Людмила Ивановна стояла у своего стола, опустив голову. На ней была шапочка
с муаровым пыльным бантом и синий старый жакетик. Узкая кисть ее руки сжимала,
видимо, изо всей силы ремешок дешевой сумочки.
А.Н.Толстой. В Париже.
1920.
Жакет — мужская или женская верхняя одежда различного покроя, не длинная,
с рукавами, сшитая или вязаная. Название от французского jaquette — куртка.
Появилось в российском обиходе в кон. 18 в., хотя зафиксировано словарями только
в 1870-х гг. М.Фасмер считал, что в западноевропейские языки это слово попало
из арабского jaque — куртка (Этимологический словарь русского языка, т. 2, М.,
1986, с. 34). История кроя жакета восходит к одежде европейских рыцарей, носившейся
под латами; короткая, хорошо облегавшая тело, она была подобна одежде, широко
распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, которая встречается в персидской
скульптуре начала 1-го тыс. н. э. Во время крестовых походов европейцы могли
познакомиться с этой одеждой и заимствовать не только ее крой, но и название:
jaque (jacques) или schakk. Короткополую одежду носили простолюдины, крестьяне.
Принято также считать, что жакет — производное от имени Жак — самого распространенного
у французских крестьян, носивших такого рода одежду. Однако можно предположить,
что название куртки дало имя ее обладателям. Первым образцом одежды типа жакет
был спенсер, вошедший в моду в конце 18 в.
В середине 19 в. одновременно с пиджаком пользовалась популярностью куртка чрезвычайно
разнообразных фасонов (могла иметь пояс, воротник, карманы или не иметь их),
за которой закрепилось название «жакет». Особую известность получил жакет кардиган
(назван по имени графа Дж. Т. Кардигана, командовавшего кавалерийской бригадой
во время Балаклавского боя в октябре 1854), не имеющий воротника, высоко застегивающийся,
с карманами. Современный кардиган может быть сшитым из одноцветной ткани или
вязаным. Жакет тренчкот так же, как и одноименный тип пальто,
имеет кокетку, воротник, пояс, но отличается небольшой длиной. В 1930-е
гг. в российскую молодежную моду вошел жакет-куртка «бобочка» — очень короткий
(до талии), с фигурной кокеткой, манжетами и поясом, контрастными по цвету с
основной тканью. Эта модель продолжала сохраняться в быту и в 1950-е гг. В женской
одежде 20 в. жакет — важный элемент повседневного костюма. В первые десятилетия
носили свободные, чаще вязаные жакеты. В 1930—40-е гг. вошли в моду жакеты из
плотных гладких тканей (шевиот, бостон, габардин) в сочетании с платьями из
тонких шелковых или хлопчатобумажных материй (шифон, маркизет, батист, ситец).
Предпочтение отдавали темным жакетам и очень светлым, почти белым платьям. В
отечественном искусстве мода тех лет отражена главным образом в кинематографе.
Этим принципом сочетания форм и материалов вновь воспользовались в конце 1960
— начале 70-х гг. Покрой жакета напоминал предшествующую моду, но силуэт платья
значительно изменился благодаря более пышной юбке. Колористическое решение такого
ансамбля тоже претерпело изменения — жакеты из тканей любого цвета, а платья
узорчатые. С конца 1970-х гг. французские модельеры ввели в моду жакет в т.
н. русском стиле — с отделкой мехом, вышивкой металлизированными нитями, стеклярусом,
стразами, получивший отклик и в отечественной парадной одежде.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.