На отце синяя, подбитая мехом шинель с несколькими выступающими один из-под
другого воротниками, называемая «гаррик», невысокая черная шляпа.
В. И. Порудоминский. Брюллов. Глава вторая. 1979.
Каррик (гаррик) — верхняя одежда, по покрою похожая на редингот,
имеющая отличительной особенностью несколько воротничков-пелерин. Распространился
с 18 в. как одежда для езды верхом или в экипаже. В России каррик первоначально
был широко известен как «гаррик». Это подтверждается в обнаруженных В. И. Порудоминским
письменных свидетельствах современников К. П. Брюллова об его учителе — А.Е.
Егорове (что было использовано автором для описания костюма отца Брюллова):
«Та же неизменная синяя шинель, или гаррик, как он
сам называл ее по старинному, с сотнями воротничков...» (Русские люди. Жизнеописание
соотечественников, прославившихся своими деяниями на поприще науки, добра и
общественной пользы, т. 2, СПб., М., 1866, с. 58). Егоров мог привезти вошедший
в моду покрой и название из Рима, где он находился в 1803—07. Известно, что
старый художник не изменял своей привычной одежде вплоть до смерти в 1851, когда
гаррик уже давно стал называться карриком. Начавшая выходить в 1865 знаменитая
энциклопедия П.Ларусса «Большой универсальный словарь 19 в.» (Grand dictionnaire
universel du XIXe siecle, Larousse P.) трактовала «каррик» как английское слово,
обязанное своим происхождением актеру Д. Гаррику — создателю этого типа мужского
костюма (что подтверждает обнаруженное Порудоминским название «гаррик»). В современных
исследованиях по костюму указываются другие источники названия. Так, Буше ведет
происхождение названия «каррик» от экипажа «каррик», для которого эта одежда
предназначалась (Boucher F., The history of costume in the West, L, 1987, p.
348). «Иллюстрированная энциклопедия моды» предлагает несколько вариантов происхождения
названия, в т. ч. по географическому признаку — от г. Каррик в Ирландии (авторы
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М., Прага, 1986, с. 555). Первоначально
у гаррика было от 2 до 4 воротничков. Граф д'Артуа стал носить гаррик с 12 воротничками,
однако название «артуа» к этой одежде не прижилось даже тогда, когда граф в
1824 стал французским королем — Карлом X. Впоследствии количество воротничков
увеличилось до 40 и более. В женской одежде (капоты,
рединготы) несколько воротничков появилось уже около 1815, однако для женской
одежды термин «каррик» в 1-й половине 19 в. все же не применялся и относился
только к типу мужской одежды. В связи с этим примечательны воспоминания М.Ф.Каменской
о событиях 1831: «А по одежде ее и не узнаешь сразу, что она такое — женщина
или мужчина? Я ее никогда иначе не видала, как во фризовой шинели с мелкими
пелеринками, которые и тогда даже носили только старые крепостные лакеи, да
она...» (Воспоминания, М., 1991, с. 193). Название «каррик» для женской одежды
появилось в периодике, содержащей разделы моды, лишь в 1870-х гг. В это же время
каррик окончательно исчез из мужского гардероба, его черты можно обнаружить
лишь в крылаткеили в плаще макферлейн.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.