носили сшивные, чаще всего с кокеткой (перелинкой),
скошенными боковыми полотнищами и длинными рукавами. Первоначально их шили
из холста и украшали вышивкой вокруг ворота. В предреволюционные же годы в
богатых семьях верхнюю часть рубашки — стан — часто шили из ситца, а
нижняя часть — подстава, подточка — оставалась холщевой.
Поверх рубахи надевали широкую, в четыре-пять полотнищ, юбку, зимой из
шерстяной ткани домашнего производства, летом из ситца. Шерстяные ткани для
замужних женщин принято было ткать в клетку, для девушек же (надевавших юбку с
12 лет, а до этого ходивших просто в рубахах) ткали двуличку,
основа которой чаще всего была черного, а нить
утка — красного цвета.
Девушки покрывали голову платком, а замужние женщины
носили шлычку — сшивной головной убор, завязывающийся сзади тесемками,
прикрывающий волосы и часть шеи. Убор этот надевали торжественно, после
венчания: молодую загораживали шалью, которую держали за уголки дружка подружка; сваха разделяла волосы (девушки носили всегда одну косу «под
зачес», пробор делать считалось зазорным), заплетала две косы, выкладывала их
венцом на голове и повязывала шлычку. При выходе на улицу поверх шлычки
надевали платок. Шлычки можно и теперь встретить на головах старух, только уже
не белого цвета с вышивкой и сборками или алого, как того требовала мода конца
прошлого — начала настоящего века, а пестрые ситцевые. По покрою
шлычка является модернизированной сорокой южнорусского типа.
Вторым сшивным женским головным убором были самшурки — чепчики на вздержке, плотно
облегающие волосы. Они встречались значительно реже, главным образом у
позднейших переселенцев с Алтая и из Сибири. Платок — универсальный женский и
девичий головной убор — широко бытует и в наши дни. Не только на улице, но и
дома редко можно встретить женщин и девушек с непокрытой головой. Большая часть
из них носит длинные волосы. Правда, традиционные прически уже не соблюдаются.
Девушки часто заплетают две косы и укладывают их различными способами: одни
носят высокую прическу «короной», другие — улиткообразный узел на затылке — кукушечку.
Непременной принадлежностью будничного женского
костюма в начале нашего столетия был передник, а для особенно грязной работы и
для жнивья — запон — фартук, надевавшийся поверх
рубахи и прикрывавший рукава и переднюю часть туловища от шеи до колен, с длинными
рукавами. Праздничные передники были поясные. По подолу девушки вышивали их
крестом, женщины же чаще украшали кружевом.
Праздничной одеждой служили юбки и кофты из
хлопчатобумажной ткани, а у богатых — из шерсти или шелка. Если они были
одноцветные, их украшали вышивкой. Кофты шили широкие, на кокетке, их всегда
носили навыпуск, но обязательно подпоясывали фартуком и поясом, тканным или
плетенным из разноцветной шерсти. Чулки вязали сами из конопляных или шерстяных
ниток. Будничную обувь (калиголки,
чуньки, чирки) делали обычно из сыромятной, реже
из выделанной кожи; в праздничные дни носили покупные ботинки на резинках, или
на шнуровке.
Верхнюю одежду рабочего типа шили из домотканного сукна; теплушки — жилетки в талию
носили главным образом старухи; корсетки — короткие жакеты с рукавами —
девушки и женщины. В дальнюю дорогу надевали стеженные
или овчинные тулупы и валенки.
Праздничные пальто и полупальто — сачки, казачки, стеганные
на вате, шили из фабричной ткани.
