Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм ительменов
Традиционные хозяйственные занятия народности и географические
условия определяли, особенно в прошлом, типы одежды и обуви,
их покрой и используемый материал.
В момент прихода русских на Камчатку основным материалом для
пошива одежды служили шкуры оленей, собак, морских животных,
пушного зверя и птиц. В более позднее время, вплоть до первой
половины XX в., верхнюю одежду шили главным образом из шкур
оленей или выменивали готовую у коряков,
так как в связи с обложением ительменов ясаком шкурки пушных
зверей шли на его выплату. В хозяйстве оставались только испорченные
или изредка специально оставленные шкурки, которые использовались
лишь для отделки или украшения одежды.
В XVIII в. обувь изготовляли из камусов, кожи лососевых рыб,
шкур молодого и среднего возраста тюленей, собак, снежных баранов.
В конце XIX—начале XX в. ее шили в основном из камусов,
шкур оленя и тюленя.
Вся обработка материала, раскрой и пошив одежды и обуви производились
женщинами. Они же изготовляли нити из волокон крапивы и сухожилий
животных, главным образом оленей. Шили костяными иглами, а с
приходом русских — металлическими. Все швейные принадлежности
(иглы, нитки, наперстки) хранились в специальной сумочке с несколькими
карманами. Выделанные кожи, камусы, лоскуты тканей складывали
в мешок, сшитый из тюленьих шкур.
В зависимости от назначения одежды и обуви для их пошива использовали
различным способом обработанные шкуры. В XVIII в. выделка
их производилась следующим образом: снятые со зверя шкуры
сушили, смачивали водой и скребли на доске каменным скребком.
Очищенную от мездры шкуру смазывали жеваной лососевой икрой,
сворачивали и топтали ногами. Затем вновь обрабатывали скребком.
Эти действия повторялись до тех пор, пока кожа не становилась
мягкой, эластичной и хорошо растянутой. Выделанные шкуры красили
в красный цвет, натирая мелко нарубленной корой ольхи, и использовали
преимущественно для изготовления верхней зимней одежды и меховых
чулок.
В конце XIX — первой половине XX в. высушенные в растянутом
виде шкуры оленей обрабатывали несколькими способами. Предварительно
с них металлическим или каменным скребком снималась мездра,
при этом кожа растягивалась и размягчалась. Из выделанного таким
способом материала шили верхнюю меховую одежду и чулки. Часто
использовали уже начинающую облезать шкуру, которая ранее служила
постелью. С нее скребком снимали мездру и срезали ножом шерсть.
Из подобного вида кож обычно изготовляли летнюю повседневную
и промысловую одежду и обувь.
Первоначальная обработка шкуры для ровдуги в XVIII в. была
идентичной вышеописанной. Затем кожу неделю коптили, потом
смачивали и парили, чтобы отопрела шерсть, и наконец смазывали
икрой, мяли, топтали и скоблили каменным скребком. В конце XIX—первой
половине XX в ительмены дымленую ровдугу выменивали у коряков.
Сами же делали прежним способом только светлую замшу, которую
для пошива праздничной обуви чернили (сначала ее красили в красный
цвет в настое ольховой коры, затем чернили в массе, полученной
в процессе трения металлических изделий о брусок, смоченный
водой, и смешанной с настоем ольховой коры). Иногда тертую массу
кипятили в старой ржавой посудине и также получали черный краситель.
Для пошива повседневной летней обуви использовали оленью кожу,
выделанную следующим образом: только что снятую или намоченную
шкуру сворачивали, клали для заквашивания в теплое место, затем
соскребали мездру и шерсть и в растянутом виде просушивали.
Иногда очищенную от мездры оленью шкуру, идущую на пошив меховых
чулок, красили в красный цвет. Для этого ольховую кору настаивали
на моче человека. Этим настоем смачивали шкуру, сворачивали
смазанной стороной внутрь и мяли ногами до покраски, после чего
просушивали в расправленном виде.
Несколько иначе происходила заготовка камусов. Сняв с оленя,
их попарно вокруг сшивали нитками через край шерстью внутрь,
и, наполнив сухой травой, сушили под балаганом или на чердаке
дома. Такой камус мог храниться долгое время. Перед пошивом
обуви его обрабатывали так же, как и шкуру оленя: скребли, удалив
мездру, мяли, растягивали. Выделанные камусы использовались
при изготовлении зимней повседневной и промысловой обуви, рукавиц.
