Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Белорусский национальный костюм
Для традиционной белорусской одежды было характерно
относительное единство как всего комплекса народного
костюма, так и основных его частей на всей территории расселения белорусов.
Некоторые областные особенности проявлялись преимущественно в характере
украшения одежды, в ее расцветке и покрое. В отдельных элементах одежды
сказывались связи с соседними народами.
Традиционная белорусская одежда
В конце XIX — начале XX в. основные части мужского
традиционного костюма белорусского крестьянина составляли белая полотняная
сорочка (рубаха, кашуля), полотняные
штаны (нагавiцы) и пояс. Наиболее
древним покроем рубахи был туникообразный, но такая
рубаха у белорусов в конце XIX в. встречалась лишь изредка. Мужская рубаха доходила
почти до колен, старики носили иногда длинные рубахи и ниже колен. Характерной особенностью белорусской мужской
рубахи являлся прямой грудной разрез.
Этим она отличалась от более
поздней по времени появления русской
косоворотки, у которой разрез был на
левой стороне груди. У выходной,
праздничной рубахи, сшитой
из более тонкого, отбеленного полотна, вдоль грудного разреза,
прикрывая его, шла широкая полоса, отделанная вышивкой (манiшка,
грудзiна).
Вышивкой или тканым узором в нарядной мужской рубахе покрывались
также подол, манжеты и воротник, обычно отложной или стоячий. В
юго-восточных районах Белоруссии узорной полоской иногда
украшались также плечи вдоль
линии вшивания рукавов. Во время работы крестьяне носили рубаха без всяких
украшений. Такой же, как того требовал
обычай, была и рубаха, приготовленная «на смерть».
У ворота рубаха застегивалась на одну пуговку (деревянную или металлическую),
иногда завязывалась двумя пришитыми тесемками или красным шнурочком (жычкай),
продетым через петельки. В отличие от украинцев,
носивших рубахи заправленными в штаны, белорусские мужчины, как и русские, носили
рубахи поверх штанов. Рубаха подвязывалась цветным шерстяным поясом разной ширины.
Пояс являлся обязательной частью традиционного мужского костюма белоруса. Завязывался
пояс таким образом, чтобы, обвив талию несколько раз, концы его свисали вместе
спереди или врозь на боку, чаще на левом. Иногда пояс заменял сыромятный ремень
(дзяга) или просто шнурок (матузок).
Поясную мужскую одежду составляли штаны (порты, порткi, нагавiцы, майткi), обычно узкие.
Холщовые штаны носили летом; шились они как из белой, некрашеной ткани, так и
из цветной, чаще полосатой, темных тонов. Зимой поверх полотняных
обычно надевались суконные или полусуконные штаны.
В ряде мест Белоруссии составной частью мужского
крестьянского костюма являлась безрукавка (камiзэлъка),
которая надевалась поверх рубахи и достигала пояса. Шилась она из
домотканого сукна, обязательно цветного, часто в небольшую клетку или в
полоску. Спинка без хлястика делалась из домотканого
полотна. Впереди «камiзэлька» застегивалась на
пуговицы.
Наиболее характерными мужскими головными уборами
белорусов были белые или серые, изредка коричневые валяные шапки (валенкi, магеркi, маргелкi). Летом носили
также круглые шляпы с широкими полями (брылъ, капялюш) из соломы, иногда из камыша и даже из лозы. На
зиму шили овчинную шапку шерстью наружу (кучму), а
также ушанку (аблавуху) из заячьего меха или
из овчины. В конце XIX в. в белорусской деревне широко
распространился картуз с козырьком.
Характерные черты белорусского национального костюма
были ярче выражены в женской крестьянской одежде. Основу ее, как и мужской
одежды, составляла рубаха (кашуля). Древнейший
тип женской рубахи туникообразного покроя почти
целиком исчез к началу XX столетия и кое-где сохранился только в одежде старух.
