Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Молдавская народная одежда
В одежде, как и в других элементах культуры, отразились особенности
формирования молдавского народа — тесные и многообразные связи
с соседями, особенно со славянами,
земли которых окружали молдаван, как и румын,
почти со всех сторон. Традиционный народный костюм в настоящее
время сохранился лишь в отдельных селах и то не полностью. Обязательной
принадлежностью как мужского, так и женского народного костюма
была льняная или хлопчатобумажная белая рубаха туникообразного
покроя или на кокетке, с круглым вырезом ворота. Поясной
одеждой у мужчин были узкие белые штаны, а у женщин паневообразная
юбка с запахом сбоку.
К центральному полотнищу мужской туникообразной рубахи (кэмешэ)
пришивали прямоугольные боковые вставки. Рукав прямого покроя
вшивался с ромбовидной ластовицей (павэ). Круглый вырез
ворота был с завязками. Рубахи с невысоким стоячим воротником,
встречающиеся теперь, видимо, более позднее явление.
В настоящее время домотканые туникообразные рубахи редко встречаются
на территории республики, в основном только в северных районах.
Они, как правило, украшены разноцветной вышивкой, чаще всего
расположенной на груди в виде прямоугольника. Узор — растительный
или геометрический. Иногда вышивкой украшают также плечи, манжеты
и подол. Длина рубахи и ширина рукавов варьируют в различных
местностях: в Бессарабии носили и длиннополые рубахи с широкими
рукавами, как у горцев Трансильвании, и рубахи с узкими рукавами,
характерные для равнинных жителей румынской Олтении. В XIX в.
в Бессарабии еще носили кэмешэ ку фустэ — туникообразного
покроя короткие рубахи с юбкой, доходящей до колен и держащейся
на шнурке или резинке, весьма сходные с албанскими
фустанеллами.
Начиная с XIX в. широкое распространение получили рубахи на
кокетке (кэмешэ ку петкэ, ку платкэ); их также украшали
вышивкой.
Мужские штаны были нескольких типов: холщовые (измене),
шерстяные (ицаръ), зимние суконные (берневичъ)
или из овечьих шкур (нэдражъ, мешинъ, чъоречъ).
На большей части территории Молдавии измене носили как белье,
но местами у бедняков они служили будничной верхней одеждой,
а в некоторых селах (на территории нынешнего Вулканештского
района) даже и праздничной.
Более распространены были штаны ицарь из домотканой шерстяной
ткани, узкие и очень длинные (иногда в полный человеческий рост).
Их носили, собирая на ногах в сборки. Узкие ицарь — характерная
одежда горцев; по-видимому, они были занесены в Молдавию пастухами
из горных районов Карпат. Такой тип штанов носили также в горных
районах сербы, болгары,
чехи, венгры.
В зимнее время надевали широкие штаны берневичь из толстого
коричневого или серого сукна, либо чьоречь или мешинь, из овчины
мехом внутрь.
Наряду с молдавскими видами одежды в ХIХ в. бытовали и украинские.
Так, богатые крестьяне носили синие или коричневые шаровары,
вправляя их в сапоги.
Неотъемлемой частью традиционного молдавского
костюма является тканый
шерстяной поясбрыу красного, зеленого или синего
цвета. Пояса эти имеют не только утилитарный, но и декоративный
характер. Ими обертывают талию несколько раз, так как их длина
доходит до 3 м. Богатые крестьяне поверх шерстяного пояса надевали
узкий кожаный с медными бляшками (куря). Бедняки подпоясывались
веревкой из суровья или даже соломенной перевязью.
Пастухи-овцеводы носили широкие (до 30 см) кожаные пояса (кимир),
также украшенные медными бляшками; с внутренней стороны
пояс имел карман для денег, снаружи к нему подвешивали трубку,
нож и другие предметы.
