Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек
чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом.
Н. В. Гоголь. Шинель.
1842.
Капот — свободное женское платье с рукавами на сквозной застежке; женская
шляпка с широкими полями только спереди, стянутыми с боков лентами. Название
от французского capote, восходящего к итальянскому cappotto — пальто,
шинель. При переводе образцов моды с французского языка
на русский не всегда улавливалась разница между capote — платье и capote — шляпка.
Любопытно сообщение, которое вынужден был поместить редактор «Московского телеграфа»
(1825, № 14, с. 310): «Исправление ошибки: Капотом называется особенная шляпка.
Переводчик думал, что речь идет о платье, которое называется капот, а издатель
не досмотрел — виноват».
В 1-й трети 19 в. капот — платье, предназначенное для улицы:
«Лизавета Ивановна вошла в капоте и шляпке. "Наконец, мать моя! — сказала графиня.—
Что за наряды! Зачем это?... кого прельщать?"» (А.С.Пушкин,
Пиковая дама, 1833). В 1840-е гг. капот
становится также домашней одеждой, так как в обиход вошли некоторые другие виды
верхней одежды для улицы, напр. пальто. Капот для улицы шили из сукон, плотного
шелка, отделывали мехом, шитьем и др. Домашний капот обычно не имел подкладки и мог быть из более легких тканей —
фуляра, ситца и т. д. Капот всегда
был только женской одеждой, и Н.В. Гоголь употребил это слово, чтобы выявить пластический
облик мужского персонажа, одетого в одежду, которая от долгого ношения утратила
свой первоначальный облик до такой степени, что неопределенность цвета и
формы делала похожей ее на женский домашний наряд. Таким описан Плюшкин: «Долго
он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было
совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот» (Н.В. Гоголь, Мертвые
души, 1842).
Капот-шляпка появляется около 1797. До этого поверх высоких причесок на каркасе
с накладными волосами, цветами и перьями (которые сами служили своеобразными
головными уборами) носили лишь мягкие, объемные чепцы
из ткани. Отказ от высокой прически с изменением моды привел к появлению шляпки-капота
жесткой устойчивой конструкции. Высота ее тульи, размеры полей и отделки менялись
в зависимости от моды, но как обязательный признак оставалась форма полей —
на затылке их не было, а по бокам были так широки и так стянуты лентами, что
профиль дамы не всегда можно было разглядеть. Шляпка-капот имела и другие названия
— «кабриолет», «кибитка». Такие, условно говоря, «экипажи» не позволяли нескромному
взгляду беспокоить щеголиху, давая при этом ей возможность вполне насладиться
прогулкой, осматривая проходящих или проезжающих мимо.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.