Мы готовы сшить для вас
нужную национальную одежду.
Наш адрес: г. Казань,
Одежда народов Индии
Одежда народа Индии в основном она похожа на традиционно установленную форму, которой одной иногда достаточно, чтобы определить место рождения, религию и социальное положение человека.
Еще недавно каждому углу Индии довольно отчетливо соответствовал тот или другой тип костюма, но при современной легкости связи наблюдается тенденция сводить типы одежды к какому-то общему виду, а проникновение дешевых товаров фабрики с их однообразными красками и рисунками точно так же подводит под общий тип старую пестроту цветов. Вместе с изучением одежды интересно также подметить манеру носить волосы, так как каждая раса или религия предпочитает в этом случае свою. Решающим фактором, определяющим тип одежды, скорее всего, является религия; особенно сильно ее влияние на некоторые подробности, почта ускользающие от европейского глаза, но хорошо подмечаемые местным жителем.
Население Индии по признаку религии и по связанному с этим типу одежды может быть разбито на четыре главные группы: 1) мусульман, 2) индуистов, 3) сикхов и 4) парсов; в этих группах еще и теперь заметна резкая разница в покрое платья. Рядом с ними можно поставить значительно отставшие народные группы, как-то бхилы, санталы, гонды и др., костюм которых может быть скорее характерен его почти полным отсутствием.
Сначала общее замечание. Климат Индии и жаркие лучи солнца вызывают необходимость, во-первых, очень легкой одежды и, во-вторых, преобладающего белого цвета. Это мы и видим в Индии. Затем, как правило, носят один покров одежды (или общий кусок, охватывающий среднюю часть корпуса, или рубашку со штанами); двойной покров, т. е. набросок одежды поверх нижнего белья, будет иметь место реже (среди средних и богатых), и, наконец, тройной покров, т. е. верхнее платье, будет носиться лишь в более холодное время, в свежие ночи и, конечно, только людьми высокого или обеспеченного положения. Головной убор является той частью костюма, которая особенно пестра и разнообразна и в которой с большим упорством сохраняются традиционные привычки: по головному убору легче всего узнать религию или национальность носителя. Обувь много проще и однообразнее и носит общеиндийский колорит, если не считать европейских образцов, все более и более пробивающих себе дорогу в Индию.
Что касается бедных или простых людей, то их костюм, конечно, не блещет разнообразием: народ ходит босым, не изменяя этой привычке и в торжественные дни и минуты, голова его часто открыта и лучам солнца и лучам звезд, а тело окутывает белое полотнище, укладываясь вокруг фигуры настолько пышно или разнообразно, насколько позволяют размеры материала; но чаще всего им будет прикрыта лишь средняя часть тела. Женщины из этого небогатого материала стараются делать то возможно красивое и изящное, что только может придумать их изобретательность. Нередко как мужчины, так и женщины ходят обнаженными по пояс, причем у последних это будет иногда указывать на их низкокастовое состояние. Обнажение женщины по пояс па Юге Индии прежде считалось общественно обязательным: когда в первой четверти прошлого столетия женщины, обращенные в христианство, хотели прикрыть себя выше пояса, то это вызвало угрозы, насилия и даже народные волнения; обычай имеет за собою несколько легенд, объясняющих его происхождение. Хотя нам - европейцам - подобное обнажение женщины рисуется как акт унизительный, вызывающий в последней чувство стыда и стеснения, но на социальном океане Индии мы находим в этом отношении значительное разнообразие оттенков. Женщины-тамилки и тода, по рассказу Тёрстона, при антропометрических измерениях старались так распределять верхнюю одежду, чтобы прикрыть грудь, между тем как малабарка без всякого стеснения оставалась с открытой грудью. С другой стороны, найярки ходят открытыми, и в их районе, наоборот, верхнее платье, прикрывающее тело, указывает на низшую касту, знаменуя иногда даже неприличность ношения такого костюма.
Одежда мусульман
У мусульман мы находим большое разнообразие в одежде, что можно
отчасти объяснить более разнообразными требованиями климата
и строгим сохранением старых традиций, занесенных из совершенно
иной обстановки. В старое время покрой их платья значительно
разнился в зависимости от того, были ли это патаны, моголы,
сайиды или шейхи; ныне это значительно сгладилось, и, например,
по тюрбану теперь уже их не так легко различить, как это было
раньше.
Голова мусульманина, согласно хадисам, должна быть бритой, а борода иметь "узаконенную" длину до 7-8 дюймов. Борода нередко будет окрашена хной или индиго по тем же мотивам, что красят волосы старики в Европе. Ношение бакенбардов с пробритием подбородка в XVII и XVIII вв. было могольской модой, теперь она встречается только среди деканских мусульман. Усы у мусульман обычно коротко подстрижены, так что обе губы делаются открытыми. Волосы на теле, за исключением груди, всегда удаляются.