Из них также шили голенища для демисезонной обуви.
Значительное количество одежды и обуви изготовлялось из выделанных
тюленьих шкур. Обработка их производилась несколькими способами
и зависела от того, на какие части и типы обуви шел материал.
Так, по свидетельству Г. В. Стеллера. в XVIII в. заготовки для
подошвы сначала смачивали водой, затем пластами складывали в
теплом углу землянки для прогрева и пропаривания. Через несколько
дней очищенную от шерсти кожу растягивали для просушки.
В XX в. свежую тюленью шкуру высушивали в расправленном виде,
затем ножом снимали остатки жира и мездру, одновременно растягивая
ее. Из такой шкуры раскраивали подошву. Используемые для этих
же целей шкуры медведя, домашнего скота, сивуча обрабатывались
так же, как и тюленьи.
Для праздничной обуви тюленью шкуру красили крепким отваром
ольховой коры: его вливали в сшитые в виде мешка шерстью внутрь
тюленьи шкуры. Зашитый мешок подвешивали на дерево или клали
на полено и в часы досуга один за другим колотили по нему дубинкой.
Эта процедура повторялась до тех пор, пока краска не просачивалась
сквозь кожу. Окрашенную, ее растягивали для просушки на воздухе,
перед раскроем тщательно мяли руками.
Несколько иначе производилась выделка шкур, идущих на изготовление
нижней поясной одежды, голенищ и головок всей летней обуви.
Предварительно их также смачивали водой, свертывали шерстью
внутрь и клали на несколько дней в яму, обложенную травой, где
они чуть-чуть подпревали. Затем очищали от шерсти и растягивали.
Высушенную кожу мяли руками, зажав между коленями и придерживая
левой рукой один ее конец, другой поворачивали правой рукой
по окружности против часовой стрелки. Последующую обработку
продолжали скребком, снимая мездру и размягчая кожу.
Интересно отметить, что в начале XVIII в. ительмены красили
кожи и минеральными красками. Об этом сообщал А. П. Горланов:
«. . .красную краску, которую сжигают в котле, а нажав,
кладут в огонь, а как сожжется, мнут руками; и как кто пожелает
краской цвет платью навести, то кладут ту краску в воду и прибавляют
тут икру и клей кожной, то в воде краска распускается, а потом
красят они уже свое платье ярко: парки, кухлянки, торбасы и
др.».
Иногда выцветшую матерчатую одежду, приобретенную у русских,
красили соком шикши или брусники. Собачьи шкуры дубили при помощи
древесины гнилого дерева и рыбьей икры и красили настоем ольховой
коры. С приходом русских на Камчатку ительмены стали шить свою
одежду из различных тканей.
Все кожаные заготовки раскраивались на доске острым ножом с
широким лезвием, шкуры с мехом — только со стороны мездры, чтобы
не повредить ворс. Ткани раскраивались ножницами. Меховые изделия
шили обметочным швом, а кожаные и матерчатые — швом стежкой.
На дыры одежды и обуви ительмены накладывали заплаты, никогда
их не штопая.
Одежду ительменов можно классифицировать на зимнюю и летнюю,
на мужскую, женскую и детскую, на повседневную, промысловую
и праздничную, но строгой дифференциации верхней плечевой одежды
не было. Так, например, повседневная выношенная меховая одежда
могла служить летней. Женщины носили одинаковые с мужчинами
по покрою кухлянки и парки.
Повседневная и зимняя одежда.
Обувь.
Повседневной зимней верхней плечевой мужской одеждой служила
кухлянка, изготовленная в большинстве случаев из оленьих шкур.
В начале XVIII в. она была двух видов. «А делаются кухлянки
двумя разными покроями,— писал С. П. Крашенинников, — у одних
подол бывает ровной, а у других назади с нарочитою выемкою и
с хвостом долгим». Кухлянку шили глухую, рубашечного покроя,
длиной ниже колен. Проймы рукавов были углубленные, рукава широкие,
суживающиеся к кисти. Обязательной частью кухлянки являлись
капюшон и нагрудник, последний шили из шкур с собачьих ног.
Ворот выкраивали нешироким. К низу кухлянки пришивали полосу
шириной в ладонь или две. Подол, рукава, капюшон и нагрудник
обшивали пушистым мехом. Зимняя кухлянка была двойной: нательную
носили мехом внутрь, а верхнюю — мехом наружу. В качестве украшений
к спине пришивали разноцветные ремешки.
