Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Румынский национальный костюм
Народная одежда румын до настоящего времени в значительной
части изготовляется дома. Ткани для одежды ткали из льна, конопли
и шерсти. В прошлом льняные ткани использовали для одежды гораздо
шире, чем теперь, но уже со второй половины XIX в. их стали
вытеснять хлопчатобумажные ткани. Последние также изготовлялись
на дому, но вначале они были с примесью льняных или конопляных
нитей. Ткань из разных сортов нитей и сейчас используется для
изготовления некоторых частей одежды. Шерстяное сукно, сотканное
дома, отдавали затем на сукновальню для уплотнения. Из него
шили шубы, мужские штаны, иногда жилеты,
делали шнуры для украшения одежды. Из полотняных тканей шили
мужские я женские рубахи, делали портянки и другие части одежды.
Костюм вышивали хлопчатобумажными и шерстяными нитками. Для вышивки употребляли
и козью шерсть, сохранявшую характерный блеск. Женские костюмы иногда расшивали
золотыми и серебряными нитями. Украшалась одежда, особенно женская, и блестками.
В северных районах страны женские рубахи вышивают бисером, а недавно, особенно
в Банате и Трансильвании, стали отделывать их и кружевами. Зажиточные крестьяне
заимствовали формы одежды у бояр, например подбитые лисьим или хорьковым мехом
кацавейки типа доломана и т. д. Начиная со второй половины XIX в. городское влияние
в области народной одежды проникает все глубже и глубже. Однако и в настоящее
время традиционный костюм бытует еще довольно широко. Влияние города сильнее всего
сказалось на мужском костюме, и во многих областях страны его теперь можно увидеть
только по праздникам. Интересно отметить, что сейчас народную одежду не всегда
изготовляют дома. Иногда ее покупают в специальных магазинах, которые продают
продукцию ремесленных кооперативов. На производстве национального костюма некоторые
села специализировались еще в капиталистическую эпоху.
В настоящее время здесь созданы кооперативы. Так, кооператив села Тисманы изготовляет
народный костюм для Олтянской области; кооператив села Кэлинешть Питештского района,
объединяющий тысячу членов, делает народные костюмы для области Арджеш. Кооператив
села Бряза специализируется на производстве полотняных и шелковых рубах. Городские
кооперативы изготовляют народную одежду как на экспорт, так и для ансамблей художественной
самодеятельности.
Румынский народный костюм в общих чертах восходит еще к одежде дакийцев, изображение
которой сохранилось на памятнике из Адам-Клисси (Добруджа) и на колонне Траяна
в Риме, где на барельефах видны некоторые элементы костюма, схожие с современными.
Румынский мужской костюм
Мужская одежда состоит из холщовой рубахи и белых штанов из
шерсти или холста. Обязательной ее принадлежностью являются
широкий шерстяной или кожаный пояс и безрукавка (ilic или pieptar)
из овечьего меха. На голове носят смушковую шапку (caciula)
или шляпу (palarie) - фетровую
или войлочную. Верхняя мужская одежда изготовляется из сукна
или овечьего меха: Она имеет несколько вариантов: короткая одежда,
местами называемая tundra,- длинная белая накидка без рукавов;
длинная белая или черная одежда с рукавами, называемая suman;
длинная косматая бурка (sarica);
короткий кожок (соjос) с рукавами; длинный кожок с рукавами
или без них, который шьют мехом наружу (его носят главным образом
пастухи).
Мужские рубахи довольно разнообразны. Хотя подавляющее их
большинство туникообразного покроя, но все же выделяются: 1)
рубаха с полой, составленной из отдельных частей (исчезла в
начале XX в.); 2) рубаха с широкими, в полтора полотнища, рукавами;
3) рубаха с треугольной вышитой вставкой (barbura) на спине;
4) рубаха с юбкой, называемой фустанеллой (fustanela); 5) короткая
до пояса рубаха на кокетке; у нее очень широкие рукава; такая
рубаха встречается в Цара Оашулуй, она имеет сходство с венгерскими
и словацкими рубахами.
