Что такое национальный костюм? Под этим обычно понимают комплекс традиционной
крестьянской одежды, сложившийся в период завершения феодальной эпохи и перехода
к капиталистической, который характеризуется расцветом домашнего крестьянского
производства, народного искусства и устойчивостью форм крестьянской одежды. Отдельные
элементы костюма, возникшие в различные эпохи на национальной почве или заимствованные
у других народов, с течением времени объединились и образовали своеобразный тип
одежды, характерный только для данной этнической общности. Социально-экономические
изменения, наступившие в XIX веке с развитием капитализма, существенно повлияли
на замкнутый быт крестьянской семьи и способствовали постепенному исчезновению
традиционной одежды.
Литературные и этнографические источники дают представление о молдавском костюме
XVIII-XIX веков, а об одежде более ранних периодов можно судить по археологическим
находкам и произведениям изобразительного искусства.
Костюм древнего периода
Найденные во время археологических раскопок и хранящиеся ныне в музеях образцы
тканей, кожаные изделия, пуговицы, застежки, украшения помогают воссоздать детали
костюма древнего периода. Нельзя говорить о полной преемственности в одежде народов,
населявших территорию Молдавии в древний период, но несомненно, что отдельные
детали костюма, особенности покроя, приемы украшения, передаваясь на протяжении
веков из поколения в поколение, вошли составной частью в молдавскую народную одежду.
Происхождение отдельных типов одежды восходит к традициям античности, к культуре
фракийцев, славян, а также других народов, с которыми предки молдаван вступали
в тесные связи на протяжении своей истории. В одежде восточно-романских народов
сохранились некоторые характерные черты костюма северных фракийцев - даков, гетов.
карпов, бессов. Среди археологических находок нет тканей и кожаных изделий, но
встречаются металлические части одежды и украшения. Высоким художественным уровнем
отличаются гетские украшения IV-III веков до нашей эры- золотые и серебряные шейные
гривны (обручи), серьги с подвесками, украшенные зернью, синие стеклянные бусы,
серебряные и бронзовые браслеты, фибулы (застежки), найденные на городищах у сел
Матеуцы и Пояна Резинского, Ганск Кутузовского районов.
Отдельные элементы костюма сохранились с первых веков нашей эры. Из языка северных
фракийцев в молдавский язык вошли названия шапки-кэчулэ и пояса - брыу. Другие
характерные части костюма формировались в более поздний период.
Ценным источником для изучения костюма гето-даков являются изображения одежд на
монументе из Адамклисси в Добрудже и колонне Траяна в Риме, относящихся ко II
веку нашей эры и воздвигнутых в честь победы римлян над гето-даками. В одежде
гето-даков можно различить почти все характерные особенности молдавского национального
костюма. На этих памятниках мужчины изображены в конусообразных шапках, рубахах
с вырезным воротом, перехваченных поясом, в узких штанах с поперечными складками,
напоминающих традиционные молдавские ицаръ. Женская одежда гето-даков состояла
из рубахи с круглым сборчатым воротом и поясной одежды типа катринцэ. Наряду с
этим они носили свободные туникообразные одежды, распространенные в Риме и римских
провинциях. Из латинского языка в молдавский вошли некоторые наименования народной
одежды - кэмаша (рубаха), сарика (меховая накидка). Однако романские влияния,
оставившие значительный след в молдавской народной культуре, почти не прослеживаются
в молдавском народном костюме. Это можно объяснить тем, что римская одежда, сложившаяся
в условиях мягкого климата Аппенинского полуострова, не получила распространения
в северных районах Балкан с более суровым климатом.
В VI-XII веках территорию Молдавии населяли славяне. Наряду с раннеславянскими
здесь открыты также южнославянские и древнерусские памятники. Некоторые сведения
об одежде славян дают археологические находки. При раскопках раннеславянского
поселения у села Требужены Оргеевского района был найден относящийся к VI-VII
векам бронзовый амулет-подвеска, изображающий мужчину с согнутыми руками. На амулете
можно различить некоторые части одежды - кафтан с вырезом на груди и сапоги с
острыми носками.
Из византийских хроник X-XI веков известно, что славяне носили белые холщовые
рубахи и белые шаровары, сапоги, кожаные туфли или лыковые лапти. Женщины носили
подпоясанные длинные рубахи, на голове платок, а на ногах кожаные башмаки. У знати
распространенным видом верхней одежды были плащи, о чем свидетельствуют многочисленные
находки фибул, которыми плащ застегивали у правого плеча.
У славян было высоко развито ювелирное искусство. Женщины вплетали в волосы височные
кольца, на груди носили стеклянные бусы, ожерелья из золотых или серебряных медальонов;
распространены были также перстни, серьги, браслеты. Особенно высоко ценились
гривны - шейные обручи, которые служили как женским украшением, так и знаком отличия
военных предводителей и племенных вождей.
