Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Украинский национальный костюм
Основные комплексы традиционной крестьянской одежды
Развитие украинского
национального костюма генетически связано с одеждой населения Киевской Руси.
Так, мужские сорочки с широкой нагрудной вышивкой и широкие шаровары были
известны в эпоху Киевской Руси. Пережитком древнерусской верхней плащеподобной одежды—корзно—является
гуцульская плащ-накидка— гугля
(сшитые по длине три полотнища сукна, со срезанными крайними углами так,
что образуется зародыш капюшона). Разнообразные венкообразные
женские уборы, а также многие украшения (гуцульские згарди,
нанизанные на шнурок крестики, разделяемые трубочками из латуни и др.)
также известны были в эпоху Киевской Руси.
Начиная
с XVI в. в разных источниках встречаются указания на
существование отдельных элементов костюма, бытовавшего в XVIII
в. и
позднее, во второй половине XIX — начале XX
в.
Например, с XVI в. прослеживается плахта, а с XVII
в.— вышитая
женская сорочка и кожух.
Мужская свита из с. Цесарская слобода (Киевская губ.)
Костюм украинских
феодалов указанного времени был иным; он состоял из отдельных элементов
народной одежды, но во многом сложился под иноземным влиянием.
Основными элементами
мужского костюма феодалов были: широкие брюки, полукафтан, кунтуш (его
особенностью были рукава с прорезями), шуба без рукавов, шапка из соболя, сафьяновые сапоги.
Женщины носили юбки,
плахты, короткие безрукавки, жупаны, кунтуши, шапочки, намiтки (длинное домотканное полотнище белого цвета), также сафьяновые
сапоги. Материалы, из которых шились одежды, были местными и привозными.
Праздничная одежда зажиточных казаков мало чем отличалась от одежды феодалов.
Особенности, которыми
характеризовался костюм украинского крестьянства XIX — начала XX
в., ярче
всего выразились в том его комплексе, который бытовал на Левобережье,
Правобережье, в Слободской Украине, частично на Подолии
и в Екатеринославской губ. Другие комплексы были его вариантами. Мужская
сорочка была туникообразной или с прямоугольными
вставочками на плечах (полики), со сборками у
ворота. Сорочки богато украшались вышивкой на поликах,
вороте, нагрудной части и на рукавах. Они заправлялись в полотняные шаровары.
До конца XIX в. они шились широкими;
с конца XIX — начала XX в. получили
распространение узкие штаны. Для зимнего времени они изготовлялись из серого
сукна. В широком употреблении была безрукавка; в конце XIX — начале XX
в. под
влиянием города вместо нее стали носить жилеты. Верхней одеждой была свита, которая
шилась из домотканного сукна белого, черного или
коричневого цвета. Во второй половине XIX в. белые мужские свиты
встречались редко. Сзади по талии в них делались сборки, а в районах Полтавы и
Харькова — иногда клинья (вуси). Зажиточное
население носило однотипную со свитой одежду: зимой из овчины — кожух (желтого цвета,
а в XIX в. белого),
летом из покупной материи — жупан. Свиты и кожухи часто украшались
вышивкой, аппликацией и пр. Сверху свиты или кожуха зимой или в непогоду
надевали кирею — одежду с капюшоном
типа халата, сшитую из грубого домотканного сукна. Мужчины
обязательно подпоясывались поясом: шерстяным, шелковым или бумажным. Шапки
шились из барашка или из овчины. Летом мужчины носили соломенные шляпы (брилi). Волосы подрезались «под
горшок» (пiд мак iтру). Бороды носили только старшие по
возрасту.
Молодые люди их сбривали, оставляя усы. Преобладающей летней обувью служили постоли (русские поршни), а у богатых — черевики
(вид туфель). Кое-где в Полтавской губ. носили лапти (личаки). Зимней
обувью были сапоги, которые летом надевались только по праздникам. Женская
сорочка была двух типов. К наиболее распространенному типу
принадлежала сорочка с поликом, слитым с рукавом;
такой полик сшивался со станом сорочки. У
сорочек второго типа полик пришит
к рукаву. Такая сорочка имела распространение главным образом в районе Полтавы.