Молдавскому мужскому костюму
присущи различные виды наплечной одежды, надеваемой поверх рубахи:
в теплое время — жилеты из домотканины, в зимнее — овчинные
безрукавки. Жилеты, (жулеткэ, жубе, вестэ, илик) шили
из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерстяной
пряжи. Меховые безрукавки (бондэ, бондицэ, пъептар), длиной
иногда доходили до бедер, их украшали кожаной разноцветной аппликацией
или вышивкой. Женские и мужские безрукавки были одинакового
покроя — распашные пли с застежками. Выи и другой вариант безрукавки
— с короткими полами, не находящими одна на другую. Женские
безрукавки — пьептар и бондицэ отличались от мужских более богатой
вышивкой.
Покрой молдавских рубах. Конец XIX — начало XX в.:
1 — туникообразная женская рубаха; 2 — рубаха с цельнокроеными
рукавами; 3, 4 — рубахи на кокетке; 5 — праздничная мужская
рубаха
Меньшее распространение у молдаван имели куртки с рукавами
— антерие. К концу XIX в. они вышли из употребления.
В холодное время верхней одеждой издавна служил суман халатообразного
покроя из домотканого сукна. Ткань для сумана (носившую то же
название) не красили, она сохраняла свой естественный коричневый
или темно-серый цвет. Суманы старого типа имели круглый вырез
ворота, полы их запахивали одна на другую и подпоясывали сверху
поясом из той же ткани. Позже появились суманы с отложным воротником
и застежками. В ненастную погоду надевали суман с капюшоном
треугольной или квадратной формы (глугэ).
В XIX в. древнее славянское название верхней крестьянской
одежды (суман) заменилось термином манта романского
происхождения. Суман с капюшоном называли манта ку глугэ.
Более дорогой одеждой был кожок. Его шили из овчины мехом внутрь.
Богатые крестьяне покрывали кожок сукном; крытый кожок назывался
контэш (видимо, от польского «кунтуш»). С конца XIX —
начала XX в. кожок стали шить с отложным или высоким стоячим
воротником.
Молдавские кожоки в отличие от украинских кожухов кроились
не в талию, а свободными, с прямой спиной.
Одежда пастухов отличалась от одежды земледельцев. Если последние
носили измене или широкие штаны украинского типа, то пастухи,
как правило, были одеты в узкие ицарь. Характерными деталями
пастушеского костюма были широкий кожаный пояс и меховая накидка
губэ, буркэ.
Мужским украшением служила серьга, которую носили в одном ухе.
В головных уборах разнообразия не наблюдалось; зимой носили
теплую островерхую барашковую шапку кушмэ, летом — соломенную
шляпу пэлэрие. Молдавские шапки не очень высокие, их
носили, заламывая назад и несколько в сторону. Форма такого
головного убора очень древняя — подобные шапки носили скифы,
славяне, фракийцы. Праздничные войлочные шляпы юноши украшали
лентой, павлиньим пером, цветами. Летние шляпы плели из соломы.
В начале XX в. в селах южной части Поднестровья вошли в моду
русские картузы фабричного производства.
Традиционной для молдаван была самодельная кожаная обувь опинчь,
по форме напоминающая болгарские
«опанки», а также «постолы». Опинчь шили из сыромятной свиной
или коровьей кожи. Бедняки плели опинчь из камыша, иногда сшивали
из полос резины.
Зимой опинчь носили с шерстяными носками (колцунъ), в
которые заправляли штаны и затягивали их оборами (обеле).
Сверху обеле придерживались завязками из конского волоса
(вэнэръ).
Опинчь служили обувью во все времена года. Летом большей частью
ходили босиком. Старики носили вязаные или валяные шерстяные
туфли, иногда их подшивали сыромятной кожей.
В начале XX в. с распространением среди имущих зажиточных слоев
деревни фабричной и кустарной обуви самодельные опинчь продолжали
носить только бедняки. Это породило насмешливое прозвище, с
которым обращались к беднякам,— опинкар (ср. русск. лапотник).