Одежда мусульман состоит из трех главных частей: головного убора, платья и обуви. Головной убор бывает двух видов: тюрбан (чалма) и шапочка (тюбетейка или феска). Первый носится главным образом в Северо-Западной Индии, вторая - в Ауде и Соединенных провинциях. То, что в Европе называется тюрбаном (от персидского слова сарбанд, т. е. головная повязка), делится в Индии на два вида. Первый, состоящий из куска материи 50-75 см шириною и 4-6 м длиною, обертывается вокруг головы (слева направо или наоборот) так, что остается открытым небольшой кусок лба и затылка. Этот вид тюрбана носит название амамах (арабское название), дастар (персидское), шимли или шамла, сафи, люнги, села, румаль или допатта. Первые два носятся по преимуществу духовными и улемами; они обыкновенно белого цвета (раньше сайиды носили зеленые чалмы). Люнги делается из специальной материи, приготовляемой больше всего в Лудхиане, обычно голубого цвета с особой каемкой. Патаны и иногда пенджабские мусульмане наматывают чалму вокруг головы вместе с высокой красной конической шапочкой, называемой куллах; она возвышается своей вершиной над поверхностью чалмы. Концы материи часто свешиваются над плечами. Остальные названия отвечают разным видам чалмы. Села обычно бывает роскошнее и более украшенной; ее носят знатные люди или наиболее богатые.
Вторая форма тюрбана известна под именем пагри. Эта форма - индусского происхождения, но много носится и мусульманами. Она состоит из отдельного полотнища 15-20 см шириною и 7-10,5 м длиною. Пагри также наматывается на голову, но не плотно и не глубоко, так что может отделяться от головы и вновь надеваться. Способы наматывать пагри крайне разнообразны, и каждый из них имеет свое название.
Шапка или тюбетейка не повязывается вокруг головы, а надевается на нее. В зависимости от формы шапка носит различные названия: допалпляри - шапка-чепец, киштинума - шапка-лодка, безви - шапка-яйцо, сигошия - треуголка, чаугошия - четвероуголка и т. д. Некоторые шапки называются по местам их изготовления. В Бенгалии и Западной Индии в большом ходу персидская шапка (ирани куллах), имеющая форму тарбуша (высокая цилиндрическая шапка), но без кисточки наверху; она барашковая. Шапки, носимые в холодную погоду, называются топи, топа или каптар (наушник). Шапки в большом употреблении среди мусульман Дели, Агры, Лакхнау и других городов Соединенных Провинций.
Тарбуш (или турки-топи) внесен в Индию Сайидом Ахмадом; он в ходу среди мусульманской интеллигенции и учащейся молодежи. Снять головной убор, безразлично какого вида, считается на Востоке актом неделикатности, сорвать же его с головы - это значит нанести глубокое оскорбление.
Относительно одежды мусульмане хранят в памяти много указаний Мухаммеда, но выполняют таковые в последнее время лишь особенно усердные, например ваххабиты или улемы, или старые ученые люди. Уклонение от традиций стало наблюдаться еще при Моголах, в начале XVIII в., особенно при Мухаммаде Шахе <1719-1748>, тогда же мусульмане стали носить цветное платье, золотые украшения и шелковые одежды.
Главный предмет одеяния для верхней части тела называется курта, соответствующее нашей рубашке. Курта обычно шьется из белого коленкора и имеет открытую часть (гала) или впереди, или сзади, или по бокам. Прежде она завязывалась веревочками, а теперь застегивается посредством гхунди (пуговица старой формы) и тукмах (петли). В Южной Индии, в Гуджарате и Соединенных провинциях курта той же длины и фасона, как и европейская, но по мере движения на северо-запад рубашка становится длиннее, просторнее, пока у патанов она не делается совсем длинной (до щиколотки), с очень широкими рукавами.
Мусульмане всегда носят той или иной формы штаны; они называются изар (арабское
слово) или пайджама (персидское слово). Штаны бывают пли всюду
просторные, или всюду тесные, а иногда, просторные до колен
и тесные ниже. У талии они закрепляются шарфом или веревкой
(камарбанд или изарбанд) из белого коленкора. Виды штанов: шараи,
или конические, достигающие до лодыжки и напоминающие европейские
образцы; руми или гхараредар, которые так же длинны, как и первые,
но гораздо шире еврепейских (их чаще носят шииты); танг или
чуст, той же длины, но от колен книзу они плотно охватывают
ноги; если последние засучены на концах, они зовутся чуридари
и чаще носятся простым людом. Тип шаровар
(shalwar), т. е. штаны, широкие у талии и свешивающиеся широкими
складками, встречается у патанов, белуджей, синдхов, мултанцев
и т. д.
