Увлекаясь, я произнес не только целую критику над ложным пуризмом, но и
привел известный анекдот о французской даме, которая не могла ни написать, ни
выговорить слова «culotte», но зато, когда ей однажды неизбежно пришлось выговорить
это слово при королеве, она запнулась и тем заставила всех расхохотаться.
Н.С. Лесков. Дух госпожи Жанлис. Глава восьмая. 1881.
Кюлоты — короткие, застегивающиеся под коленом штаны, которые имели
право носить только аристократы. В России появились в 18 в. Название заимствовано
из французского culotte, от cul — зад, восходящего к латинскому cuius в том
же значении. Признаком аристократического происхождения во Франции кюлоты стали
в 16 в., а в 1792 появилась презрительная кличка простолюдинов sans-culotte
(«санкюлоты»), носивших длинные штаны. Так как одежда европейского образца в
России уравнивала бояр с более низкими сословиями, то все признаки знатности,
которые были присущи европейской одежде и выражавшиеся не только ценой ткани,
кружев или пуговиц, но и особыми деталями, мгновенно распространялись в среде
русской аристократии. Одним из таких признаков служили кюлоты, которые носили
с чулками и башмаками с пряжками. Еще в 1-й трети 19 в. они оставались обязательным
элементом придворного костюма для штатских. С 1830-х гг. кюлоты и кафтаны,
близкие по покрою одежде 18 в., ко 2-й половине 19 в. стали униформой лакеев,
слуг в богатых домах, как, впрочем, и мужской каррик.
Крой кюлотов менялся незначительно. К концу 18 в. они обузились и лишились
карманов — откидной перед и застежка под коленом оставались прежними. По французскому
обычаю женщины в России 18 в. были вынуждены иногда появляться при дворе в мужском
костюме с кюлотами, которые полностью открывали ноги. Вот как об этом рассказывает
Екатерина II: «...дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили
толстые и короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице.
При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском
наряде. Ни у одного мужчины я никогда в жизнь мою не видала такой прекрасной
ноги; нижняя часть ноги была удивительно стройна.» (Записки императрицы Екатерины
II, М., 1990, с. 107). Век кюлот в России был недолгим, поэтому особого разнообразия
отделок не было. В 18 в. их застегивали на пуговицу, уже не отделывая кружевами,
лентами и бантами, как в Европе 17 в. Ткани же использовали разнообразные —
сукна, шелка, бархат, парчу и др. В начале 20 в. многие представители творческой
интеллигенции в своем кругу одевались не согласно установлениям господствующей
моды, а в зависимости от своих культурных предпочтений. С конца 19 в. возрос
интерес к быту и культуре 18 в., поэтому в живописи можно найти свидетельства
подражания костюму этого столетия. Славившаяся своей экстравагантностью З.Н. Гиппиус
появлялась иногда на публике одетой, как кавалер 18 в., предпочитая при этом
не цветные узорчатые шелка, а черный бархат, носившийся в России того времени
только в трауре, но необычайно шедший к ее золотисто-рыжим волосам.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.