Бекеша - сюртук
или полупальто на меху, с меховой оторочкой по борту. В русской
армии вошла в широкое употребление во время первой мировой войны.
Морозный воздух пробирается под ваточную подкладку и ползет вдоль спины.
И зачем он надел свою бекешь, вместо медвежьей шубы. П. Д. Боборыкин. На
ущербе. Часть II, глава 20. 1890.
Бекеша (бекешь) — верхняя мужская зимняя одежда
в виде короткого кафтанасо
сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов,
карманов, подолу; верхняя мужская одежда в виде сюртукасо складками или сборками сзади по талии. Название от имени
венгерского дворянина Каспара Бекеша, славившегося при дворе
польского короля Стефана Батория не только воинскими доблестями,
но и щегольством. Венгерский исследователь Л. Киш обратил внимание
на то, что слово «бекеша» вошло в русский язык через польский,
хотя сам тип одежды восходит к венгерской традиции (Происхождение
слов бекеша, кучма, шалаш и шишак, в кн.: Этимологические исследования
по русскому языку, в. 4, М., 1963, с. 48). Иноземные костюмы
в качестве модной одежды стали проникать на Русь в 16 в., и
одной из первых была бекеша. «Щеголи, со времен самозванца еще,
носили тогда польское
и венгерское одеяние»
(А. А. Бестужев-Марлинский, Изменник, 1825). Впоследствии был
принят ряд указов, запрещавших ношение иноземного или, как его
называли, немецкого
платья. Их действие сохранялось вплоть до восшествия на
престол Петра I, хотя известно, что его отец, царь Алексей Михайлович,
в детстве для забав носил платье европейского покроя. Вновь
бекеша стала популярна во 2-й пол. 18 в., причем ее неизменной
деталью оставалась только меховая опушка. Покрой трактовали
достаточно свободно, варьируя длину бекеши, форму воротника;
чаще всего воротник был в виде невысокой меховой стойки, но
в литературе 19 в. можно встретить описания и других его форм,
напр.: «...вышел граф в бекеше с воротником, поднятым выше ушей
по случаю мороза» (В. А. Соллогуб, Большой свет, 1840). Из мемуарной
литературы следует, что бекешу носил А.С.Пушкин. «В числе гулявшей
по Невскому публики почасту можно было приметить и А.С.Пушкина,
но он, останавливая и привлекая на себя взоры всех и каждого,
не поражал своим костюмом, напротив, шляпа
его далеко не отличалась новизною, а длинная бекешь его тоже
старенькая. Я не погрешу перед потомством, если скажу, что на
его бекеши сзади на талии недоставало одной пуговки» (Колмаков
Н. М., Очерки и воспоминания, «Русская старина», 1891, т. 70,
с. 665). Описанная мемуаристом бекеша поэта была в форме сюртука,
который рекомендовался журналом «Московский телеграф» за 1833
(№ 12). С сер. 19 в. бекеша значительно укоротилась. О степени
ее популярности можно судить по упоминанию бекеши в романе «Преступление
и наказание» Ф.М. Достоевского (1866), когда один из персонажей
объясняет другому, что значит одеваться «по журналу»: «Рисунок,
значит. Мужской пол все больше в бекешах пишется, а уж по женскому
отделению таким, брат, суфлеры, что отдай ты мне все, да и мало».
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.