Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Словацкий народный костюм
Традиционная народная одежда до сих пор сохраняется в некоторых областях Словакии.
В старину материалом для одежды служили кожа, мех и шерсть, которые давало развитое
в горных районах овцеводство. Другим материалом были тканые материи из льняной
и конопляной пряжи. Это сырье крестьяне ранее обрабатывали сами. В XIX в. народную
одежду стали шить из покупных материалов. Часто это был уже материал фабричной
выработки (шерстяное тонкое сукно, кашемир, шелковый атлас, ситец, цветная пряжа
для тканья и вышивки, украшения - ленты, бусы, искусственные цветы и т. д.). В
экономически развитых областях Словакии новые материалы вытеснили домотканые,
что отразилось и на общем облике одежды. Традиционную одежду перестали носить
во многих районах Словакии уже в период буржуазной республики, прежде всего в
западной части Словакии, в долине реки Нитры, а также в районе Турца и нижнего
Липтова на севере Словакии. Наиболее широко еще в начале XX в. традиционный костюм
бытовал в южных и восточных областях Словакии.
Словацкий традиционный народный костюм, мужской, женский и детский, сохраняет
многие архаичные черты. Они проявляются в примитивном покрое, в малом числе составных
частей. Некоторые виды одежды - шубы, накидки, отдельные виды обуви - остаются
общими для мужчин и женщин. Одежду обычно крестьяне шили для себя сами.
Мужская одежда
Главная часть мужской одежды в Словакии - рубаха (kosel'a). Она имеет туникообразный
покрой, т. е. делается без швов на плечах и надевается через голову. Мужская рубаха
встречается в нескольких вариантах. Например, в районе Зволена (центральная часть
Словакии) она очень короткая.
Поясная одежда мужчин - штаны (gate), как и рубаха, служат и нижней и верхней
одеждой. Гате, как правило,- широкие, полотняные. Еще в начале XX в. во многих
горных местностях они служили выходной одеждой, особенно летом. В настоящее время
гате носят чаще под суконными штанами - ногавицами (nohavice). Различаются в основном
два типа суконных ногавиц: 1) из грубого домотканого сукна белого цвета с одним-двумя
разрезами у пояса, короткие (до щиколотки), иногда они заправляются в обувь. Это
более старый тип ногавиц; 2) более новый тип - ногавицы, украшенные шнурами. Их
шьют из тонкого покупного цветного сукна (синие, черные) и по бокам богато украшают
шнурами, нашитыми узорами. В этом сказалось влияние военной формы и моды XVIII-XIX
вв.
Древняя часть мужской одежды - пояс, очень широкий (до 30 см), кожаный, украшенный
металлическими пластинами. Пояса покупали на ярмарках, и, несмотря на то, что
стоили они дорого, без пояса не мог появиться на улице ни один парень. Такие пояса
носят и сейчас пастухи, у которых пояс с топориком-валашкой и латунными скрепками
является знаком профессии. Пояс был символом мужской силы и отваги, о нем говорится
во многих произведениях народного творчества.
В XIX в. появилась новая часть одежды - жилет
из сукна или атласа (lajblik, prucel). Он надевается всегда
с ногавицами со шнурами и делается того же цвета, что и ногавицы.
С гатями носят рубаху и верхний овчинный кожушок (kozusok),
который распространен в Словакии под различными местными названиями
(brusl'ak, kamizol). Покрой кожушка очень прост: это жилет без
плечевых швов, разрезанный спереди. Старые кожушки делались
из белой некрашенной кожи. Затем кожу стали красить, а кожухи
украшать цветными кожаными аппликациями, вышивать шерстью, шелком,
бумажными нитками. Некоторые области Словакии славятся своими
особо красивыми кожушками (центр Словакии).
Наиболее распространенной верхней одеждой является cuha (kabanica) из черного,
белого или коричневого сукна. Существует много вариантов чуги, но покрой ее в
принципе остается единым. Чуга кроится из одного куска сукна, спереди разрезается.