На Правобережье сорочки носили с отложным или высоким стоячим воротником.
Сорочки украшались вышивкой на рукавах, поликах,
вороте, нагрудной части и на подоле. В районе Полтавы узкий воротничок, концы
рукавов и нагрудная часть не вышивались. Поясная одежда состояла из двух кусков
шерстяной ткани (однотонной или в полоску), называвшихся запасками. Реже
запаски заменялись одним куском шерстяной материи (дерга).
Дерга иногда сшивалась из нескольких кусков
материи, часто цветной. Широко была распространена плахта, сшитая из двух
полотнищ ткани, которая спереди дополнялась шерстяным или полотняным фартуком.
Ткань на плахты вырабатывалась узорная. В XX в. стала распространяться
юбка. Сверху сорочки надевалась безрукавка — керсет.
Верхней одеждой считалась свита. Еще в конце XIX в. ее шили из белого домотканного сукна. Женская свита на Левобережье была с
клиньями (вуси) или со складками сзади (ряси); на Правобережье — только со сборками, которые
часто делались лишь по бокам (свита з прохiдкою). Верхней одеждой служила еще и юпка, т. е. разновидность свиты. Она шилась
из легких материалов (например, набойки или покупных фабричных тканей). Ее
разновидностью был халат (Харьковская и
Воронежская губ.). Кожух часто не отличался от мужского.
В том случае, когда кожух по покрою отличался от мужского,
он назывался кожушанкой и иногда
покрывался тканью.
Мужская сорочка с поликами (Полтавская губ.)
Женская юпка — верхняя одежда (Екатеринославская губ.)
Девушки заплетали волосы
в одну или две косы, а женщины скручивали в жгуты и укладывали их вокруг
головы. Девушки летом ходили с непокрытой головой, обвязанной лентой, а по
праздникам надевали венки. Кроме того, на Левобережье они складывали шелковый
платок в узкую полоску шириной почти по высоте лба и ею обвивали голову так,
что повязка напоминала венок. На Правобережье платок складывали не полностью, а
закрывали его концами темя. Сверху такой повязки в сильные морозы накидывался
теплый платок (хустка). В будни носили только хустку, завязывая ее концы на шее. Летом носили платки,
завязывая концы под подбородком. До появления фабричных платков они были
полотняные вышитые. Замужние женщины носили (чепец) очiпок,
а поверх его платок (хустка). Широко
распространенные в старину намитки уже
в XIX в. вышли из употребления.
Намитка представляла собой длинный кусок полотна
(украшенный вышивкой, тканым орнаментом) или кисеи. Ее завивали на обруче,
надетом на голову. Основным украшением являлись ленты, серьги, намисто дукакi (ожерелье из монет). Обувью служили сапоги. Они были в
употреблении в праздники и летом. Праздничной летней обувью были еще черевики,
рабочей — постоли.
Определенным своеобразием
отличался костюм Полесья. В этом слаборазвитом в экономическом отношении районе
одежда сохраняла много архаических элементов. Здесь была распространена мужская
сорочка с узким ноликом. Бытовала сорочка и с обычными ноликами. Сорочки шились
из сурового или полуотбеленного полотна и носились
поверх узких полотняных штанов; подпоясывались они узким ремнем с медной
пряжкой. Бытовали суконные безрукавки. Свиты и кожухи шились с двумя клиньями,
которые на кожухах иногда вышивались. Свиты преобладали серого цвета, кожухи —
белого. Старые и молодые мужчины носили бороды. Головными уборами служили шапки
из войлока (шоломки, магерки),
В Полесье летом и зимой были в употреблении постолы и личаки
(прямого плетения).
Женская обувь (начало XX в.) 1 — сапоги и их детали (Екатеринославская губ.),
2— постолы (Закарпатье)
Чепцы (конец XIX — начало XX в): 1 — Киевская губ., 2—3 — Полтавская губ.