Сачки и шубки (которые крыли чаще всего черной
хлопчатобумажной тканью) приготовляли главным образом к свадьбе. По местным
обычаям это делали за счет жениха и включали в стоимость кладки. Кладка
— частичное обеспечение молодых (называемая здесь в подражание местному термину
калымом) — состояла из двух упомянутых пальто, двух полушалков, ткани на
подвенечное платье, ботинок и 25—30 руб. деньгами. Со стороны невесты таким
обеспечением были дары — подарки от ближайших родственников и приданое,
состоявшее из постельных принадлежностей (войлока для подстилки, одеяла и
подушек), полотенец, скатертей и одежды. Скатерти и полотенца невеста
изготовляла сама на ткацком стане, в зависимости от умения на двух или
четырех дощечках.
В настоящее время многоремизное
ткачество уже не бытует, и хотя в большей части сел имеются ткацкие станы, их
используют исключительно для тканья половиков.
В наши дни одежда девушек и женщин Прииссыккулья
совершенно изменилась. Они носят готовые или сшитые по городской моде платья,
костюмы, пальто и фабричную обувь. Из элементов городской одежды здесь упорно
не прививаются только шляпы, вместо которых носят разнообразные
хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные платки, преимущественно белые.
Мужчины в дореволюционное время в будни носили одежду
из домотканного полотна: рубаху с высоким косым
воротом и кокеткой, штаны довольно узкого покроя (без срединной вставки) и
высокие сапоги. Во время уборки снопов и на охоту часто надевали кожаные штаны (чамбары), которые шили также без срединной вставки.
Мужскую верхнюю будничную одежду изготовляли из домотканного сукна и называли корсеткой. Зимой носили
полушубки из овчины, поверх которых в дорогу надевали зипуны с очень широкими
воротниками шалью, заменяющими капюшон, и тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали
широким поясом: длинным, трехаршинным куском кумача или синей тканью, несколько
раз обмотанной вокруг талии и стянутой спереди узлом.
Излюбленные головные уборы — картузы, валяные колпаки
и шапки с круглым меховым околышем или
ушанки.
В праздник надевали рубаху из ситца, кумача или
миткаля (последний часто с вышивкой), а наиболее богатые — из кашемира, и летник
— пиджак из фабричной шерстяной ткани. Кулацкие сынки носили костюмы-тройки
городского типа и лакированные сапоги.
В настоящее время мужской костюм русского сельского
населения мало отличается от городского. Следует лишь отметить повсеместное
ношение тюбетеек, а в праздничные дни тужурок и костюмов из вельвета и бархата.
Костюм исчезнувшей ныне социальной группы населения —
военных: поселенцев казачьих станиц Семиреченского
войска несколько отличался от крестьянского. Имея
лучший материальный достаток, казачки не носили домотканных
тканей. Не шили они и фартуков. Костюм их отличался немного и по покрою.
Например, юбка у них была значительно уже (не в четыре, а в два с половиной
полотнища), кофточка короче и по фигуре, вместо сапог казачки носили ботинки и
даже туфли.
Казаки ходили в костюмах из фабричной ткани, носили
рубаху с прямым воротом и высокую папаху из мерлушки — курпечка
(от киргизского «кёрпё»). Отличались они и
прической с чубом, в то время как крестьяне старики стриглись под кружок, а
молодежь — под польку.
На территории Средней Азии имеется одна локальная
группа русского населения, у которой вплоть до наших дней бытует старинная
женская одежда. Это уральцы Аму-Дарьинского оазиса,
консервации быта которых способствовало то, что они принадлежали к
старообрядцам различных толков, чуждавшимся до недавнего времени не только
местного, населения, но и остальных русских.
Костюм женщин этой группы не только
старшего, но и среднего поколения сохранил вплоть до наших дней покрой и
некоторые особенности севернорусской одежды XVIII —
начала XIX в.
Основными его элементами являются рубаха с длинными, присборенными
у кисти рукавами, украшенная на плечах цветными вставками — выставками, и
сарафаны различного покроя (в перекат, косоклинник),
пояс домашнего изготовления, плетенный или тканный из разноцветного гаруса, запон, простой
или с вышивкой, а на голове волосник, поверх
которого в праздничные дни повязывают расшитую золотовку, покрываемую платком.