Некоторые элементы древнеславянской одежды - женские юбки, состоявшие из двух
частей: передней и задней, свадебные женские головные уборы разных типов; кожаные
пояса с металлическими накладками- вошли в молдавский национальный костюм. Он
впитал также некоторые компоненты, характерные для древнерусской, украинской,
болгарской одежды, которые под влиянием молдавской культуры приобрели новый облик.
Славянское влияние отразилось также на терминологии частей костюма, в таких названиях
как порт, суман, опинчь, измене, берневич, поале, алтинцэ и некоторых других.
Пребывание тюркских народов на территории Молдавии в IX-XIII веках также оставило
отпечаток на крестьянской одежде - это сказалось на ее покрое и терминологии.
Часть терминов носит тюркский характер, например, бурнуз, марамэ, шалварь, папучъ,
терлик, басма.
Модавская одежда эпохи средних веков
В период формирования молдавской народности в XII-XIV веках складывалась ее материальная
и духовная культура.
В молдавской одежде все больше проявлялись самобытные черты, возникавшие под влиянием
местных социально-экономических условий, постепенно складывался тот специфический
национальный облик, которым молдавский традиционный костюм существенно отличался
от одежды соседних народов.
Несмотря на то, что отдельные элементы возникли в более ранние периоды, только
начиная с XIV века появляются достоверные данные о главных частях костюма, особенностях
покроя, украшений, а также терминологии. Только с этого времени можно говорить
о сложившемся молдавском национальном костюме.
В эту эпоху сформировались основные компоненты народной одежды:
для женщин - рубаха с цельнокроеным рукавом или туникообразного
покроя, несшитая поясная одежда (катринцэ, фотэ), головные уборы
полотенчатообразного типа (марамэ) и с твердой основой, покрытой
сверху покрывалом (кырпэ, каицэ), а для мужчин - туникообразная
рубаха с прямым разрезом на груди, меховая безрукавка (бондицэ,
пептар), узкие белые штаны (ицарь).
Молдавская народная одежда отличалась такими
характерными чертами как крой в талию, белый цвет ткани, вырезной
ворот с прямым разрезом, наличие пояса.
В грамотах молдавских господарей и других документах XV-XVII веков упоминаются
такие наименования одежды, обуви и украшений как кожок, марамэ, контэш, шубэ,
суман, опинчь, чуботе, черчел, инел и другие.
Ценными источниками для изучения истории костюма являются коллекции одежды, хранящиеся
в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде и Государственной
Оружейной палате в Москве. Находящиеся там погребальные покрывала, епитрахили,
пелены, плащаницы и вышивки дают представление об одежде молдавской знати и горожан
в XV-XVII веках.
Для восстановления общего облика одежды раннего периода большое значение имеют
иконографические, фресковые изображения, а также книжные миниатюры. Особенно широко
представлена фресковая живопись XVI века в церквах монастырей Воронец, Молдовица,
Сучава, в церквах Хумор, Пробота, а также в церкви Успения в Каушанах, относящейся
к XVIII веку.
На фресках Воронецкого монастыря видны боярские верхние одежды с прорезями вместо
рукавов, красные и желтые шерстяные пояса, шапки типа кушмэ, головные уборы горожан.
На молдавских иконах XVI-XVII веков встречаются изображения княгинь в головном
уборе марамэ.
Значительный материал для изучения молдавского костюма дает монументальная живопись
Молдавии конца XVII- начала XVIII века - роспись церкви Успения в Каушанах, где
изображены портреты покровителей-заказчиков, финансировавших строительство церкви.
Они одеты в боярские одежды, особенно рельефно видны верхние накидки плащевидного
типа, головные уборы, прически.
Изображения одежд, правда, в сравнительно небольшом количестве,
встречаются на миниатюрах и гравюрах рукописных и старопечатных
книг XV-XVIII веков. Так, на миниатюре Четвероевангелия (1555)
евангелист Лука изображен в крестьянской одежде типа суман с
вырезным воротом; святой Георгий на миниатюре в книге Варлаама
"Казания" (1643) изображен в костюме воина с плащом,
в подпоясанном кафтане и сапогах.
Однако древние изобразительные и некоторые письменные источники
- грамоты и актовые документы отражали преимущественно одежду
феодалов и богатых горожан, а крестьянскую - лишь в той мере,
в какой ее элементы сохранились в костюме имущих классов,- шапки,
пояса и т. д. Кроме того,
костюмы на иконах зачастую изображались по принятым византийским
канонам, поэтому для изучения одежды XVII-XVIII веков большое
значение приобретают летописные источники и записки путешественников.
Первые попытки характеристики молдавской одежды были сделаны средневековыми авторами
Н. Олахусом и М. Костином. Так, Н. Олахус отмечал отличия молдавской одежды от
одежды других народов, а молдавский летописец М. Костин, используя труды предшествующих
историков, сравнивал одежду молдаван с одеждой римлян.
В XVII-XVIII веках появляются записки иностранных путешественников с описанием
костюмов, а также зарисовки художников, которые дают наглядное представление об
одежде того времени.
Со второй половины XIX века одним из наиболее достоверных источников по истории
костюма становится фотография.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
"Тимпул", Кишинев. 1985г