Распространенной особенностью белорусской женской рубахи было наличие в ней так называемых палiкоў,
особых прямоугольных вставок на
плечах обычно из более тонкого полотна, украшенных вышитым или, чаще, тканым
орнаментом.
Женской поясной одеждой надевавшейся непосредственно поверх рубахи, служили
разного рода юбки из домотканины — льняные, полусуконные и шерстяные, а также
из покупной фабричной материи. В будние летние дни женщина-крестьянка носила
белую полотняную юбку, иногда только на подоле украшенную узкой полоской тканого
орнамента. Зимние и праздничные юбки шились из полусуконной ткани, изготовленной
на льняной основе с шерстяным утком или из чисто шерстяной ткани домашнего производства.
Полусуконная юбка называлась палавiннiк, дрылiх. Шерстяная или полусуконная
домотканая юбка из яркой полосатой или клетчатой ткани почти повсеместно называлась
андарак и являлась характерной поясной одеждой белорусской крестьянки.
Искусно вытканный андарак придавал красочность белорусскому национальному костюму.
Областные различия андарака проявлялись в характере и направлении полос; андараки
с горизонтальными полосами были больше распространены в южных и западных областях,
с вертикальными — в восточных и северных областях Белоруссии. Везде встречались
андараки в клетку (у шашкi). В отдельных местах Гродненской, Могилевской
и Гомельской губерний андараки шились из однотонного темного материала. Особенностью
белорусского андарака была небольшая вставка впереди из ткани другого цвета
или из холста. Название андарак, так же как саян, известно и литовцам
(«andarokas», «sijnds»), в традиционной одежде которых обнаруживается ряд черт,
близких с белорусской одеждой. На восток от Белоруссии андарак далеко проник
в среду русских (Смоленская, Брянская, Орловская губернии).
В некоторых районах Гомельской и Могилевской областей, расположенных на границе
с украинским и южнорусским населением, до недавнего времени
сохранялась старинная форма женской
поясной одежды — панева, паневка, плахта, которая
состояла из двух кусков цветной клетчатой шерстяной ткани, сшитых
по длине до половины.
Поверх юбки белорусские женщины подвязывали передник (фартух) и пояс. Яркий цветной пояс издавна являлся
необходимой и характерной частью белорусского национального костюма — мужского
и женского. Широко был известен также плетеный или вязаный пояс.
Одной из составных частей национального костюма белорусской крестьянки была
цветная безрукавка (кабат, гарсецiк, шнуроўка). Она шилась
в талию, с большим грудным вырезом, обычно из фабричной материи
и украшалась вышивкой, тесьмой или аппликацией. С помощью шнурков
или крючков безрукавка туго стягивалась, спереди, одновременно
заменяя собой лиф. Более зажиточные крестьянки шили себе праздничные
кабаты из парчи или бархата. В безрукавке белорусского женского
костюма заметны связи с одеждой прибалтийских народов и поляков.
Головные уборы женщин-белорусок отличались заметным
разнообразием. Девушки носили обручик с налобником,
украшенным орнаментом, цветную ленту или узкий тонкий ручничок с орнаментированными налобником и
концами, спадающими на спину. После выхода замуж женщина переставала носить
косы и убирала волосы под чепец. По старому обычаю ей запрещалось появляться
при посторонних и при родственниках мужа с непокрытой головой. Головными уборами замужних женщин были наметка в различной навивке
и шитый чепец (каптур) с вышитым
налобником, тонкий полотняный павязнiк с
орнаментированными налобником и концами, которые спускались на спину или на
плечи, а также полотняный, ситцевый или шерстяной платок, повязанный калачом
пад бараду.
С проникновением в деревню городской одежды можно было
наблюдать сочетание отдельных элементов традиционного и городского костюмов.
Широко распространялись фабричные косынки и платки.
