Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм Италии
Народный костюм итальянцев начал постепенно выходить из употребления с конца XIX
в., но он еще не повсеместно вытеснен общеевропейским платьем. Наиболее стойко
народная одежда держалась в южных областях страны, где во многих сельских местностях
еще в 1930-х годах и мужчины, и женщины надевали традиционную одежду даже в будние
дни. В некоторых горных пастушеских районах Апулии, Лацио, Сицилии и Сардинии
народный костюм носят до сих пор. В северных областях будничная народная одежда
почти совершенно исчезла уже в первой четверти XX в., но в некоторых альпийских
долинах Пьемонта и Ломбардии женщины продолжают носить местные народные костюмы
по праздникам.
Народные костюмы всех областей Италии всегда отличались яркостью и многообразием.
Свои весьма колоритные костюмы раньше имелись не только в основных крупных исторически
сложившихся областях страны, но даже в провинциях, а нередко (особенно в горных
местностях) и в деревнях. Кроме того, различались костюмы будничные, праздничные
и свадебные. Одежда различалась по возрастному и социальному признакам: костюм
девушки не был похож на костюм замужней женщины, одежда горожан резко отличалась
от одежды крестьян. Но несмотря на все отличия, основные элементы итальянского
народного костюма были общими для всех областей страны.
Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного
покроя (camicia), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах
и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка (gonna) в сборку, складку
или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии
под различными названиями - corsetto, corpetto, busto, bustino и др.- длиной до
талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками;
корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто
рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками;
спереди или сзади корсаж зашнуровывается.
Распашная одежда встречается двух главных видов: это или сшитая в талию, доходящая
до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto.
Неотъемлемая часть женского народного костюма - передник (grem-biule). Чаще всего
он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.
Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где
другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto),
цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях
Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки.
Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы, различающиеся по
областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники,
огромные белые или очень яркие накидки и др.
Мужской народный костюм сохранился лишь в очень немногих местах, главным образом
в пастушеских районах Апулии, Сицилии, Сардинии и Лацио.
Традиционный мужской костюм составляли короткие штаны (pantaloni), чаще всего
стянутые ниже колен цветным шнурком, но иногда и с застежкой
на пуговицах; белая, нередко вышитая рубашка (camicia) со вшивным
рукавом; короткая куртка (giacca) или безрукавка (panciotto).
Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа
(фасоны различались по областям) и berretto - мешкообразный
головной убор. Его до сих пор носят крестьяне большинства южных
областей и островов (Умбрии, Калабрии, Сицилии и Сардинии).
Большим разнообразием отличается народная обувь, которую крестьяне во многих местностях
до сих пор изготовляют сами. Так, в альпийских районах распространены деревянные
туфли с кожаными носками и ботинки на деревянной подошве с кожаным верхом; в венецианских
областях - матерчатые башмаки с полотняной подошвой, густо простеганной прочной
дратвой; во многих горных селениях Лацио до сих пор в употреблении обувь античного
происхождения, так называемые cioci - мягкие сандалии из целого куска недубленой
кожи, привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.
Народные костюмы разных местностей отличаются друг от друга цветом, формой головного
убора, часто обувью, способом ношения головного и шейного платков, отделкой, украшениями
и пр. Так, например, одна из отличительных черт костюма ломбардок - рубахи с очень
широкими рукавами, почти всегда отделанные кружевами, и передник, цвет которого
всегда резко контрастирует с цветом широкой длинной юбки. В венецианских провинциях
юбки в большинстве случаев отделаны каймой из материала другого цвета или несколькими
узкими поперечными нашивками вокруг всего подола. В женском костюме области Абруццо
очень своеобразен головной убор, состоящий из двух частей - большого белого покрывала
и надевающейся поверх него небольшой квадратной шапочки, на которую удобно ставить
характерные абруццские сосуды для воды.
Костюм крестьянок области Молизе бросается в глаза, во-первых, своим передником,
сужающимся книзу и обрамленным очень яркой, чаще всего желтой каймой, а во-вторых,
очень вычурным головным убором типа накидки, почти всегда проткнутым крупной проколкой.
Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся
от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм
пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по
покрою на комбинезон из козлиной шкуры. Эта одежда, называемая "cosciali",
закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается
ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких
кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой
коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти.
Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах
поверх грубых вязаных чулок - кожаные ботфорты. Пастушеский костюм в Апулии состоит
из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов,
сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него
и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого - отдельно надевающиеся
рукава.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965