В плечах ее перегибают, а у горла стягизают ремешком или шнурком. Длина чуги варьирует
в разных областях. Сходно с ней по покрою длинное до пят пальто - halena. Галену
шьют из белого домотканого сукна, носят ее главным образом пастухи и возчики,
защищаясь от холода. Воротник галены служит капюшоном. В восточной Словакии и
теперь изредка встречается guba - длинное пальто, сшитое из сукна, тканного особым
способом: в основу из шерстяной пряжи вставляются пучки овечьей шерсти. В качестве
верхней одежды носят, кроме того, различные овчинные шубы, часто покрытые сукном.
Во время дождя их вывертывают мехом вверх, для того чтобы стекала вода.
Женская одежда
Главной частью женской одежды является аналогичная мужской рубахе rukavce, oplecko.
В Словакии сложилось три вида рукавцев. Первый из них-наиболее старый туникообразный
тип без плечевых швов. Эти рукавце сделаны из куска полотна шириной 55-60 см,
перегнутого пополам, с коротким разрезом спереди и вшитыми рукавами. Этот вид
одежды встречается у жительниц севера и юга Словакии.
Ко второму типу относят короткие, доходящие до пояса рукавце. Рукава, спинку и
перед их плиссируют и пришивают к кайме, образующей воротник. Разрез делают спереди.
Такой вид рукавцев распространен в западной, северо-западной и центральной частях
Словакии.
Третий тип рукавцев, встречающихся в Словакии, представляет собой разновидность
двух первых - они плиссированы, но длиной ниже пояса. Этот тип встречается в центральной
части Словакии в деревнях Шумиац, Гельпа, Поломка. Под рукавом все типы рукавцев
имеют ластовицу.
Рукавце всегда тесно связаны с рубашем (rubas, spodnik, pendel, podolok) -
видом сарафана.
При коротком типе рукавцев рубаш заменяет длинный подол. При
двух же других типах он имеет разную форму. Основой его служит
широкая сборчатая юбка и плотно облегающая грудь верхняя часть.
Рубаш часто не имеет бретелей, но иногда держится на одной или
двух бретелях.
В центральной части Словакии (деревни Гельпа, Поломка, Завадка, Погорела) сохранился
тип несшитой поясной одежды, состоящей из двух фартуков спереди и сзади, надевающихся
на рубаш и рукавце. Один из фартуков состоит из двух полотен и пришит в сборку
к поясу сзади; другой, гладкий, состоит из одного полотнища и прикрепляется поясом
спереди. Фартуки шили из полотна, вязали или ткали из шерсти, наконец, шили из
различных покупных материалов. Фартуки часто богато украшают вышивками, так же
как и рукавце.
Юбка развилась из упомянутого выше несшитого типа поясной одежды. И сейчас в некоторых
районах носят юбки, не сшитые спереди, как рудимент распоротого заднего фартука
(центральная, северо-западная части Словакии). Обычно такая юбка состоит из пяти
сшитых полос материи шириной в 60- 90 см, которые собирают в сборки или плиссируют
и прикрепляют к поясу. Спереди бывает разрез. Юбка завязывается тесемками. Прежде
юбки были полотняными, обрядовые (свадебные) - из тонкого сукна, обычно зеленого
цвета. Кроме двух этих видов юбок, начиная с конца XVIII в. были распространены
юбки из фабричного полотна (набойка). Материал этот и сейчас еще пользуется большой
популярностью. На синем фоне делают различные узоры - белые, бледно-голубые, желтые,
зеленые, красные. Теперь юбки шьют из разных покупных материалов пестрых расцветок
(ситец, фланель), иногда и из дорогих (атлас, шелк). Излюбленные цвета имеет каждый
район или деревня. В качестве верхней одежды женщины носят короткие кожушки из
овчины. По покрою и украшению своему они сходны с мужскими.