Дети до поступления в школу, девочки и мальчики, в
дореволюционной белорусской деревне носили только белую полотняную рубашку до пят
с какой-нибудь опояской. Холщовые штанишки мальчик надевал обычно в 7—8-летнем
возрасте, а девочка впервые надевала юбку (спаднiчку)
в 8—9 лет.
Верхней теплой одеждой белорусов служила суконная свитка
почти одинакового покроя для мужчин и женщин белого, серого или
темно-коричневого цвета. Свитка плотно обхватывала талию и расходилась no бокам
двумя клиньями, обшитыми по рубцам черным или цветным шнуром (вусам). Шнурком
обшивались также шейный вырез (при отсутствии воротника) или низкий стоячий
воротник, правая запахивающаяся пола, а иногда и края рукавов. Женские свитки,
кроме того, украшались еще по талии (с боков) небольшими розетками или
завитушками из цветных шерстяных ниток. Для северной части Белоруссии
характерной верхней одеждой был так называемый насоў,
касталан— длинный
белый балахон из грубого домотканого полотна с прямой спиной и часто с широким
отложным воротником. Насоў носили как летом, так и зимой. В зимнее время насоу обычно надевался на кожух, чтобы уберечь его в лесу,
в дороге, на работе. Короткая, выше колен, верхняя теплая одежда была известна
под названием куртка, курта, армячок, бравэрка. Наиболее распространенной зимней верхней
одеждой были овчинные тулупы (кажухi) и
полушубки. Кожух чаще шили с прямой спиной, но встречались также кожухи,
перехваченные в талии. Зимней одеждой служили также армяк,
чуйка, бурнос, изготовлявшиеся из темного
домотканого сукна. Они походили на пальто и шились с прямой спинкой.
Почти единственным видом повседневной обуви — мужской и женской, летней и
зимней — у основной массы белорусского крестьянства были плетеные лыковые или
лозовые лапти, которые укреплялись на ногах с помощью пеньковых или шерстяных
веревок, тканой тесьмы или длинных ремешков (аборы,
валокi). Сапоги (боты)
и ботинки (чаравiкi) имели только более зажиточные крестьяне. Бедняки
обычно шили сапоги раз в жизни. Часто на всю семью была только одна пара.
Обували их к свадьбе и в особо торжественных случаях. Валенки, изготовлявшиеся
местными мастерами-шерстобитами, широкого распространения в белорусской деревне
не имели. Социальные различия проявлялись главным образом в качестве материала
и отделке одежды. В то же время начался процесс вытеснения домотканины
фабричными тканями. В деревню стала проникать одежда городского покроя. Ее
носила преимущественно зажиточная часть белорусской деревни (кулачество,
деревенские предприниматели, мелкие торговцы), частично — молодежь средних
слоев крестьянства, возвращавшиеся из городов отходники. Исчезновение старых
форм крестьянской одежды в дореволюционное время особенно заметно происходило в
северо-восточной части Белоруссии и близ крупных городов, куда
капиталистические отношения проникли раньше и где развитие их
происходило более интенсивно. С конца XIX в. и особенно
накануне Октябрьской революции мужской костюм белорусского крестьянина уже утратил
ряд своих традиционных черт. Для одежды деревенских парней, например, обычной
стала верхняя рубаха из покупного ситца, появился пиджак городского покроя и т.