Все эти рубахи богато орнаментированы. Особняком стоит рубаха на кокетке, с манжетами,
которая представляет собой рабочую одежду и, видимо, заимствована у городского
населения в конце XIX - начале XX в. Она не орнаментируется.
Имеются два вида мужских штанов: широкие (cioareci) и узкие (itari). Чиоаречь
шьют из белого сукна, обработанного на сукновальне, из грубошерстного или из покупного
небеленого сукна. По покрою эти штаны близки к брюкам городского типа, их часто
носят поверх сапог или башмаков. Крестьяне украшают чиоаречь белым, черным или
голубым шнуром, изготовленным дома. Ицари - штаны, сшитые из белого грубошерстного
сукна, конопляного или смешанного со льном полотна или из полушерстяной ткани
с примесью льна. Ицари очень узки и плотно облегают ногу. По покрою они подразделяются
на ицари нормальной длины и сборчатые. Последние в длину иногда доходят до 4 м.
Их носят, собирая в поперечные сборки от щиколотки до колена или до бедра.
Мужской костюм имеет и областные различия. Так, белая джубя (giubea), отделанная
шнуром, белая верхняя одежда с рукавами и украшенные шнуром чиоаречь являются
типичными для Олтении. Черная zeghe и царикэ специфичны для всей северной части
Мунтении. Черный суман и сборчатые ицари носят в Молдове. Белая шуба с аппликациями
из цветного сукна характерна для Бихора, короткая до пояса рубаха и косматая бурка
- для Марамуреша и т. д.
Народная мужская одежда: 1 - 5 - областные
типы костюма: 6 - рубаха с широкими рукавами; 7 - барбура; 8
- фустанелла; 9,10- короткие рубахи с широкими рукавами; 11,
12 - верхняя одежда; 13 - короткие ицари; 14 - длинные ицари;
15,16 - чиоаречь спереди и сзади
Румынская женская одежда
Основные элементы женского национального костюма - белая холщовая рубаха camasa
и поясная одежда. На юге Трансильвании и в Мунтении вместо рубах носят короткие
кофты, которые называются ия (iia). Поясная одежда - несшитая юбка на узком богато
орнаментированном тканом поясе. Носят и широкий пояс, наподобие мужского, но им
опоясывают рубаху, а поверх надевают юбку, так что снаружи он не виден.
Народная женская одежда: 1 - 6 - областные
типы костюма; 7 - рубаха карпатского типа; 8 - рубаха на кокетке;
9 - рубаха с полой; 10-11 - локальные варианты рубах:
Поверх рубахи или кофты надевают безрукавку из бархата или сукна, или же меховой
жилет. Девушки часто ходят с непокрытой головой или повязывают голову косынкой.
Головной убор женщин сложнее. Это или покупная косынка - cirpa, или шарф из шелка-сырца
- marama. В некоторых областях женщины носят на голове нечто вроде шлема из ткани;
кусок ткани спускается на спину. Он называется conci. Носят и чепчик (ciapsa)
или же головной платок (invalilura).
Женские рубахи не однородны по покрою. Это 1) рубаха карпатского типа, собранная
у шеи; 2) туникообразная, большей частью длинная рубаха и 3) рубаха на кокетке.
Видимо, наиболее древней является рубаха карпатского типа. Она существует в двух
вариантах. Первый из них характеризуется полным отсутствием специально вырезанного
ворота. Как ворот, так и рукава рубахи образуются при помощи конопляной или льняной
нити, продернутой в ткани и стягивающей в сборки отверстие у шеи и проймы рукавов.
