Когда сани бывали разгружены, передняя наполнялась крестьянами.
Они стояли в армяках поверх полушубков и дожидались, покуда
отец позовет их в кабинет, чтобы распросить о том, каков снег
выпал и каковы виды на урожай.
П.А.Кропоткин. Записки
революционера.
Часть первая, VII.
1899.
Армяк (ормяк) — верхний просторный прямого
кроя распашной длинный кафтан, подпоясанный
цветным кушаком. Название от тюркского armak — одежда из верблюжьей
шерсти. Форма «ормяк» приводится И.И.Срезневским в письменных
источниках 1582: «Ормяк сделати тонкое полотенцо, образцы на
него по лазоревому бархату шиты золотом» (Словарь древнерусского
языка). Армяк, выполнявшийся из ткани домашней выделки — армячины
(или сермяги), обычно имевшей цвет неокрашенной шерсти — сероватый,
коричневатый, серо-черный и т. д., как правило, был крестьянской
одеждой. В городах его носили только самые дешевые извозчики
— «ваньки». «Извозчики делились на две категории, из которой
наиболее интересной была «ваньки». Они одевались в простые армяки
и летом носили высокие поярковые шляпы «гречником», но без павлиньих
перьев и других украшений» (Давыдовы. В., Из прошлых лет, 1914,
цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 53). Название
шляпы «гречник» или «гречневик» связывается с формой пирогов
из гречневой муки — «грешниками» (как их называли в Москве),
продававшимися во время поста. «Гречневик представлял из себя
обжаренный со всех сторон столбик высотой в вершка два: к одному
концу он был уже, к другому шире» (Белоусов И. А., Ушедшая Москва,
1926, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 326). В
1830-е гг. армяк носили некоторые писатели-славянофилы, но его
появление в литературных кругах и в «свете» воспринималось неоднозначно,
часто с откровенной иронией в адрес такого «переодевания». А.С.Хомяков
в бальном зале описан следующим образом: «...в армяке, без галстука,
в красной рубашке с косым воротником и с шапкой мурмолкой
под мышкой. Говорил неумолкно и большею частью по-французски
— как и следует представителю русской народности» (Никитенко
А. В., Записки и дневник, т. 2, СПб., 1893, с. 29). Известно,
что власти пытались пресечь отступления от принятой манеры одеваться,
в частности Хомяков подвергся наказанию — домашнему аресту —
за ношение бороды и «народного» платья. «Для читателей, незнакомых
с тогдашними порядками, прибавлю, что при Николае I ношение
усов составляло привилегию одних военных, а лицам других сословий
безусловно воспрещалось; ношение же бороды разрешалось только
крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или
менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак
вольнодумства. На таких старшие всегда поглядовали косо. Чиновники
всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать все
лицо; только те из них, кто успел уже несколько повыситься по
иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких
бакенбард около ушей (favoris), и то лишь при благосклонной
снисходительности начальства» (Вишняков Н.П., Сведения о купеческом
роде Вишняковых, 1903— 1911, цит. по сб.: Московская старина,
М., 1989, с. 284). В период правления Александра II борода уже
не запрещалась, но армяк перестали носить в писательской среде.
Некоторые элементы «народного» костюма вновь появились в кругах
художественной интеллигенции в кон. 19 — начале 20 вв., но административных
преследований за ношение крестьянской одежды в то время уже
не было.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.