п. Образную характеристику изменений в одежде дал знаток быта белорусского
народа этнограф Н. Я. Никифоровский. «Давние посетители
праздничных сборищ, церкви и ярмарок,— писал он в 1895 г. о Витебской губ.,—
одетые в белую балахонную или сермяжную одежду, белые соответственно сему липовики, имея на голове белые тоже «маргелки»,
то «обмётки», только и могли представлять одно светлое море одежд, обуви и
головной покрышки... Правда, кое-где мелькнет
бывало темный «брыль да казырковка»
на голове отдельнаго мужчины, цветная «хустка» или венок на голове женщины, мелькнет и цветная домотканка на верхней одежде; но это только мелькнет и не
нарушит гармонии белизны... Совершенно обратное впечатление
получается от современного сборища в церковь, на ярмарку и игрища: тут, среди
подавляющего разнообразия домотканок, покупных
материй на платьях, козырьковых шапок, платков да черной кожаной обуви, белый
балахон, «насов» и липовики
мелькают только, но мелькают, как отторгнутые члены семьи, как чужие меж
своими»1. Изменения в традиционной крестьянской одежде в
дооктябрьские годы все же не стали массовым явлением у всех слоев крестьянства
на всей территории Белоруссии. Беднота и большая часть среднего крестьянства
вплоть до Октябрьской революции употребляли для изготовления одежды домотканину
и сохраняли ее традиционные формы. С проникновением в деревню городских мод
костюм из домотканины нередко стали шить по городскому образцу.
Городская одежда дореволюционной Белоруссии имела свои
особенности. Одежда городских жителей конца XIX — начала XX в., независимо
от их классовой и сословной принадлежности,
изготовлялась исключительно из фабричных материалов и представляла собой
довольно пеструю картину. В среде старых кадровых рабочих и ремесленников
постепенно сложился свой комплекс одежды: из темной недорогой фабричной ткани —
для будних дней, а из несколько более качественной ткани — для праздников. В
женской одежде традиционная длинная рубаха превратилась в нижнюю и поверх нее
стали носить короткую блузку навыпуск или заправленную в
юбку. Мужской праздничной одеждой рабочего постепенно
становился костюм, состоящий из пиджака и брюк (двойка) или пиджака, брюк и
жилета (тройка). Женской выходной одеждой в рабочей среде было длинное платье
или юбка с блузкой. Обувью у рабочих служили сапоги — у мужчин, ботинки — у
женщин. Верхней теплой одеждой являлись пальто, короткие куртки на вате,
поддевки. Распространенным головным убором рабочих был картуз. Одежда других
слоев городского населения — мелкой буржуазии, трудовой интеллигенции,
чиновников, торговцев, эксплуататорской верхушки была самой разной как по
своему покрою, так и по качеству тканей.
Изменения в одежде населения Белоруссии в советский
период
Коренным образом изменилась одежда сельского и
городского населения Белоруссии за годы Советской власти. Произошло это не
сразу. В первые годы Советской власти, в период
послевоенной разрухи, крестьяне вынуждены были носить домотканину. Подобное
явление наблюдалось даже в тех местах, где от ткани собственного изготовления
отказались еще в предреволюционные годы. Возврат к домашнему ткачеству
происходил в ряде мест и в годы Великой Отечественной войны на временно
оккупированной территории Белоруссии. Но возрождение домашнего ткачества,
обусловленное трудностями военных лет, было явлением временным и, естественно,
не могло оказать существенного влияния на общий ход развития крестьянской
одежды. После коллективизации, с исчезновением последних остатков натурального
хозяйства, в деревне постепенно перестали использовать домотканину для
изготовления одежды. Раньше всего стала исчезать из обихода верхняя одежда из
домотканого сукна: свитки, чуйки, а также суконные андараки
и плетеные шерстяные пояса. Дольше сохранялись сорочки. Существенным моментом
явилась дифференциация одежды и белья.
Основными предметами современной мужской одежды
являются брюки, рубашка и пиджак. Летом на работе рубашку нередко заменяет
трикотажная «майка» либо рубашка с короткими рукавами. В более холодную погоду
и в зимнее время, особенно для работы в лесу и в поле, надевают ватные штаны и
куртки. На работу, а чаще в дорогу зимой, надевают овчинные кожухи и полушубки,
иногда покрываемые тканью. Зимняя мужская одежда — теплые пиджаки, пальто и
полупальто, поддевки — шьются на вате с небольшим воротником из натурального
либо искусственного меха. Нередко носят еще и дубленые полушубки с овчинным
воротником и такой же оторочкой по борту и нижнему краю. Праздничная мужская
одежда отличается от будничной в основном качеством
материала. Праздничные рубашки — обычно более светлых тонов, у молодежи —
нередко шелковые, трикотажные. Выходные костюмы из шерстяных тканей покупаются
чаще готовыми.