В XVIII в. носили также кухлянки из собачьих, бараньих шкур
и реже — из меха пушного зверя. Г. В. Стеллер писал, что на
праздничную кухлянку шло 5—6 собачьих шкур .
По сообщению С.П. Крашенинникова, кухлянку обоих покроев носили
как мужчины, так и женщины, а по Г.В. Стеллеру — кухлянку «с
хвостом» носили только женщины.
Другой повседневной зимней плечевой одеждой в XVIII в. служили
камлеи. Они изготовлялись двойными из тех же мехов, что и кухлянки,
и по покрою были однотипны с ними. Отличие состояло лишь в длине.
Камлея «делается почти до пяты, сверх того никакими красками
не красится».
Описанная верхняя плечевая одежда бытовала у ительменов как
в XIX, так и в первой половине XX в. Из толстой зимней шкуры
оленя изготовлялась зимняя кухлянка, из летней — более легкая.
При плохой погоде для сохранения меха кухлянки поверх ее надевали
камлейку, служащую теперь защитной одеждой. При изменении ее
назначения сменился и материал. Если раньше камлею шили из меховых
шкур, то в первой половине XX в. — из белой ровдуги или ткани.
Покрой ее одинаков с покроем кухлянки, только в капюшон вдевался
ремешок для его стягивания во время непогоды.
К приходу русских на Камчатку верхнюю меховую одежду мужчины
надевали на голое тело. Рубашек не носили, но имелась поясная
одежда: зимние широкие штаны, «что огузье у них вниз шерстью,
а сопли (сополь — одна половина штанов), на которые обыкновенно
оленьи или волчьи камасы употребляются, вверх шерстью. Поконец
соплей бывает ровдужной или суконной опушень, в которой ремень
продевается для завязывания обуви, на которую надевается, чтоб
снег за оную не засыпался».
До 40—50-х гг. XX в. из оленьей зимней шкуры шили штаны. К
нижней части голенища пришивали сложенную вдвое кайму из ровдуги
или ткани, куда вдевали шнурки и затягивали ими голенища поверх
торбасов. Иногда такие штаны шили двойными: нижние мехом внутрь,
верхние — мехом наружу. Нижней плечевой мужской одеждой служили
ровдужные и тканевые рубашки.
Сейчас традиционная меховая одежда ительменами не изготовляется,
а в случае необходимости (например, охотниками) приобретается
у коряков. На работу надевают
стеганые ватные куртки и брюки, а повседневно носят пальто,
полушубки и шубы.
До начала XVIII в. мужчины носили самобытные головные уборы.
Об этом сообщал Г. В. Стеллер: «Прежде мужчины носили всевозможного
рода шапки из птичьих перьев и разного меха. . . Зимою они обвязывали
голову ремнем с привешенными к нему лоскутами различного меха.
Последние служили для прикрытия глаз и ушей, а также затылка,
тогда как темя головы оставалось непокрытым».
В XIX— середине XX в. мужским головным убором служил капор,
называемый русскими малахаем, по материалу и покрою аналогичный
корякским и чукотским меховым
головным уборам. В настоящее время их сменили шапки-ушанки,
приобретаемые в магазинах. Наиболее распространенным женским
головным убором является платок, который носит старшее и среднее
поколение. Молодежь ходит в разнообразных шапках, шляпах и т.
д.
Дополнительной частью одежды являлись меховые рукавицы и
перчатки-голицы. В начале XVIII в. они изготовлялись из кож
оленя, медведя или волка. До недавнего времени рукавицы шили
из четырех выделанных камусов на одну пару.
Вплоть до середины XX в. всю зимнюю повседневную обувь шили
из обработанных камусов. Голенище выкраивали из четырех частей:
переднюю — из камуса передней ноги оленя, три остальных — из
камусов задних ног. К переднему камусу снизу пришивался носок
(союзка) иной расцветки. Покрой его мог иметь форму полукруга,
сегмента или сектора. Задний камус выкраивался во всю длину
обуви, а два боковых короче, нижний их срез был косым. К боковым
и передней частям голенища пришивались снизу две союзки. Вверху
обувь оторачивалась каймой, в которую вдевалась завязка для
стягивания голенища. Два ремешка из ровдуги пришивались внизу
к заднику. Ими обхватывалась нога у подъема. Подошва выкраивалась
из тюленьей шкуры, реже из медвежьей и домашнего скота. Между
подошвой и меховой частью обуви вшивался сдвоенный ремешок.