Богатые крестьяне носили сапоги. В Молдавии были распространены
сапоги с высокими голенищами, называвшиеся чоботе. В
деревне в начале XX в. сапоги считались дорогой обувью, их надевали
только в праздничные дни. Фабричную обувь, бывшую редкостью,
берегли, иногда даже вывешивали в хате на стене как гордость
дома. В наши дни обувь фабричного производства полностью вытеснила
самодельную.
Женский костюм был более
разнообразным. Почти каждый уезд имел свои особенности в одежде
и даже в ее наименовании. Женские рубахи по покрою разделялись
в основном на три типа: с собранным у шеи воротом (карпатского
типа), туникообразная, на кокетке.
Наибольшую известность имела рубаха карпатского типа, называемая
кэмешэ национала (национальная рубаха). Она состоит из
нескольких полотнищ, которые вместе с верхней частью рукавов
собраны на шнурке вокруг ворота. Рукав и плечо скроены из одного
куска полотна. Рубахи такого типа больше, чем любые другие,
украшали вышивкой, располагая орнамент вертикальными полосами
на груди и рукавах. Иногда вышивка сочеталась с тканым узором.
По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные
группы: так называемые счетные вышивки (пе фир — вышивка
крестом) и вышивки, свободно накладывающиеся на материал (кусэтурэ
нетедэ — гладь, ын скэритуръ — выпуклая гладь, коаста
акулуй — стебельчатый шов). Счетной вышивкой чаще всего
выполняли различные геометрические мотивы, а вышивкой второго
типа — растительные. Более древней является счетная вышивка
с геометрическим мотивом.
Несшитая юбка «катринцэ». Единецкий район
К концу XIX в. в орнаментации рубах все шире начали использоваться
растительные мотивы, часты были изображения листьев винограда,
роз и других цветов.
Помимо вертикальных орнаментальных полос, рубахи карпатского
типа имели на плече характерное орнаментальное поле в виде квадрата
или прямоугольника. Такое украшение называлось алтицэ, а
рубаха с таким орнаментом — кэмешэ ку алтицэ.
Туникообразные рубахи в большинстве случаев шили из льняной,
посконной или хлопчатобумажной ткани. Но для праздничных рубах
использовали и ткань из шелка-сырца (боранжик). Вырез
ворота в туникообразной рубахе мог быть круглый или квадратный.
Иногда ее шили с невысоким стоячим или отложным воротником.
Рукав — широкий, суживающийся к кисти, с веерообразным манжетом
— вшивался с вставкой ромбовидной ластовицы. Рубахи такого покроя
украшались вышивкой на груди, рукавах и по вороту.
Третий тип рубах — на кокетке — получил особое распространение
со второй половины XIX в.
Рубахи всех трех типов состояли из двух частей — верхней и
нпжней. Верхнюю открытую часть (стан, чупаг) всегда шили
из лучшего материала и украшали вышивкой. Нижняя часть (поале)
скрывалась юбкой, поэтому ее шили из более дешевой и грубой
ткани. Лишь в том случае, когда в качестве поясной одежды надевали
так называемую фоая — юбку, состоявшую из двух полотнищ,
переднего и заднего, не сшитых по бокам, носили рубаху, сшитую
целиком из хорошего материала, украшенную вышивкой не только
в верхней, но и в нижней части.
Носили и белые вышитые кофты (кэмешэ, пли we), заправляемые
в юбку. В конце XIX — начале XX в. в Бессарабии появились и
другие типы полотняных кофт, с резинкой на талии или с поясом.
Поверх рубахи в будничные дни молдаванки надевали кофты, жакеты,
блузы, жилеты. Их покрои и наименования были чрезвычайно разнообразны
и варьировали по областям.
В холодное время женщины носили длинные шерстяные безрукавки,
подшитые мехом (минтянаш) или короткие полупальто (скуртейкэ,
сукмэнел). Зимой дома чаще всего в качестве нагрудной одежды
носили овчинные безрукавки.