Рубашку, независимо от того, надевают ли ее под пиджак
или без пиджака, обычно заправляют в брюки. Навыпуск, по традиционной манере,
изредка носят вышитые рубашки с национальным орнаментом. Такие рубашки иногда
подпоясывают тонким шерстяным пояском. Однако рубашки с ручной вышивкой
встречаются теперь сравнительно редко. Пожилые мужчины носят навыпуск также
рубашки-косоворотки, подпоясанные нешироким кожаным поясом, который почти
целиком вытеснил тканый пояс. В праздничные дни и при поездках в город молодые
парни и мужчины средних лет надевают галстук. Головными уборами мужчин
служат кепки, шляпы, зимние шапки-ушанки. В послевоенные годы в деревне
распространились фабричные соломенные шляпы. Но соломенная шляпа для сельского жителя
республики не является новинкой. В ряде районов Брестской
обл. до недавнего времени соломенные шляпы с полями искусно изготовляли сами
крестьяне.
Резкие изменения заметны и в обуви. Из обихода давно
исчезли лапти. Весной и осенью колхозники носят сапоги, яловые, хромовые или резиновые,
а также галоши. Зимой носят валенки с галошами либо бурки с кожаной обшивкой.
Летом выходной обувью служат кожаные полуботинки или туфли, а также кожаные
сандалии.
Женская одежда гораздо разнообразнее как по фасонам,
так и по расцветке. Все виды современной крестьянской женской одежды шьются из
покупного фабричного материала: ситца, штапельного полотна, сатина, бумазеи,
шелка, шерсти и др. Особенностью костюма пожилых женщин является обязательный
традиционный передник, который носят не только во время работы и в будние дни,
но и в праздники. Передник также шьется из покупного материала, хотя кое-где
сохраняются еще фартуки из тонкого, хорошо отбеленного домашнего полотна, с
кружевом по нижнему краю, с вышивкой. На голове носят платки: в теплое время —
ситцевые, в холодное — шерстяные. Характерный головной убор замужней женщины до
революции — чепец — теперь изредка можно встретить только у самых пожилых женщин.
Пожилые женщины предпочитают кофту и юбку (спаднiцу),
которая по традиции шьется из плотной материи — однотонной, в полоску или
клетку, т. е. близкой по рисунку к старинным
домотканым андаракам. В силу традиции пожилые
колхозницы носят длинные и широкие юбки со сборками у пояса. Кофты шьют обычно
из ситца, сатина, бумазеи, а праздничные кофты — нередко из шерсти или плотного
шелка. Кофты изготовляются с кокеткой вверху и разрезом спереди; небольшой
отложной воротничок в таких кофтах плотно прилегает к шее. Рукав, как правило,
длинный, внизу кончается манжетом (чэхлiкам, кауняром) с
пуговкой. Поверх кофты надевают темную жакетку на подкладке, сшитую прямым покроем,
немного суженную в талии, с прямым рукавом без
манжета. Жакетка, обычно двубортная с отложным воротником, застегивается
спереди двумя-тремя пуговицами. В осеннее и зимнее время, а иногда и летом в
прохладную погоду пожилые женщины носят поверх кофты безрукавки на вате. Одежда
молодых женщин и девушек не только более разнообразна по фасонам и покрою, но и
богаче по количеству ее составных частей. К ней принадлежат различные платья,
платья-костюмы, отдельные юбки, кофты, костюмы, сарафаны, вязаные кофточки и
проч.
При известном разнообразии в современной женской
одежде сельских тружениц наблюдается относительная устойчивость фасонов.
