Бурка - войлочный плащ-накидка с длинным мохнатым
ворсом по лицевой стороне Заимствована русскими войсками у горцев
Кавказа в первой половине XIX в. наряду с башлыком
и папахой.
Бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно можно спать под
нею, когда нечем иным покрыться, а сушить нет надобности.
А.С.Пушкин. Письмо
П.А.Вяземскому. 14 октября 1823.
Бурка — плащ без проемов для рук из бурого, белого или черного войлока
с длинным ворсом. Название от характерного цвета войлока — бурый (Фасмер М.,
Этимологический словарь русского языка, т. 1, М., 1986). В русский быт вошла
в 18 в. под влиянием одежды казачества, перенявшего некоторые элементы традиционного
костюма соседних кавказских народов. Бурка имела два типа кроя: для конников
— длинная (до щиколоток), с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы
на плечах; для пеших воинов — короткая, бесшовная (в большей степени близкая
к пастушескому плащу). Обычно отмечают военные заслуги казачества в их служении
России, но не менее важна и его культурная миссия. Стремясь к военному совершенству
и подвижности войск, казаки отбирали из бытовой культуры соседних народов самые
удобные для местных условий формы и материалы и приспосабливали их к своему
быту. Два казачьих войска — Кубанское и Терское — носили костюм (включающий
бурку), заимствованный у горцев, тем самым отличаясь от других казачьих войск,
носивших шинели общеармейского образца. Бурка как часть
военного костюма казачества просуществовала до 1920, когда оно было упразднено
как сословие, но вновь стала частью военной формы созданных в 1936 трех казачьих
соединений — Донского, Кубанского и Терского.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.