Сравнительно новой частью одежды, перенятой народным костюмом из городского костюма
XVIII-XIX вв., был лиф (zivotik, lajblik). Он стал сначала частью праздничной,
а потом и будничной одежды. Живутик шили из дорогих материалов (кашемир, атлас,
парча). Он без рукавов, тесно облегает корпус, у пояса имеет фалды. В Словакии
встречается несколько типов лифов. Отличаются они друг от друга только в мелочах.
До тех пор, пока лифы шили из традиционных материалов, их цвет и узоры были постоянными
в пределах каждой области. На кашемире чаще всего были пестрые розы по красному,
зеленому, синему, желтому, розовому или белому фону. Парча выбиралась чаще всего
светлых тонов, особенно белая с серебряными нитями и тканым цветным узором.
Одна из важных составных частей женской одежды - пояс (pas). Его изготовляют старой
техникой примитивного вязания и ткачества на маленьких станочках, на дощечках,
на бумажках. За пояс закреплялись фартуки, которые часто не имели тесемок. Позднее
к фартукам и юбкам стали пришивать тесемки, постепенно пояс становился лишним.
Еще в начале XX в. в некоторых районах пояс был обязательной принадлежностью женской
одежды, теперь же его носят редко, да и то как простое украшение.
Верхнюю женскую одежду по покрою можно разделить на старую некроеную одежду
и новую кроеную. К первому виду относятся куски материи разных
размеров (льняные, конопляные или домотканые хлопчатобумажные
материи, а также покупное полотно), в которые закутывались,
придерживая их руками. Таков, например, обрус (obrus, plachta).
Он состоит из двух кусков полотна, сшитых вольным швом. В центральной
части Словакии старухи еще и теперь носят в праздники обрус,
сложенный треугольником и перекинутый через плечо. В обрусах
из грубого полотна носили тяжести. Сейчас обрусы вешают в качестве
декоративных украшений на стену. Другой некроеного типа одеждой,
которой в прошлом покрывали голову и туловище, был продолговатый
кусок полотна длиной в 300-350 см, называвшийся полка (polka,
rucnik, odiedzka). В последние 50-70 лет полка стала частью
обрядовой одежды. Полка служит и для ношения детей на спине
или на руках. По размерам самой большой из этого типа накидок
является плахта
шириной в два полотнища и длиной в 225-300 см. Она менее распространена,
чем предыдущие, и употребляется только в качестве обрядовой
одежды. Некроеные части одежды вообще приобрели преимущественно
обрядовое значение и богато украшаются.
К другой группе принадлежит женская одежда, кроенная по фигуре. Самой старинной
из этой группы является одежда из овчины или сукна, например различные кожухи
с мехом, вывернутым внутрь. Кожа бывает белой или коричневой. Кожухи носят по
всей Словакии. В прошлом они были частью свадебной одежды, и с ними до сих пор
связаны многие обрядовые действия. Кроме того, в западной части Словакии женщины
носят кожухи, покрытые сукном, так называемые ментики (mentiek). Оба вида кожухов
украшают вышивками, аппликациями. Из сукна женщины шили шубки длиной в 3/4, похожие
на мужские (kabanica, cuska). Вероятно, вначале они были только мужскими, так
как женщины при работе не уходили далеко от дома и не нуждались в такой теплой
одежде, как мужчины. В конце XIX и начале XX в. женщины в качестве верхней одежды
стали носить городского типа короткие пальто. Все они имели сходный покрой: их
шили в талию, с длинными рукавами, с буфами и отстающими фалдочками в поясе, и
делали из покупного, обычно теплого, материала (бархат, плюш и т. д.).