Одежда для наружного ношения носит название анга или ангаркха,
чапкан, ачкан, или шервани. Первый и третий виды напоминают
собою род женской кофты, длиною несколько ниже колен, застегнуты
они бывают или на пуговицы, пли посредством веревок; шьются
из всякой материи, белого или иного цвета. Анга считается старомодной
одеждой, но все же еще встречается в Дели, Агре, Лакхнау и при
туземных дворах, больше носится старыми и религиозными людьми.
Чапкан похож на наш кафтан, но с
открытой грудью. Поверх анги набрасывается иногда чога, очень
просторный костюм, свободно ниспадающий ниже колен. В холодную
пору патаны и другие пограничные горцы носят постины (или полушубки)
из овечьей шерсти, обращенной внутрь. В Индии далее к югу в
холодное время года носится дагла. Это та же анга, но подбитая
ватой. В Индии носится и жилет, но не под сюртуком, как в Европе,
а поверх анги или чапкана (но не ачкана). Жилет
трех видов: садари, или безрукавка, нимастин, имеющий полурукава,
и мирзан с полными рукавами.
Мусульмане Гуджарата и Западной Индии в своих костюмах несколько отличаются от обрисованных выше, но эти подробности мало интересны. Среди мусульман только патаны носят серьги.
У мусульманок одежда, по существу, не отличается от одежды мужчин, но изящнее, из более тонкого материала и более ярких цветов; кроме того, всегда будет наблюдаться некоторая разница между костюмами девушки и женщины. Головным убором будет рупатта (или допатта), род покрывала или вуали разных цветов и разных материалов; длина около двух метров, ширина около метра; носится на голове и спускается через левое плечо. Считается необходимым признаком скромности, чтобы женщина имела голову покрытой. Как правило, замужние носят более яркие цвета, чем девушки. В Кашмире женщины носят на голове небольшую шапочку (голтопи).
Кассава - платок, который повязывают вокруг головы и завязывают узел позади; женщины носят его дома, чтобы держать волосы в порядке. Мусульманки плетут волосы в косы и свешивают их позади.
В качестве одежды женщинами носится короткая жакетка с застежками позади и с короткими рукавами; может быть из любого материала. В Синде и Западной Индии она называется чоли, более же распространенное название ангия; другие названия - махрам и синабанд (покров груди). Курта - род безрукавной рубашки, открытой спереди и достигающей пояса; бывает из разного материала. Если носится в соединении с ангией, то курта надевается поверх; но такое соединение носится только молодыми замужними женщинами. В Кашмире и Северной Индии носится особая курта в роде рубашки (камис) мужчины: длинные рукава, открытая спереди и украшенная вышивками, спускающаяся ниже колен. У патанов два сорта женских сорочек: гирадана-кхат - темно-красного или голубого цвета, вышитая шелком спереди, носится замужними и джалана-кхат- менее яркая и пышная, носится девушками.
Пайджама (также изар) - того же типа, как и у мужчин, и носит те же названия. Разница лишь в том, что женские шаровары будут из шелка или другой более тонкой материи и будут цветные. У патанов они зовутся партог или партек, у девушек - белого цвета, у замужних - из цветного шелка или ситца. Как общее правило, ношение изара будет главным отличием мусульманки от индуски. Но в Шахпуре и других округах, где мусульмане усвоили индусские обычаи, мусульманки вместо шаровар носят маджлу, полотнище в два метра длиной и метр шириной, которым они плотно обматывают поясницу, спуская до колеи складки; даже мужчины носят маджлу. В Раджпутане, Гуджарате и южном Пенджабе женщины иногда носят льхенгу или гхагру - рубашку без шаровар. Жилет женщины так же носят, как и мужчины. Тиллаком, или пешвазом, называется одежда или платье, в котором рубашка и корсаж сделаны из одного куска, обыкновенно красной или иной цветной материи: тиллак обычен в Гуджарате, Раджпутане и округе Сирса. Это - стиль одежды, обычно применяемый баядерками при танцах.
В Дели, Лакхнау, Агре и других городах Пенджаба и Соединенных
провинций невеста надевает специальное подвенечное платье; оно
должно быть приготовлено без применения ножниц. Пояс для шаровар
- не обычный камарбанд, а несученая хлопчатобумажная нитка.