Девушки чаще всего уже одеваются по городской моде, но
каждая имеет в сундуке сарафанку — девичий
сарафан прямого кроя с грудкой, выложенной крупными складками из той же ткани, в который наряжается по праздникам. На голову
они надевают твердый полуобруч, носимый на макушке,
поверх которого повязываются золотовка и платок.
Мужская одежда уральцев менее сохранила налет старины
и мало отличается от костюма остального русского населения среднеазиатских
республик.
О костюме потомков коренного населения уральского
казачества, живущих в Казахстане по берегам Урала, в современной литературе
сведений не имеется. По историческим данным, будничная летняя
одежда уральских казаков в начале XIX в. состояла из длинной холщевой
рубашки, широких шаровар (кроившихся с ширинкой), халата из легкой ткани с
широкими, суживающимися к кисти рукавами, узорного пояса из цветного гаруса и
высоких сапог. Зимняя одежда дополнялась зипуном — верхней одеждой из
сукна того же покроя, что и халат, и тулупом — зипуном, подбитым, в зависимости
от зажиточности семьи, более или менее дорогим мехом. Покрой халата, зипуна и
тулупа был очень близок к покрою халатов местного казахского населения, от
которого, по всей вероятности, и был заимствован. В праздничные дни казаки надевали
форменное платье.
Казачки до середины прошлого века носили сороку —
кокошник северновеликорусского типа, который
покрывали платком, а девушки только платок; рубаху северновеликорусского
типа из холста или полотна с цветными выставками на плечах из фабричной ткани и
глухой, по горло, сарафан. Сарафан имел косоклинный
покрой и у шеи собирался крупными складками. Спереди его украшали пуговицами и двойным рядом галуна. Рубаху и сарафан подпоясывали под
самой грудью шнуром, шелковым или гарусным поясом. Поверх сарафана носили
распашную безрукавную одежду, называемую фуфайкой, а в зимнее время
короткую шубку на меху. Обувью
служили туфли, называемые черыками.
Одежда так называемых бухтарминцев — локальной группы русского населения,
обитающей на крайнем востоке Восточного Казахстана — до Великой Отечественной
войны поражала архаичностью. Поселившись в конце XVII —
начале XVIII в. в труднодоступных горных долинах, вдалеке от основной
русской территории, на границе с Монголией, бухтарминцы
жили крайне замкнуто и в неприкосновенности сохранили реликтовые формы одежды,
совершенно исчезнувшие или сильно видоизмененные на равнине под влиянием
соседей и главным образом городских образцов.
Основными элементами женской одежды бухтарминок была рубаха (рукава) и сарафан. Рубаху
кроили с прямыми поликами.
Она имела длинный широкий присборенный у кисти рукав,
узкий стоячий или отложной воротник и украшалась по вороту борками,
поверх которых наносили вышивку. Часто рукава и
сарафан шили из одинаковой ткани и в таком случае этот костюм
назывался парочкой. Древнейшей формой сарафана у этого населения,
теперь уже вышедшей из употребления, был косоклинный
сарафан без переднего шва (дабинник), восходящий
по форме к севернорусской одежде XVI—XVII вв. Встречающиеся в настоящее время косоклинные сарафаны с ластавкой
также имеют многочисленные аналогии в севернорусской
одежде, но несколько более позднего времени. Однако наибольшее распространение
в наши дни имеют «полукруглые» и «круглые» сарафаны, которые шьют из
шести-восьми прямых, сверху присборенных полотнищ.
Эта мода вошла здесь в быт с начала нынешнего столетия и до сих пор является
господствующей для женщин пожилого возраста. Круглые сарафаны чаще всего также
шьют парочкой и подпоясывают ткаными, реже вязанными из разноцветного гаруса
поясами. Поверх сарафана раньше надевали нарукавники — фартук на кокетке
с длинными рукавами. Будничные нарукавники шили из тканей домашнего
производства, праздничные — из пестрых фабричных. Вдоль кокетки и на плечах их
украшали вышивкой. В настоящее время нарукавники выходят из употребления и
встречаются лишь у глубоких старух в качестве праздничного наряда.