Женская сорочка в Полесье шилась, как и мужская, из полотна с прямым поликом
и отложным воротником. Украшались сорочки тканьем или вышивкой. Широко бытовала
здесь юбка — лiтник — из шерстяной цветной материи в полоску, имевшая
спереди вставку из другой ткани (притичка), с иным орнаментом. Литник
на подоле имел цветное обрамление. Шилась юбка и из льняных домотканных материалов
(фартух). Кроме того, на Полесье носили еще и белорусский
андарак. Был в употреблении также керсет. Верхняя одежда женщин, а также
обувь не отличались от мужской. Длительное время бытовали полотняные белые платки,
а также намитка, которая сохранялась до самой революции.
Левобережное Полесье
имело свою специфику. Там бытовала плахта. Белые из домашнего сукна безрукавки
носили не только женщины, но и мужчины.
Специфическими
особенностями отличалась одежда, которую носило население низинной части Галиции,
Западной Подолии и частично Волыни. Длительный гнет
польской шляхты задержал в этом районе развитие украинской народной культуры,
что сказалось и на одежде. Комплекс местной одежды был близок к центральному
комплексу, но в нем сохранялись архаизмы. Штаны для зимы шились из белого сукна
(на Волыни — из цветного). Свита была с капюшоном (опанча).
Верхняя одежда украшалась шнурами, вышивкой и пр. Поверх надевалась кафтаноподобная архаическая полотнянка, сшитая из холста. Шапки делались
из барашка или овчины. Они имели цилиндрическую форму и суконный верх. Сверху
мех разрезался и стягивался лентами. В широком употреблении были шляпы. Мужской
обувью служили сапоги без каблуков с круглыми носками, а также личаки. Через плечо носилась плетенная из лыка сумка — кошель.
Женская сорочка была с
широким отложным воротом, часто плиссированная, юбка — полотняная с цветными
полосами (димка). Кроме кожуха, носили еще
коротенький кожушок, полотнянку, безрукавку, сшитую в
талию (камiзелъка). Девушки
делали разнообразные прически и носили также венчик, прикрытый сверху кисеей,
складки которой образовывали шишечку, украшенную воткнутыми цветными булавками;
платок они надевали так, что темя оставалось открытым. У замужних женщин
бытовал чепец.
В отдельный комплекс
может быть выделена одежда населения горной части Украины, хотя костюмы отдельных
групп местного населения имели свои особенности. Наибольшим
своеобразием отличался костюм гуцулов, в котором имелось много архаических
элементов. Мужская сорочка гуцулов была туникообразная,
с характерной вышивкой на соединениях рукавов со станом. Носили ее поверх
штанов, которые шились из белого (поркиницi)
или цветного (крашеницi) полотна, а также из белого
или красного сукна (гачi). Штанины внизу вышивались.
Сорочка подпоясывалась кожаным поясом. Характерными элементами костюма гуцулов
являются меховые безрукавки (киптар) и прямоспинный короткий из домашнего сукна сердак (тип свиты). Верхней одеждой
служила еще и прямоспинная длинная
манта с пелериной. Гуцулы повязывали
шею платком. Волосы подрезали только спереди. Наиболее распространенной была
меховая шапка-ушанка, бытовали также шапки — шлик
и шляпы (кресаня). Характерной для гуцулов
обувью были постолы, портянки или чулки из красного домотканного
сукна (капцi). Молодежь часто
носила сапоги. Не разлучались гуцулы с кожаной богато украшенной сумкой (тобiвка), надевавшейся через плечо, и пороховницей
(перехресниця).
Гугля
Чуганя
Сорочка гуцулок была с отрезным поликом и с узенькой
обшивкой по шее. Гуцулки носили или две запаски, или одну с полотняным
передником; девушки — юбку (сукня). Киптар и сердак женщин не
отличались от мужских. Кроме того, женщины носили еще сердак на меху
(пiдбiяка),
а также короткий кожушок. Архаической являлась праздничная одежда
типа накидки (гугля), которая являлась
обязательной одеждой невест. Девушки и женщины заплетали волосы в косы. Кроме
того, девушки плели еще и искусственные косы (из гаруса, конопляного волокна).
Преобладающими головными уборами у девушек были венкообразные.