* * *
Мужская обувь была очень примитивной вплоть до первой мировой войны, когда стали
носить солдатские башмаки. Сохранились различные виды старой обуви - папуче (papuce),
связанные из грубой шерсти, высотой доходящие до щиколотки, но более всего были
распространены крпце (krpce, bockori). В Словакии в горах нередко еще носят два
вида крпцев. В первом из них, сделанном из одного куска кожи продолговатой формы,
оба угла спереди складываются так, что образуют острый нос, стягиваемый посредине
плетеной кожаной косичкой. Вокруг ноги кожа собирается на ремне, продернутом через
отверстия. Второй тип крпцев шьется из двух кусков кожи - более грубой подошвы
и пришитого к нему кругом верхнего куска. Кроме того, носят суконную обувь и валенки
(kapce). Валенки валяют из шерсти по определенной форме, они не имеют швов, их
делают из сукна дома или же покупают у ремесленников.
Обувь, сшитая из сукна на манер крпцев, называется kolcuny (центральная часть
Словакии). Кожаной обувью, связанной со старинным типом туфель, являются чишмы
(cizmy) - сапоги с мягкими голенищами и боковыми швами (старый тип) или с твердыми
голенищами и задним швом (новый тип). Сейчас чаще всего носят грубые башмаки,
резиновые сапоги или другую фабричную обувь. До сих пор ноги обертывают полосами
материи, которые называют описе. Их носят иногда и вместо чулок. Женщины раньше
(в XIX в.) ходили босыми на поле и около дома даже и зимой. Теперь они ходят так
только летом.
Женщины носили те же виды обуви, что и мужчины; женская обувь отличалась только
деталями. Сейчас носят разнообразную фабричную обувь даже в тех деревнях, где
еще бытует традиционный народный костюм.
Старыми типами головного убора мужчин были конусообразная шапка и кожаная
шапка, подшитая мехом барашка, дно которой состояло из нескольких
кусков, а края выворачивались, образуя меховую опушку (северная
часть Словакии - Орава). С давних времен носили войлочные шапки.
Со второй половины XIX в. носили черные войлочные шляпы
с широкими полями, которые встречаются по всей стране. Носят
и различные маленькие шапочки.
Старики еще в начале XX в. носили длинные до плеч волосы, у висков их завязывали
узлом, чтобы они не мешали при работе. Лицо брили издавна повсюду, только в начале
XX в. вошли в моду усы.
Детям стригли волосы начиная с года, так как существовала примета, что дети, которым
стригли волосы раньше, вырастали глупыми и больными. Мальчикам стригли волосы
"под горшок". Девочки, у которых были еще слишком короткие волосы для
того, чтобы заплетать настоящую косу, носили две косички от пробора, постепенно
забирая в них пряди коротких волос, так что получался венчик. Как только у девочек
отрастали волосы, им начинали заплетать косу. Обычно волосы разделяли в середине
пробором и гладко зачесывали. На затылке заплетали косу из двух и более (до семи)
прядей, вплетали в них тесьму, ленты и т. д. В западной части Словакии девушки
носят две косы, обертывая их вокруг головы. Теперь в тех деревнях, где еще сохраняется
традиционная одежда, девушки носят две косы.
В прошлом девушки ходили с непокрытыми головами, что считалось символом девичества.
Только в последние годы они стали носить на голове платки. Прическа невесты отличалась
от будничной. Невесту отличала от других девушек парта (parta). Сейчас ее одевают
редко. Это был гладкий обруч, первоначально железный, а потом картонный, обернутый
золотой бумагой, который носили на голове как диадему. К ней прикреплялись цветные
ленты, бахрома. Иногда вместо парты одевали венок. Венки еще можно встретить в
деревнях, чаще всего из искусственных цветов, но первоначально они делались из
живых цветов или усиков травы. В некоторых деревнях Гемера сохранился обычай носить
венки в большие праздники.
После свадьбы молодые женщины надевают чепец,
т. е. меняют прическу и головной убор, что служит символом замужества.