Вне дома мусульманки носят бурку - длинную и просторную накидку,
совершенно укутывающую голову и корпус; имеются для глаз два
отверстия. Мусульманки подводят глаза углем или сурьмой, для
зубов применяют missi и окрашивают ладони и ногти хной. Кольцо
в носу женщины - признак замужества.
Одежда индусов
Как общее отличие одежда индусов проще и легче мусульманской,
каста по-видимому, не оказывает на одежду индуса большого влияния,
которое естественно ожидается. Отличительной одеждой индусов
всех каст, мужчин и женщин, по всей Индии является дхоти. Это
- очень древняя одежда; на старых скульптурах боги фигурируют
одетыми именно в эту одежду. Общий термин, употребляемый для
названия одежды,- капра, лата или люнги. Под влиянием мусульман
костюм индусов выработался для мужчин в главные пять видов (панчо
тук капра): 1) головной убор, 2) дхоти, 3) кафтан, 4) чаддар
(чадра), или покрывало, 5) купальный костюм; и для женщин в
три (тин тук): 1) дхоти, 2) жакетка и 3) шаль.
Индус (исключая раджпутов) бреет свою голову, оставляя только чуб на макушке. Он также бреет лицо (исключая брови) и тело. Раджпут носит полную бороду и бакенбарды, обычно разделенные посередине. В качестве головного убора индусы носят тюрбаны и иногда шапочки; в первом случае это будет всегда пагри, но никогда амамах. Индуисты повязывают пагри разными способами, как это описано для мусульман, но углы образуются над ушами, а не над лбом и затылком. Маратхи носят плоское красное пагри с небольшим коническим выступом разной формы и расположения <...> В Бенгалии носится особый сорт пагри, который может сниматься с головы, как шапка.. Если индусы носят шапочки или топи, то они обычно похожи на носимые мусульманами, но это никогда не будут феска, тарбуш или ирани топи. В Гае в дождливую погоду носят особую шапочку, сделанную из листьев тала; называется она гхунга. Бенгальцы - будь то брахманы или иные касты - часто ходят с непокрытыми головами.
Из одежды наибольшее распространение имеет дхоти. Это простой кусок материи (хлопчатая бумага), обыкновенно белого цвета. Он обвязывается вокруг бедер, причем конец пропускается через ноги спереди назад и подтыкается на спине у пояса. Простой народ носит дхоти уменьшенного размера, называемый ланготи, который доходит до колен; ланготи и будет тот костюм, в котором бедные люди работают на дому, в деревне, на полях и т. д.; это - типичный ландшафтный костюм индуса. Дхоти брахмана и некоторых других каст спускается намного ниже колен, у раджпутов - до лодыжки <...> В некоторых частях Индии лишь половина дхоти обматывается вокруг бедер, а другая перебрасывается через левое плечо. Некоторые из высоких классов носят курту в качестве кафтана; большинство носит ангхарку - короткую курту, доходящую лишь до пояса. Индуисты носят их так же, как и мусульмане, но, в то время как вторые имеют застежки на левой стороне, первые имеют на правой. Чаддар - разных видов; он состоит из куска материи длиной 2 м, шириною 2/3 м. Носится через плечо или драпируется вокруг тела, при купании - вокруг бедер. Индусы, как мужчины, так и женщины, носят сережки.
Брахманский шнур (джанеу) - веревка, сделанная из крученых хлопчатобумажных ниток, которые приготовляются с большими церемониями. Шнур носится через левое плечо и спускается до правого бедра. До брака носителя шнур состоит из трех ниток, а после брака - из шести или девяти. Он длиной в 96 ладоней и имеет узлы. Раджпут также носит шнур, одинаковый по составу и длине, но узлы на нем другие.
Кастовые и сектантские метки также отличают индусов друг от друга. Из этих меток полезно выделить две, наиболее выдающиеся. У шиваитов на лбу проводятся белые горизонтальные линии от одной до трех, иногда с точкой посередине или над ними, или красная вертикальная линия.
Вишнуиты проводят на лбу три линии, сходящиеся внизу в одну точку: крайние из них будут белого цвета, средняя красного. Последняя иногда заменяется точкой.