Замужние женщины носили намитку (перемiтка); иногда поверх ее надевался платок. В праздники девушки и женщины надевали
многочисленные шейные и ручные украшения (згарди,
ретязi - браслеты из медной цепочки).
Обувью всех женщин служили постолы и онучи, вместо которых в праздники
надевались чулки (капчури). Девушки носили
также сапоги. Женщины носили ногавицi доколiнницi (несоединенные
между собой штанины).
В одежде бойков, лемков, буковинцев и покутян
наблюдалось много общего с костюмом гуцулов. Мужчины всех указанных групп
носили короткую верхнюю одежду типа сердака и
пиджака, меховые безрукавки типа киптаря: мунтян у буковинцев и покутян
и безрукавки из тканей — у остальных групп (катанка, лейбик).
Распространена была под разными названиями одежда тина опанчи,
но с пелериной. Буковинцы, покутяне и частично бойки
сорочку носили поверх брюк; через плечо надевали сумки; подрезали волосы только
спереди; носили шапки, шляпы, постолы.
Особенностью лемковского мужского костюма были сорочка с разрезом на
спине, заправлявшаяся в брюки, и верхняя одежда— чуганя — плащеподобная
с длинной пелериной и ложными рукавами. Сорочка бойков также имела разрез на
спине; их сердак и сердак лемков напоминали свиту. На Буковине
преобладала туникообразная сорочка и узкие длинные со
сборками внизу брюки. У буковинцев и покутян сердак шился в талию; у них же бытовал тулуп (кожух).
Общими элементами
женского костюма бойков, лемков, буковинцев и покутян являлись безрукавки и сердаки,
почти не отличавшиеся от мужских, и постолы. Отличительные
черты женского костюма бойков заключались в составной сорочке с разрезом на
плече и юбке из белого полотна. Замужние женщины из-под чепцов выпускали по
бокам локоны волос или закручивали волосы в жгуты, а в праздники волосы
распускали совсем и набрасывали на голову убор из белого платка (пiвка), которым обычно повязывали
голову. Женщины-лемки носили тоже составные сорочки с
разрезом на плече; юбки у них были цветные. Замужние женщины волосы разделяли
на две половины и затем, свернув каждую из них в жгут, наматывали на лубяной
или веревочный обруч, который покрывался чепцом, а сверху набрасывался обрус (тип рушника).
Значительно больше
выделялась женская одежда буковинцев и покутян. Здесь
бытовало два типа женской сорочки: туникоподобная с
рукавами без сборок и сорочка с поликами. Набедренной
одеждой была горбатка — кусок полосатой
или однотонной черной или красной шерстяной ткани, один конец которой
подвертывался под пояс. Носили здесь и юлки, а также киптари,
сердаки и кожухи. Если кожух покрывался фабричным
сукном, то он назывался кунтушом. Бытовала также одежда типа пальто — бурнус.
У девушек были распространены, кроме платков, венкообразные
головные уборы, в частности, с торчащим сверху пучком травы (кода); такие
уборы закреплялись на темени, а волосы распускались. Замужние женщины делали
фигурную повязку, укладывая волосы также на темени. В широком употреблении были
монисты. Кроме поршней, зимой и летом носили сапоги.
Своеобразным являлся
костюм населения Закарпатья. Он был насыщен городскими элементами, однако в нем
сохранились и древние элементы, общие для восточных славян, а также для других
славянских народов. Мужскими одеждами были: короткая или
длинная с нашивками на плечах сорочка, узкие брюки (типа словацких или
венгерских), подпоясываемые широким кожаным поясом, пиджакоподобный
сиряк, кожушок без сборок, безрукавный прямоспинный с широким воротником тулуп (губа), шляпы,
постолы, а также сапоги.
Женщины Закарпатья часто
носили плиссированную сорочку с разрезом у плеча или сзади, полотняную юбку со
вставкой впереди (попередниця); бытовал в
качестве набедренной одежды плат — фартук. Безрукавка была городского
типа (камизелъка). Сиряк
и кожушок не отличались от мужских. Внакидку носилась
из длинноворсистого серого или белого сукна короткая
гуня с ложными рукавами. Девушки
заплетали волосы в мелкие косички (дрiбушки). Обувью
служили летом и зимой постолы и сапоги.
