Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Македонский национальный костюм
Районы Македонии, разделенные горами, долгое время оставались слаба связанными
друг с другом, и одежда населения таких местностей имела локальные особенности.
Здесь лучше, чем у других южных славян, сохранились старинные формы народной одежды;
в особенности это относится к западной части Македонии.
Женский традиционный костюм, при всем его разнообразии, объединяют некоторые
общие черты. Его основу составляет длинная рубаха (кошульа,
риза) туникообразного покроя. В районах Скопле, Куманова она
очень широкая, с клиньями, а в Пологе - узкая. Характерен широкий
воротник-стойка. Рубаха, как правило, украшена вышивкой, в расцветке
которой преобладают красные тона, а в районе Скопле и Куманова
- черные и темно-синие. Поверх рубахи македонки надевают полудлинную
или короткую распашную одежду, сшитую из домотканого сукна;
она кроится с клиньями по бокам. Это сая, гунъа с короткими
рукавами или клашник без рукавов. В некоторых районах у верхней
распашной одежды имеются ложные рукава, руки продеваются тогда
сквозь специальные прорези (Скопле, Куманово, Тетово, Галичник).
Жилет (елек) носят не везде. Фартук
и цветной тканый шерстяной пояс являются непременными принадлежностями
женского костюма. Головным убором служит платок, обычно свободно
наброшенный на голову. Под платком прежде часто носили круглую
шапочку (фес). На ноги, как и у других южных славян, женщины
надевают цветные шерстяные чулки; еще и сейчас можно встретить
крестьянку в опинках из сыромятной кожи.
В прошлом для мужской одежды в Македонии был характерен белый цвет, но постепенно
белая одежда стала сменяться черной. Македонцы носили белую
хлопчатобумажную рубаху (кошульа), вышитую около ворота и на
рукавах, поверх нее надевали род кафтана
из белого сукна (долама), который позднее сменился более коротким
джемаданом (джемадан). Брюки в разных районах не были одинаковы
по покрою, а позднее стали различаться и по цвету. Так, например,
в Скопско-Кумановском, Дебрском, Битольском районах носили узкие
и длинные штаны черного или белого цвета, у мияков - более широкие,
сшитые из белого сукна, а в районе Гевгели - совсем широкие
черные.
Мужские головные уборы не отличаются разнообразием и в общих чертах схожи с головными
уборами соседних народов. То же можно сказать и об обуви.
В настоящее время традиционный костюм в полном виде уже не бытует, но в упрощенной
форме он еще довольно распространена деревне.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965