Характерной частью женского костюма была несшитая юбка (катринцэ),
надеваемая поверх рубахи. Ее шили из темной шерстяной ткани
с вертикальными или горизонтальными цветными полосками. К верхней
части юбки пришивали неширокий пояс — бэеръ. Катринцэ
обертывали вокруг бедер так, чтобы одна пола находила на другую,
причем обычно конец одной полы (левой или правой) затыкали за
пояс, но во многих селах носили катринцэ и с обеими опущенными
полами. Богатые крестьянки украшали катринцэ стеклярусом, вышивали
золотыми и серебряными нитями.
Другим типом старинной поясной одежды в Молдавии была фоае
— два прямоугольных куска шерстяной ткани, надеваемые спереди
и сзади. Любопытно отметить, что этот тип одежды широко распространен
в Румынии (северной Ольтении,
почти во всей Трансильвании и незначительно в Мунтении), известен
он и у украинцев («запаска»), и у болгар
(«престилка»).
В конце XIX в. появился обычай надевать поверх катринцэ или
любой другой юбки полотняный передник пестелкэ с завязками
на поясе.
В XIX в. наряду с несшитыми бытовали и сшитые юбки (фустэ).
Их обычно шили из нескольких полотнищ или из двух полотнищ
с клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты.
Во второй половине XIX в. в деревне появились платья городского
типа (рокие), но их носили лишь крестьянки, жившие вблизи
городов, вообще же городские платья в молдавском селе начали
широко распространяться лишь с начала XX в. и особенно после
установления Советской власти.
В некоторых районах (Вулканештском на юге и Резинском в центральной
Молдавии) молдаванки носили и сарафаны. В Резинском районе они
назывались шарафан, в Вулканештском — фустэ ку жюбя,
но покрой их был одинаковый. Верхняя часть кроилась в талию,
а юбка была расклинена, ворот круглый с разрезом посередине
груди. Их шили из плотной черной шерстяной ткани. В целом этот
сарафан очень близок к болгарскому
сукману, и, возможно, именно оттуда был занесен в Бессарабию
через переселенцев болгар, а также гагаузов, в одежде которых
он тоже встречается.
Верхняя зимняя женская одежда мало отличалась по покрою от
мужской. Женщины носили такой же суман, но более короткий. Широко
был известен овчинный полушубок (кожочел), реже надевали
овчинный тулуп.
Разновидностью сумана были женские шубы с круглым вырезом ворота,
подбитые мехом (зэбон, бурнуз).
Головные уборы молдаванки носили полотенцеобразного типа —
в праздники нэфрамэ и в будни кырпэ. Кырпэ несколько
напоминала русскую рогатую кику. Ее основу составлял деревянный
обод (коарне — рога), поверх которого покрывали платок,
а затем наматывали полотенцеобразный убор с концами, спускающимися
под подбородок или на плечи. Праздничный головной убор — мэрамэ,
или нэфрамэ (длинное полотенце) — ткали из тонкой хлопчатобумажной,
льняной или шелковой пряжи. Его обертывали вокруг головы, спуская
концы по плечам за спину.
По форме и способу ношения нэфрамэ аналогична древнерусским
головным уборам убрусу и наметке.
Со второй половины XIX в. полотенчатые головные уборы постепенно
исчезли из обихода и заменились платком. Существовало несколько
способов повязывания платка, носивших и разные названия: ын
пэлэрие — когда платок покрывал только верхнюю часть головы;
дупэ кап — когда узел завязывали на затылке; суб барбэ
— когда концы завязывали под подбородком.
Летом носили платки преимущественно белые и светлых оттенков.
Зимние шерстяные платки были темного цвета. Пожилые женщины
в любое время года носили темные платки.
Девушки в прошлом ходили с непокрытой головой, но со второй
половины XIX в. этот обычай начал исчезать. Они стали носить
платки, украшенные вышивкой и кружевами. Иногда с ношением платка
связывали определенные обычаи. Так, в приднестровских селах
Тираспольского района девушки на выданье, помимо платка на голове,
носили на поясе треугольный платок углом вниз.