Мужская традиционная одежда (с рисунка А. Г. Сластиона, вторая половина XIX
в.)
Восточноподольский комплекс представлял
собой переходный тип между буковинско-покутским
костюмом, с одной стороны, и комплексом, характерным для низинной части
Галиции, западной Подолии и частично Волыни — с
другой. Его мужскую разновидность составляли: туникоподобная
со свободными рукавами и высоким воротником сорочка, носившаяся на выпуск,
узкий тканый пояс или ремешок, свита с шалевым воротником и прохидкою,
надевавшаяся часто внакидку, опанча, полотнянка. В широком употреблении были шляпы и постолы. У
женщин сорочка была со стоячим или отложным воротником и имела вышивку из
продольных полос на груди и на спине. Носили горботку,
а также однотипную с мужской свиту и постолы.
Костюм в степной части
Украины образовался в результате слияния отдельных элементов русской,
украинской и иной одежды, принесенной туда из разных районов. Кроме того, на
нем сказывалось сильное городское влияние.
Мужчины часто носили верхние городские сорочки, косоворотки, пальто, прямоспинные
свиты (пальто со стоячим воротником, как у свиты), полушубки, картузы, ботинки,
сапоги. Женщины носили сорочки и керсеты с четырехугольным вырезом, на возникновение
которых повлияли русский сарафан, молдавские сорочки,
городские платья и пр. Сорочку часто шили с отрезным поликом, на кокетке, к
ней пришивался станок, а к нему нижняя часть — пiдтичка. Широко бытовали
также сарафан, городские юбки и блузки, пальто, прямоспинные свиты со стоячим
воротником. Головными уборами служили платки, зимой — шали. Замужние женщины
носили чепцы городского типа. Девушки зачесывали волосы на городской манер.
Широко были распространены ботинки, зимой — сапоги.
Существовали и
профессиональные различия в дореволюционной крестьянской одежде (например,
чумаки носили летом не шляпы, а шапки, надевали кожаный пояс, к которому
подвешивались карманчики; то же наблюдалось и у чабанов).
Дореволюционная одежда рабочих и влияние ее на
крестьянскую одежду
Своеобразные черты одежды рабочих Украины прослеживаются со второй половины
XIX в. Рабочие, вышедшие из села, приносили в город свои сельские костюмы —
русские, украинские, белорусские. Традиционные
сельские элементы одежды объединялись с городскими. В некоторых местах отдельные
элементы традиционного украинского костюма сохранились неизменными почти до
самой революции. Из быта рабочих не выходили мужские сорочки с нагрудной вышивкой.
Большое распространение среди них имела русская косоворотка, которая носилась
поверх брюк и подпоясывалась шнурочком с кисточками. Другие виды верхних сорочек
носились также поверх брюк, иногда даже без пояса. Вместо верхней сорочки встречались
куртки. Появились модифицированные покрои женской сорочки, а также верхней одежды.
У сорочки исчезли полики, приставлялись короткие рукава, но оставались ластовицы;
у пальто сохранялся невысокий воротник, как у свиты и пр. Распространена была
чемерка.
Во второй половине XIX в. в первую очередь на предприятиях, где имелись
кадровые рабочие, традиционная сельская одежда заменялась городской. Мужчины
носили «тройку» (пиджак, жилет, брюки), пальто и полупальто, а также верхний
пиджак на вате. Материалы употреблялись Фабричные в зависимости от возраста и
заработка (на пальто — бобрик, сукно; на брюки — сукно, шерсть, сатин, бархат и
пр.). В качестве обуви преобладали сапоги.
Характерным костюмом женщин была «парочка» (юбка и
кофта в талию или прямая), сарафан. Верхней одеждой также были пальто и
полупальто. Традиционные прически совсем исчезли; они были заменены модными городскими. Головными уборами стали только платки. Из
видов обуви были распространены ботинки.
Предприниматели не обеспечивали трудящихся специальной
рабочей одеждой. Поэтому рабочие сами приспосабливали отдельные элементы одежды
для производственной деятельности. В шахтах на ноги надевались плетеные из
веревок чуни. На брюки горняки нашивали наколенники из кожи. Лучшим
вариантом были брезентовые сорочка и брюки, защищавшие от воды.