Такие рубахи изображены на дакийских женщинах (памятник из Адам-Клисси). Сейчас
эти рубахи сохранились только в Северной Молдове. Второй вариант отличается от
первого наличием стоячего воротничка, представляющего собой узкую полоску ткани,
закрепляющую сборки. Его ареал распространения охватывает собой всю Молдову, Мунтению,
Олтению, большую часть Трансильвании и Банат. Иногда такие рубахи имеют рукава
особого покроя. Их шьют из треугольного куска материи, свернутого по спирали.
Шов и вышивка на таком рукаве также идут по спирали. Рубаха с такими рукавами
имеет ограниченную зону распространения: районы Вранча (Молдова) и Бран (Трансильвания).
Возможно, что этот вариант рубахи был перенят из одежды женщин господствующих
классов.
Женские рубахи карпатского типа богато орнаментированы по груди, спине, вороту
и рукавам. Орнамент на рукавах имеет традиционное место - альтицу (наплечник,
прямой полик), шириной около 12 см и высотой около 18 см. Ниже альтицы идет вышивка
шириной 4-6 см поперек рукава, затем - продольные ряды вышивки до манжета и, наконец,
вышивка на манжете. Орнамент на рубахах чаще всего монохромный.
Пожилые женщины и старухи носят длинные туникообразные рубахи, сходные по покрою
с мужскими. Они скромно орнаментированы только у ворота. Ареал их распространения
охватывает Молдову, Мунтению и Олтению.
Сугубо локальным вариантом, встречающимся лишь в двух своеобразных этнографических
зонах - Марамуреше и Цара Оашулуй, является богато орнаментированная
рубаха на кокетке с воланом. Этот тип рубахи аналогичен рубашкам
женщин словаков и румын, живущих в Закарпатской области
СССР.
Весьма разнообразна поясная одежда женщин. По ней в значительной степени определяются
зональные типы женской одежды. Шерстяная catrinta, состоящая из двух фартуков
- спереди и сзади, распространена в Олтении, Южных Карпатах, почти во всей Трансильвании,
за исключением западной ее части, изредка встречается в Мунтении. В зависимости
от орнамента и расцветки, выделяются различные варианты катринцы: горжский, романацкий,
хунедоарский, марамурешский, бихорский и т. д.
Другой вариант поясной одежды - fota - состоит из обернутого вокруг талии куска
цветной шерстяной материи на узком поясе. Фотэ распространена в северной части
Мунтении, Молдове, Буковине и на западе Трансильвании (верхнее течение Муреша).
Она может быть гладкой или с тканым орнаментом в виде вертикальных полос, идущих
вдоль всей фотэ или доходящих только до полы.
Очень своеобразна opregul in franjuri - поясная одежда женщин Баната и части
Хунедоарской области. Это несшитая юбка, состоящая из отдельных
полосок или шнурков на поясе. Ее богато украшают серебряными
и золотыми нитями. Подобную "юбку" носят румынские
женщины Югославии и македонянки.
Имеются и другие локальные типы поясной женской одежды. К
ним относятся vilnic и poalele. Выльник представляет собой два
фартука: гладкий спереди и сборчатый или плиссированный сзади.
Эта часть одежды напоминает болгарскую,
которую носят на севере Болгарии. В Румынии выльник распространен
по всей Олтении (вместе с катринцей). Как правило, он богато
орнаментирован. В северо-западной части страны (Цара Оашулуй
и Арад) женщины носят fusta. Это домотканые сшитые юбки белого
цвета, на которые спереди надевают фартук. Считается, что эта
форма одежды заимствована у мадьяр.
Фустэ является принадлежностью женской одежды и у румынок советского
Закарпатья.
В холодные дни женщины носят грубошерстную одежду, по покрою сходную с мужской.
На ногах мужчины и женщины прежде носили сыромятные постолы - opinci - с портянками
или белыми шерстяными носками. Дома женщины, как и прежде, носят разнообразные
войлочные или суконные туфли. В настоящее время в быт широко проникает покупная
обувь.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965