Надевание чепца (zavijanka) - праздничный обряд, в котором участвуют
только старшие женщины семьи. С этой минуты молодая женщина
уже не смеет ходить с непокрытой головой. Этого обычая еще строго
придерживаются в тех областях, где сохраняется традиционная
народная одежда. В отличие от девушек, женщины носят различные
прически: накручивают волосы на какую-нибудь основу (деревянную,
проволочную), иногда подкладывают конопляные волокна, лен, так
что получаются однорогие или двурогие прически. Прически имеют
множество вариантов, почти в каждой деревне особые.
В старину женщины обвивали голову кусками полотна различной длины, это был древнейший
головной убор. Кроме того, носили чепцы (серiec, kapka). Форма его соответствовала
форме прически и была к ней приспособлена. Древнейшие чепцы были полотняными или
сетчатыми, очень простыми, без украшений. Позже их стали изготовлять из дорогих
материй с кружевами, лентами и т. д. Постепенно на чепце сосредоточились все украшения;
здесь проявляется художественный вкус вышивальщицы. Сейчас по чепцу можно очень
точно отличить жительниц даже соседних деревень. Чепцу в своей одежде женщины
уделяют наибольшее внимание. Для каждого случая женщина надевает особый чепец
с определенным рисунком или определенного цвета. На него повязывают платки, ручники;
молодые женщины при работе по дому или около него ходят в одних чепцах. Существует
много видов платков. В старое время платки были полотняные, больших размеров,
впоследствии - меньших размеров. Их делали из различных материалов (кашемира,
атласа, ситца).
Рост классового расслоения при феодализме отразился и на развитии одежды.
Сложился особый стиль одежды дворянина, горожанина, ремесленника
и крепостного крестьянина. Крестьянство было носителем традиционных,
часто архаичных форм одежды. Шляхта в Словакии, большей частью
венгерская, приспосабливала
свою одежду к требованиям моды, сохраняя в ней определенную
венгерскую специфику. Точно так же мелкое дворянство, горожане
и ремесленники пытались, хоть и с опозданием, подражать городской
моде.
В начале XVIII в. в городах существовала уже целая шкала форм одежд, которые постепенно
проникали и в деревню. Для того, чтобы закрепить различие в одежде между горожанами
и крестьянством, издавались многие постановления, согласно которым простому народу
запрещалось носить определенные виды одежды, некоторые материалы, кружева и т.
д. (Наиболее известен среди них запрет баньско-быстрицкий от 1723 г.). Изменения
в традиционном народном костюме начались с появлением новых материалов в период
расцвета феодализма. В XVIII в. народ уже покупал некоторые материалы и дополнения
к одежде, но они составляли крайне малую часть по сравнению с домоткаными материалами.
Коренные изменения в народном костюме произошли только в XIX в., особенно во второй
его половине. G этого времени покупные материалы стали основными при изготовлении
одежды. До тех пор из всех видов народной одежды особенно выделялась обрядовая,
в первую очередь свадебная, праздничность которой подчеркивалась дорогим покупным
материалом (тонкое сукно, полотно, ленты, украшения и т. д.).
В XIX в. начинается дифференциация народной одежды по ее назначению. Ранее будничная
и праздничная одежда состояла из тех же составных частей, сшитых из одинакового
материала, разница была только в том, что в праздник надевалась новая одежда,
а в будни ношеная. Распространение фабричных материалов привело к появлению особой
праздничной одежды, которая отличалась не только материалом, но и новыми составными
частями и украшением.
В соответствии с развитием народной одежды в целом и с появлением новых материалов
стала различаться одежда по возрасту. У женщин и мужчин издавна рубежом в ношении
определенной одежды была свадьба (перо на шляпе носили холостые парни, девушки
ходили с непокрытой головой, женщины надевали чепец и т. д.). Возрастные различия
определяются цветом частей одежды и украшениями. Пожилые люди предпочитают ткани
более темных расцветок, скромно украшенные; молодые парни и девушки надевают пеструю
одежду и яркие украшения. Архаичные формы сохранились в наиболее консервативных
траурных костюмах и в смертной одежде. В траурной одежде традиционный белый цвет
сменился черным уже в XIX в. Но и сейчас еще в некоторых областях сохраняются
старые формы наряду с новыми. Например, в центральной части Словакии, на Горегронье,
пожилые женщины в знак траура носят на плече белое полотенце, мужчины надевают
старые выцветшие части костюма. И сейчас всюду у стариков принято готовить смертную
одежду еще при жизни. Этот обычай остался главным образом в тех областях, где
хотя бы частично сохранился традиционный костюм.
