К окну поспешно он садится, /Надев персидский архалук;/ В устах его едва
дымится/ Узорный бисерный чубук.
М.Ю.Лермонтов. Тамбовская
казначейша. XIX. 1838.
Архалук (ахалук) — мужской просторный различного кроя кафтан.
Название от тюркского arkalyk — куртка. Вошел в русский быт в начале 19
в. Архалук восточного образца представлял собой одежду прямого кроя с широкими
рукавами, пришитыми ниже линии плеча, без застежек, шитую из плотных шелковых
или хлопчатобумажных тканей с текстильным орнаментом в виде разноцветных полос.
О восточном происхождении архалука упоминает не только М.Ю. Лермонтов, но и
др. поэты 1830-х гг.: «Ахалук мой, ахалук,/ Ахалук демикотонный,/ Ты — работа
нежных рук азиатки благосклонной» (Полежаев А. И., Ахалук, 1833). Однако уже
в середине 19 в. под архалуком подразумевали одежду совсем иного, т. н. европейского
покроя. В исполненных в 1846—47 А.А. Агиным иллюстрациях к «Мертвым душам» Н.
В. Гоголя самый знаменитый обладатель архалука — Ноздрев («чернявый просто в
полосатом архалуке») изображен в полосатом коротком кафтане в талию с рукавами,
вшитыми по европейскому образцу — по линии плеча, в то время как архалук восточного
типа не имел плечевых швов. В эти годы архалуки стали называть отрезные и присборенные
у талии, длиной до колен, застегивавшиеся на крючки кафтаны, которые по крою
больше подходили под определение «бекеша»: «...на
нем был серый, нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками» (Д. В. Григорович,
Антон-Горемыка, 1846). Архалук столичных жителей был домашней одеждой, и его
носили многие писатели и художники. О. А. Кипренский изобразил себя в архалуке
на «Автопортрете», 1828 (Третьяковская галерея, Москва). В.А. Нащокина вспоминала:
«Я помещалась обыкновенно посередине, а по обеим сторонам мой муж и Пушкин в
своем красном архалуке с зелеными клеточками» («Новое время», 1898, № 8115—
8122). Но провинциальные помещики, выезжая из дома, не утруждали себя переодеваниями.
«Одет он был забубенным помещиком, посетителем конных ярмарок, в пестрый, довольно
засаленный архалук» (И. С. Тургенев, Петр Петрович Каратаев, 1846). Читателям
гоголевской поэмы упоминания об архалуке Ноздрева было достаточно, чтобы представить
себе образ жизни этого персонажа.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.