Особенно это заметно в рабочей одежде, покрой и
материал которой наиболее приспособлены к работе. Так, на полевых работах в
летнее жаркое время девушки и женщины носят обычно юбки с кофточками или чаще
легкие платья из ситца, вольты и т. п. На работе поверх платья пли юбки иногда надевают передник. Шьется он из пестрого ситца
или сатина. Работницы животноводческих ферм вместо передников надевают халаты.
Весной и осенью, когда еще прохладно, а зимой при небольших морозах на работу
носят короткие простеганные ватные куртки. На голове во все времена года носят
платки, летом более легкие, светлые. В холодное время повязывают теплые платки
темных цветов. Летом платки повязывают вокруг головы концами на затылке. Теплые
платки подвязываются под подбородком, но чаще вокруг шеи. В некоторых местах
девушки и молодые женщины по традиции украшают головные платки вышивкой.
Из обуви летом на работе женщины носят
парусиновые пли кожаные туфли, босоножки, сандалии, осенью — в основном
резиновые или кожаные сапоги. В зимнее время многие носят валенки. Каждая
женщина имеет выходную, праздничную обувь — кожаные цветные туфли, нарядные
босоножки, не редкостью стали лакированные и замшевые туфли. Праздничное платье
молодых колхозниц и работниц совхозов мало чем отличается от городского. За
последние годы неизмеримо возросло желание красиво одеваться. Летние
праздничные платья шьются из шелка разных сортов и различной, чаще всего яркой
расцветки.
Одежда является наиболее подвижным элементом народной
материальной культуры, и каждый год вносит что-то новое
как в общий комплекс костюма, так и в отдельные детали покроя.
Детская одежда в первые годы
Советской власти, как и ранее, копировала одежду взрослых. Часто детей одевали
вообще в обноски старших. Летом дети бегали босиком и только перед началом
занятий в школе обували ботинки либо сапожки. Теперь детская одежда стала
разнообразной и добротной, и костюмы крестьянских детей мало отличаются от
одежды городской детворы.
Исчезновение домотканины не только освободило
крестьянскую женщину от изнурительного кропотливого труда, но принесло более
удобные практичные формы одежды. Основным фактором, позволившим повсеместно
перейти к одежде из покупной ткани, является рост зажиточности белорусского
колхозного крестьянства, развитие промышленности, а также культурный рост
народа. В деревне еще ткут, но ткут художественные покрывала (посцiлкi), рушники,
скатерти и другие декоративные ткани. В свободное от работы и учебы время
девушки и женщины вышивают, но не домотканую одежду, а предметы, служащие для
украшения дома. Национальный орнамент больше сохранился в тканых изделиях. В
последние годы экспериментальные мастерские Управления легкой промышленности
БССР и Дом моделей создают новые виды одежды, используя элементы традиционного
национального костюма.
В городе наиболее распространенными мужскими костюмами
в первые годы Советской власти были костюмы военного
покроя — широкие галифе, защитного цвета гимнастерки, ремень военного образца.
Женщины, сражаясь плечом к плечу с мужчинами на фронтах гражданской войны, тоже
носили гимнастерки. Верхней одеждой часто были кожаные куртки.
В настоящее время рабочие промышленных предприятий и
строек обычно носят в качестве спецодежды куртки, брюки, комбинезоны, кожаные
или брезентовые фартуки и рукавицы. Внепроизводственная одежда рабочих ничем не
отличается от одежды интеллигенции. В праздничные дни, в театрах, в кино, в
парках нельзя определить по костюму профессию советского человека. В нашей
стране, где постепенно и неуклонно уничтожаются грани между умственным и
физическим трудом, стирание разницы в одежде служащих, рабочих, колхозников —
закономерное явление.
1 Н. Я.
Никифоровский. Очерки простонародного житья-бытья в
Витебской Белоруссии. Витебск, 1895, стр. 194—195.
"Народы Европейской части СССР", в 2 томах, "Наука", Москва, 1964