Женщины-индуистки носят волосы заплетенными (чоти); обыкновенно несколько мелких кос собираются в одну большую, которая висит позади, скрепленная на конце лентами. Другой способ ношения волос - это узел, собранный на темени на манер древнегреческого; впереди волосы всегда гладко причесаны с пробором посередине. Поверх головы носится орхна, или вуаль, конец которого перебрасывается через левое плечо таким способом, чтобы он прикрывал грудь. На верхнюю часть тела иногда надевается курта. Носится также корсаж, называемый ангия; корсаж закрывает грудь и плечи, имеет очень короткие полурукава и позади закрепляется веревочками. Рубашка называется льхенгой или гхагрой. Больше всего она носится в Раджпутане, где она бывает очень длинной: до колен и даже ниже. В провинциях Бенгалия, Мадрас и Бомбей женщины не носят рубашек, а только чоли и сари. Последнее представляет собой длинный кусок хлопчатобумажной или шелковой материи. Половина сари драпируется вокруг талии и свешивается складками к ногам, а остальная часть перебрасывается через левое плечо или набрасывается на голову.
Одежда сикхов
Одежда сикхов несколько отличается как от мусульманской, так и от индусской.
Сикхи не бреют и не стригут волос. Борода у них раздваивается посередине, и
концы ее загибаются вверх. Волосы головы у сикха собираются в узел (кес) на
темени или сзади как отличительный знак сикха. Правоверный сикх должен носить
на себе какой-либо предмет из железа. Головной убор - тюрбан первого или второго
вида; в первом случае он отличается большими размерами. В остальном сикхи напоминают
или индусов, или мусульман, но всегда будут иметь отличия, уловимые для местного
жителя. Сикхи очень любят всякие украшения и носят сережки. Одежда сикхских
женщин мало отличается от индусской, хотя обитательницы округа Сирса заметно
склоняются к мусульманской одежде.
Резко бросается в глаза одежда акали, (а также) нихангов. Она вся темно-голубого цвета, тюрбан также голубой, высокий и острый, с прикрепленными к нему тремя стальными дисками. Иногда несколько стальных клинков пронизывают корпус тюрбана. Акали также носят плоские железные кольца на шее и на руках.
Одежда парсов
Парсы выделяются своей одеждой среди остального населения Индии. Старики
еще сохранили обычай носить на голове индусский чуб и не едят мяса - следы старого
принуждения со стороны индусов по отношению к переселенцам из Персии. Держать
голову непокрытой считается у парсов грехом, почему парсы обоего пола и имеют
голову всегда покрытой, остаются ли они дома или выходят на улицу. Дома парс
носит тюбетейку, а на улице старый парс носит кхоку, высокую шапку, более приподнятую
спереди, чем сзади, сделанную из жесткого блестящего материала. Юное поколение
усвоило для ношения круглую шапочку с мерлушкой по краям вроде русских легких
шапочек, но в последние годы, под влиянием движения свадеши, молодежь возвратилась
к национальной кхоке. На теле парсы носят садру, или священную рубашку с поясом
(касти). На садру надевается сюртук из хлопчатобумажной материи, достигающий
немного ниже пояса. Штаны парсов немного схожи с мусульманскими. Молодой парс
Бомбея в значительной степени усвоил европейский костюм, но он остается верен
головному убору предков. Парсийка собирает свои волосы в узел, подобно древней
гречанке. Она также носит садру, как и мужчины. Деревенские парсийки носят плотно
охватывающий корсаж без рукавов и шаровары из цветной материи. Поверх всего
этого она набрасывает шелковое сари, оно пропускается между ног, и конец перебрасывается
через правое плечо. В городах сари не пропускается между ног, а свешивается
свободными складками, закрывая штаны.
Относительно обуви нет никакой разницы между индуистами, мусульманами, сикхами или парсами, но первые не станут носить обуви, изготовленной из коровьей кожи. Башмаки у мусульман называются джути, а у индусов - джоре или зоре. Башмаки обычно носят названия по имени материала, из которого они сделаны: нарика-джути - кожаные башмаки, банати-джути - войлочные и т. д. Имеется большое число видов башмаков, в общем похожих на обычные европейские туфли, но отличающихся формой носков, задников, высотою и т. д. Обувь женщин отличается кроме величины более тонким материалом и разными вышивками. Индуски редко носят обувь.
Всякая обувь снимается при входе в мечеть или другие священные места. Обычно ее также снимают при входе в дом. Восточные люди обычно сидят на полу, предпочитая его всяким креслам и стульям; отсюда получается необходимость, чтобы мавры, маты или куски материи, покрывающие пол, оставались чистыми; почему и создается требование ко входящим снимать обувь. Но если считается неприличным входить в дом, не сняв предварительно башмаки, то довольно давно уже сделано исключение для тех индийцев, которые носят европейские сапоги или ботинки. Местная интеллигенция, особенно бенгальская, давно носит английские ботинки, надетые на белые носки или чулки.
Из книги: А.Е. Снесарев. "Этнографическая Индия". издательство "Наука", Москва, 1981г