Обязательной принадлежностью женского костюма были украшения
— ожерелья, серьги, кольца, перстни, браслеты. В одних районах
носили ожерелья, состоявшие из одного — трех рядов бус, в других
же (например в Рыбницком) девушки надевали ожерелье в 15—18
рядов и, кроме того, ряд нанизанных на нитку монет.
Некоторые украшения связывались с определенными обычаями. Так,
в Резинском районе девушка на выданье нашивала на подол три
бархатные ленты в отличие от девушек-подростков, у которых было
по одной-две ленты.
Женской обувью издавна служили такие же опинчь, какие носили
и мужчины. В холодное время, кроме опинчь, носили сапоги, мужские
ботинки. Пожилые женщины ходили в вязаных туфлях или сшитых
из войлока.
В середине XIX в., когда в деревню проникла фабричная обувь,
особенно модными стали женские ботинки на высоком каблуке с
высокими голенищами (пасапожъ).
Обрядовая одежда не отличалась от праздничной, за исключением
некоторых добавлений. Невесте надевали на голову фату, участникам
свадьбы перевязывали полотенце через плечо, а посаженным отцу
и матери — два полотенца. В Резинском районе посаженным отцу
и матери прикрепляли на грудь, плечи, спину цветные вышитые
салфетки (нэфрэмице). Смертной одеждой служила та же
свадебная, если она сохранилась, либо шили новую по типу праздничной.
Со второй половины XIX в., когда в Молдавии начали быстрыми
темпами развиваться капиталистические отношения, проникавшие
в деревню фабричные изделия стали вытеснять домотканые. Появились
переходные типы одежды, сочетавшие традиционные формы с элементами
городского костюма. Одежда городского типа получала все большее
распространение, но окончательно традиционный костюм не был
вытеснен.
В период капитализма в одежде более ясно стала проявляться
социальная дифференциация крестьянства. Костюм богатых крестьян
отличался добротными тканями, богатыми украшениями. В мужской
и женский костюм сельских богачей шире проникала покупная одежда
городского покроя, тогда как в одежде бедных слоев дольше сохранялись
традиционные черты.
Иметь несколько смен одежды в зависимости от времени года могли
только зажиточные крестьяне. У беднейшего крестьянства и батраков
одежда нередко была заношена до такой степени, что представляла
собой рубище.
В наше время сельское население носит в основном одежду городского
покроя.
В мужском костюме на смену рубахе с круглым вырезом ворота,
которую носили навыпуск, пришла рубаха с отложным воротником.
В праздничные дни молодежь носит рубахи с галстуком. Обычный
мужской костюм состоит из покупных пиджака и брюк. Зимой к этому
добавляется ватник или пальто.
Женский костюм состоит из юбки с кофтой или платья. Новым в
женской одежде является ношение белья.
Обувь покупают в магазинах. Самодельные опинчь теперь можно
найти только в сундуках у стариков.
В рабочее время колхозники, занятые в некоторых отраслях сельского
производства, носят спецодежду, выдаваемую колхозом бесплатно,
например белые и серые халаты надевают работники молочных
и птицеводческих ферм. Колхозы выдают спецодежду также воспитателям
детских садов и яслей.
Большинство сельских жителей стремится одеться по-городски.
В выходные дни колхозники отправляются в город для покупки или
заказа одежды городских образцов. В крупных селах, кроме магазинов
готового платья, имеются пошивочные мастерские
У крестьян старших возрастов еще бытуют отдельные части традиционного
народного костюма. Так, мужчины носят меховые и суконные безрукавки,
барашковые шапки, овчинные полушубки. Пожилые женщины продолжают
носить рубахи, юбки и кофты старинного покроя. Среди молодежи
заметно стремление сохранить высокохудожественный национальный
орнамент и отдельные элементы старого костюма, отличающиеся
удобством и практичностью.
В. Зеленчук
"Народы Европейской части СССР", в 2 томах, "Наука",
Москва, 1964