Верхнюю женскую одежду прежнего времени называли одежкой.
Это стеганный на шерсти халат, подпоясываемый широкой гарусной опояской. В
зимнее время носили шубу на меху и теплый платок.
Головные уборы бухтарминских
женщин по своему типу также принадлежат к северновеликорусским.
Прабабкам нынешних женщин по выходе замуж волосы заплетали в две косы (девичья
прическа — одна коса без пробора) и укладывали их венцом таким образом, чтобы
сзади они не перекручивались (иначе «грех»), поверх надевали кокошник из
позумента. Бухтарминские кокошники по форме близки к
кокошникам архангельского типа. Они имели жесткое, не очень высокое очелье и
увенчивались выпуклым нависающим жгутом (кишка). В наше время даже в
сундуках они уже ни у кого не хранятся, но заменивший их шамшур
— мягкая шапочка без каркаса, на вздержке, из хлопчатобумажной ткани имеет
сходный покрой. Все пожилые женщины продолжают носить шамшуры,
прикрывая их, даже дома, платком. Головной убор девушки — повязка —
представляет собой большую, в несколько слоев сложенную наискосок шаль, так что
она как бы превращается в широкую ленту. Повязкой охватывают лоб, а на затылке
завязывают ее простым узлом. В настоящее время такой способ ношения платка стал
редкостью. В 20-е годы нынешнего века под влиянием соседей появилась мода на
платки меньшего формата, которые складывают на угол и повязывают «под губу».
Такая манера ношения платка и до настоящего времени является господствующей и у
девушек и у женщин.
Одежда женщин среднего возраста и молодежи после
Великой Отечественной войны под влиянием нового быта, властно врывающегося в
эти районы, особенно в связи с постройкой Иртышской ГЭС, совершенно изменилась.
Они одеваются преимущественно в готовое платье, приобретаемое в местных
магазинах. Единственной уступкой старому с их стороны является то, что одежду
обычно покупают не по мерке, а на несколько номеров больше с тем, чтобы она не
обтягивала фигуру, а ложилась на ней свободными складками. Характерно также
предпочтение, отдаваемое одежде из ярких цветастых тканей.
Обувь, бытующая и по настоящее время,— высокие сапоги,
а зимой — валенки.
Мужская одежда старейшего типа — рубаха-косоворотка без воротника и широкие холщевые штаны — чамбары. Как
то, так и другое уже вышло из употребления лет 80 назад. Рубаха более нового
типа, бытовавшая вплоть до Великой Отечественной войны, кроилась с клиньями по
бокам и имела небольшой воротник — ошейник. Ее украшали борами, образующими
вид кокетки, и богатой вышивкой с геометрическим узором. Рубахи эти шили из
тканей ярких тонов и подпоясывали широкими опоясками, вытканными или связанными
из разноцветного гаруса. В настоящее время таких рубах уже не носят. Их хранят
в сундуках в качестве «смертной» одежды, а молодежь использует их для клубных
выступлений. Старинная верхняя одежда (подоболочка)
кафтан шабур в
настоящее время вытеснена шинелью, ватником или пальто.
Сменился и головной убор — вместо валянной из шерсти
шляпы с полями — пуховки — носят близкую ей по форме фетровую шляпу, а
молодежь, прошедшая службу в армии, ходит в фуражках воинского образца.
Одежда русского, украинского и белорусского населения совхозов, организованных на целинных и залежных землях Казахстана, благодаря
значительному проценту переселившихся сюда горожан имеет много общего с одеждой
городского типа, отличаясь от нее лишь типом обуви и наличием непромокаемой
рабочей одежды, более приспособленной к местным климатическим условиям.
1 В. П. Вощинин. Очерки нового
Туркестана. СПб., 1914, стр. 43.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963