Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной
и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены
связи времен, племен, народов, различных географических регионов
Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации
костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный
в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа и т.п., для
пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани.
Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок
чуваши шили нательную одежду - рубахи кепе, штаны йем, детали
головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сахман, халаты шупар/пустав,
чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап - из овчины
домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и
множеством складок были предметом особой гордости их владельцев
и воспевались в песнях.
Мужской чувашский костюм
Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой
рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии
шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности
чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне
и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся
теплой одеждой - шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.
В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским.
Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным
образцам. Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной
рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной
несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки
с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин
излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. В отличие
от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким
отличием между более патриархальными формами костюма верховых
и низовых групп.
Женский чувашский костюм
Особый интерес при изучении одежды вызывает комплекс женского
чувашского костюма. Традиционная рубашка шилась из белого домотканого
холста. Белый цвет был священным для чувашей. Крашенные нити и
пряжи использовали в вышивках.
Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев,
кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители,
приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей
был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского
костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого
анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан
вышитой повязкой масмак. Размеры и формы сурпана и хушпу различались
у низовых и анат-енчи: так у анат-енчи хушпу имел форму усеченного
конуса, а у низовых - полусферическую форму с отверстием в центре.
Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых,
но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую
бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами.
Девичья застенчивость, скромность и мягкий характер, вместе с
этим богатство души, чистота внутреннего мира отражены в этом
уборе. Концы остриев, возвышающиеся над бисерной поверхностью,
нередко выполнялись из олова. Самой отдаленной эпохой, где искусствоведы
обнаруживают параллели тухье, является III тыс. до н. э. (ареал
южных областей Средней Азии и Северного Ирана), а наиболее близкое
к сегодняшнему дню время - V-VII (районы Северного Таджикистана,
древний Пенджикент) и VIII (ранний период Волжской Булгарии) века
. В настоящее время головной убор, похожий на тухью, можно встретить
в туркменской тахъе.
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые
платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным
верхом или шерстяные платки с бахромой.
Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти,
а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные
- ама, шюлкеме, перевязь - тевет, наспинное - пусь хысе, подвески
к поясам - сара, к сурпанам - сурпан сякки. Все они изготовлялись
из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.
Как отмечает А.А.Трофимов, самые ранние из украшений, которые
имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более
ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции,
идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого,
как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости
от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются
они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их
носителей.
Женские и девичьи украшения чувашей имеют свои аналогии в костюмах
поволжских народов: марийцев, мордвы,
удмуртов. Одним из популярных украшений был нагрудник, часто -
треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.
Различия касаются набора предметов, покроя, орнамента, цветовых
сочетаний, способа ношения, композиции, технических приемов изготовления.
Большинство этих различий ограничено географическим расположением
этнографических групп - как на территории Чувашии, так и за ее
пределами.
Одеяние чувашей современной Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской
и др. областей, Татарстана и Башкортостана относится, в основном, к низовому
типу, но и в этих регионах и сегодня встречаются комплексы одежды, близкие к
средненизовому и верховому типам.
Чувашская вышивка
Изобразительное искусство долгое время оставалось прикладным. Наиболее распространенным
видом являлась вышивка. Чувашию издавна называли краем "ста тысяч узоров". Вышивали
на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли
двадцать пять видов швов.
По композиции, мотивам, технике исполнения, цветовой
гамме вышивка различается по трем этнографическим группам.
В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов
он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит
в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается
полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности:
для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего,
зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же
анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками,
однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и
некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины
каури.