Под влиянием городских мод, в частности одежды
рабочего класса, на селе стала распространяться прямоспинная одежда (суконные
свиты, кожухи, в которых сохранялись традиционные элементы покроя). У рабочих
сельские жители заимствовали чисто городские формы одежды (пальто, пиджаки,
картузы и пр.), а также элементы русского народного костюма (например,
сарафан).
Господствующие
классы одевались по модам, имевшим распространение в Западной
Европе, но в костюме торгово-ремесленной буржуазии сохранялись элементы
крестьянской одежды. У этой группы населения долго бытовали элементы казачьей
одежды и ее покроя (брюк, жупанов и др.).
Украинский народ создал оригинальную национальную одежду, родственную одежде
русского и белорусского народов и вместе с тем
отличающуюся только ему присущими особенностями (бытование плахты, преобладание
бесполиковой женской сорочки, опанчи и пр.).
Парочка (Донбасс, 80-е годы XIX в.)
Изменения в костюме в советский период
Социалистические преобразования в СССР обусловили и изменения в костюме советских
людей. После разгрома иностранной интервенции и окончания гражданской войны в
первой половине 20-х годов в быту рабочих сохранялись многие старые образцы
одежды: верхняя рабочая сорочка, которая носилась навыпуск, чемерки, полушубки,
женские парочки. Вскоре промышленность начала снабжать население фабричной
одеждой, а мастерские брали ее за образец. В условиях нэпа главным образом в
среде капиталистических элементов имело место влияние буржуазных мод, которое
шло из-за границы.
В 30-х годах в ходе грандиозных
социально-экономических преобразований в стране, вызывавших изменения в
культуре и быте населения, к проблеме костюма проявлялся большой интерес. В
печати, в частности, обсуждались вопросы мод костюма, его функциональности,
гигиеничности и др. Поиски новых форм одежды не всегда были удачны. В первой
половине 30-х годов на моделировании сказались формалистические течения в
искусстве. Широко были распространены, особенно в женских платьях, мужских и
женских пальто, покрои геометрических форм. Со второй половины 30-х годов
приобретает широкое распространение одежда по старым народным образцам, в особенности
расклешенные женские платья и пальто, юбки в густую сборку. Тогда же широко
начали входить в быт блузки в народном стиле, платья, разработанные на основе
народной одежды, а также платья городских покроев с использованием народной
вышивки и пр. Во второй половине 40-х годов попытки использовать народные
элементы в моделях одежды еще более участились. Появились женские верхние
зимние пальто с перехватом в талии и с опушкой, характерной для кожушанок.
Разнообразно использовались традиционные орнаменты вышивки и пр.
Одежда городского населения
Преобладающим костюмом в 40-х годах, как и в
последующее время, является развивающийся на основе городской одежды костюм,
который отличается в первую очередь практичностью. В настоящее время
по-прежнему сохраняются в моде ткани с рисунком, построенным на традиционных
орнаментах. На фабриках вырабатываются и традиционные ткани, главным образом
плахтовые, хлопчатобумажные и шерстяные, в цветную полоску, из которых шьется
различная женская одежда (юбки, платья и другие изделия). Внедрены в
производство фабрик художественной промышленности широко бытующие в городе
блузки в народном стиле и традиционные мужские вышитые сорочки.
Народные мотивы используются и при моделировании
одежды. Чаще всего применяется народный орнамент. Например, рукава женского
жакета, сшитого из тяжелой шелковой ткани, расшиваются по образцу рукавов
традиционной украинской женской сорочки. Иногда используются отдельные элементы
покроев (например, в женском пальто имитируются клинья сзади по образцу народной
свиты; цельнокроенные платья с вышитым рукавом, как у сорочки).
Наблюдаются попытки стилизовать отдельные элементы
костюма в целом; например, во Львове производятся жакеты типа сердака и пр.
Степень стилизации костюма зависит от силуэта, который определяется
требованиями моды.