Возрастающее классовое и имущественное расслоение в период капитализма отразилось,
конечно, и на одежде. Крестьянство долгое время оставалось носителем традиционных
форм одежды и вообще все население деревни хранило нормы старинного быта. Это
сказалось в том, что имущественные различия в народном костюме в Словакии проявились
скорее в количестве одежды (у богатых ее было больше, у бедных - меньше), а не
в ее качестве и материале. Но и здесь существуют некоторые исключения, например,
в западной Словакии, в районе Трнавы, богатство хозяйки демонстрировалось золотой
или серебряной вышивкой.
Изменение экономических и общественных отношений в начале XX в., и особенно после
первой мировой войны, повлекло за собой постепенный переход к городской одежде
в большинстве областей Словакии. По-городскому стали одеваться в первую очередь
те, кто уезжал за границу в поисках работы, а затем вернулся в родную деревню.
Мужчины, работавшие в промышленности далеко от деревни, старались не отличаться
в новом месте своей одеждой. Женщины были наиболее консервативны в своей приверженности
к традиционному костюму, это, по-видимому, объяснялось тем, что они не работали
вне деревни. От деревенского коллектива отличались по одежде все пришельцы - ремесленники,
торговцы, евреи, цыгане.
Народная одежда в словацких городах и городках всегда с некоторым опозданием следовала
европейской моде. Ей подражали и мелкие ремесленники и рабочие. В период развивающегося
капитализма крестьянское население перемещалось в города и промышленные центры.
Вначале крестьяне сохраняли традиционный костюм родной деревни, но затем постепенно
сливались с горожанами. В определенный период здесь можно было говорить о так
называемом полутрадиционном костюме (polokroj), который шился уже только из покупного
материала (набойка, ситец, сукно, полотно), но сохранял и некоторые черты народной
одежды.
Горняки в Словакии имели столетние традиции, их одежда развивалась специфично.
Рабочий костюм горняков был более простым, их праздничная одежда походила на военную
униформу. Характерной частью горняцкого костюма, которую можно заметить и на старинных
изображениях, был кусок кожи, прикрепленный сзади на поясе. С его помощью легче
было скользить в узких шахтах, о чем до сих пор помнят старые горняки. В районе
Баньской Быстрицы, Штиявницы и Кремницы этот кусок кожи называли osliador (немецкое
Arschleder). Кожаный фартук сзади сохранялся и в праздничной одежде начиная с
XVII в. до настоящего времени. Горняки и сейчас надевают в праздники старинную
праздничную форму.
В городах в настоящее время очень велико различие между будничной и праздничной
одеждой. Будничная одежда проще, ее шьют из недорогих тканей. Даже в деревнях
во время работы не только мужчины, но и женщины носят брюки, комбинезоны, плащи.
Праздничная одежда в городе очень разнообразна. Словацкие женщины, особенно жительницы
Братиславы, славятся своим умением одеваться со вкусом. Городская одежда и в наши
дни сильно отличается от деревенской. Во многих областях Словакии в деревнях широко
бытует старый национальный костюм. Молодое поколение почти совсем перестало его
носить, но более пожилые люди остаются ему верны до сих пор. В словацких городах
(особенно в северных и восточных областях Словакии) сразу же можно отличить приезжую
деревенскую женщину: она одета в национальный костюм.
В городах Словакии, как и в Чехии, сейчас
модна одежда современного покроя из домотканых материалов с
традиционными вышивками.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965