В целом в настоящее время в быт всех слоев городского
населения широко входят народные украинские формы одежды и в их числе мужские
вышитые сорочки и женские блузки с традиционной вышивкой, распространившиеся по
всему Советскому Союзу.
Одежда крестьянства в советский период
Коренные изменения в одежде советского крестьянства
начались уже на первом этапе развития советского общества. Успехи советской
экономики в восстановительный период, а затем в период индустриализации страны
обеспечили снабжение населения мануфактурой и в значительной степени готовой
одеждой. На селе уже в 20-х годах широко распространились городские элементы
одежды: костюмы, пальто, обувь и пр. Зародившиеся в дореволюционном селе под
влиянием города, главным образом рабочей среды, предметы одежды (женские
блузки, сарафаны, прямоспинная женская и мужская верхняя одежда, мужские
чемерки и пр.) приобрели еще большее распространение.
Решающее влияние на замену традиционного костюма
городским имела индустриализация страны и расширение производства товаров
широкого потребления. В 30-х годах прекратилось домашнее производство
материалов для одежды. В преобладающем большинстве крестьяне стали шить одежду
из фабричных материалов или покупать одежду фабричного производства.
В настоящее время костюм сельского населения в основе является городским, но
имеет свои особенности, вызванные условиями труда и быта, а
также влиянием традиций. Особенностью мужского костюма сельских
районов является сорочка, которую шьют по традиции туникообразной
и вышивают. Из традиционных форм костюма широко бытует в западных
областях безрукавка, которая служит удобной одеждой в условиях
горного климата. Под влиянием украинской народной традиции гимнастерка,
которая широко распространена, иногда заправляется в брюки.
В качестве верхней мужской одежды, кроме пальто,
распространены полупальто. Сшитые дома без мехового воротника полупальто
называются курткой, сукманом, свитой и пр. По своему происхождению полупальто
ведет свое начало от свиты, на основе которой в рабочей среде еще до революции
возникла прямоспинная свита со стоячим невысоким воротником, как и у
традиционной свиты, а также с рукавами, обшитыми по краям кожей.
В качестве головных уборов преобладают летом кепи,
зимой — шапка-ушанка. Одежда детей — в основном городская.
В среде девушек в качестве праздничного костюма бытуют
традиционные сорочка, плахта, керсет, безрукавка, запаски (западные области).
Их производят фабрики художественной промышленности. Верхняя сорочка бывает на
кокетке, ее украшают традиционной вышивкой (Львовская обл.). Будничная сорочка
домашнего производства, став одеждой нательной, под влиянием городских мод
приобрела иной вид (обычно без вышивки, туникообразная; как правило, она не
имеет воротника, бывает иногда без рукавов или с короткими рукавами). В
качестве праздничных сорочек преобладают фабричные. Традиционные сорочки шире
бытуют в Карпатах в связи с распространением там безрукавки, из-под которой
видна вышивка.
На основе женских традиционных сорочек сформировалась
блузка. Шьются в селах блузки и городских покроев, но они украшаются вышивкой,
свойственной сорочкам. Блузки такого типа впервые появились в городах и были
там широко распространены уже в 20-х годах. Народные типы блузок берутся
народными мастерами и профессиональными художниками за основу при разработке
новых вариантов, что служит ярким примером взаимовлияния и взаимообогащения
профессионального и народного
творчества.
Несмотря на широкое распространение женских пальто, в
сельских местностях среди женского населения в значительной мере бытует в
качестве и рабочей и праздничной верхней одежды так называемый сачок городского
покроя, который аналогичен мужскому полупальто. Мужская куртка служит только
рабочей одеждой. В качестве головных уборов преобладают платки. Шляпы
встречаются редко. Рабочей обувью зимой служат сапоги и валенки.
Женский костюм характеризуется и возрастными особенностями. Например, старухи
почти не носят платья, а вместо него носят кофточки, блузки, юбки темных цветов.
В целом в женском костюме объединяются городские его элементы с традиционными
(сорочка с юбкой, безрукавки в степной части Украины надеваются сверху блузки,
платья и даже жакета).
"Народы Европейской части СССР", в 2 томах, "Наука",
Москва, 1964