Иногда из выделанной тюленьей шкуры шерстью наружу шили короткие
меховые торбаса. Раскраивали их двумя способами. Первый представлял
собой отдельно выкроенные голенище, головку, прикрывающую ногу
от ступни до щиколоток, и подошву. Все части сшивались. Торбаса
снабжались завязками. При втором виде раскроя к голенищу со
швом сбоку и вырезом спереди на месте подъема ноги вшивался
фигурный носок, затем пришивали подошву, кайму и завязки.
Раньше мужская повседневная обувь отличалась от женской длиной
голенища. «Мужская обувь от женской вообще разнствует тем, —
указывал С. П. Крашенинников, — что у мужской голенищи коротки,
а у женской по колено долги». В XX столетии этих различий уже
не наблюдалось, длина ее для обоего пола стала одинаковой
— до колен.
До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осеннюю
обувь. Это — торбаса, голенища которых были меховыми, из камусов
или тюленьих шкур, а головки — из кожи.
Любая обувь обязательно имела стельку из сухой травы. Предпочтение
отдавалось мягкой мелкой траве, растущей на кочках. В XVIII
в. ительмены очень искусно оборачивали ею ноги. Она хорошо сохраняла
тепло. С зимней обувью носили меховые чулки. Шили их из выделанных,
иногда окрашенных, оленьих или собачьих шкур.
Современная зимняя обувь, как правило, покупная, фабричного
производства: валенки, различных фасонов сапожки и ботинки и
т. д.
О верхней плечевой одежде ительменов С. П. Крашенинников сообщал,
что кухлянку и парку носят и мужчины, и женщины, отличаются
только нижнее белье и обувь. В конце XIX в. была отмечена разница
лишь в длине и ширине: «Все отличие одежды мужской от женской
состоит в том, что камлеи и кухлянки, носимые женщинами, несколько
длиннее и еще шире мужских».
Специальным нижним женским одеянием был комбинезон, бытовавший
в XVIII в. Вот как описал раскрой и материал женского комбинезона
С. П. Крашенинников: «Женское нижнее платье, в котором они дома
обыкновенно ходят, содержит и штаны и душагрейку, вместе сшитые.
Штаны длиною и шириною подобны голанским брюкам, также подвязываются
ниже колена; а душагрейка с воротом, который на веревочке и
стягивается и распускается. Сие платье называется хоньбами и
с ног надевается». Зимний комбинезон шили из шкур оленей или
снежных баранов, носили его наружу, а иногда внутрь шерстью.
Подобный зимний наряд до сих пор носят женщины чукчей в качестве
верхней одежды, а корячки в большинстве случаев — как нижнюю
одежду. Ительменский комбинезон с приходом русских очень быстро
вышел из употребления, так как изменились бытовые условия и
появилась заимствованная одежда.
В XIX—начале XX в. зимой для работ и занятий вне дома женщины
надевали меховые штаны, которые изготовлялись из летних оленьих
шкур. По покрою они схожи с вышеописанными мужскими. Нижней
плечевой одеждой служили платья и кофты русского покроя, сшитые
из тканей. Ходили женщины без головных уборов, зимой набрасывая
капюшон верхней одежды. С XVIII в. «девки по российски убираются...
носят кокошники, чепцы и золотые ленты. . .».
В холодное время года женщины на руки надевали камусные рукавицы,
по покрою подобные мужским. В начале XX в. часто шили рукавицы
из тканей, утепленных ватой.
Летняя одежда и обувь.
Летней плечевой одеждой ительменов служили кухлянки, которые
шили из шкур тюленей или же ровдуги. «В хорошее время, — писал
Ж. Б. Лессепс, — окутываются в долгия. . кожаные без волос рубашки..
. надевают их сверх всего платья». Часто летом носили поношенные
зимние кухлянки, с которых уже почти полностью вытерся ворс.
Нижней поясной одеждой летом как для мужчин, так и для женщин
служили штаны, сшитые из разных кож «наподобие портков, каковы
носят мужики деревенские, токмо поуже», носили их мужчины и
в начале XX в.
В качестве домашнего «платья» для мужчин служил ременной пояс,
«по их махва, у которого напереди пришит мешечек для прикрытия
тайного уда, а назади ременные мохры для прикрытия заду, впрочем
бывает оной раскрашен и нерпичьего крашеною шерстью». Как сообщал
С. П. Крашенинников, в таком поясе ительмены ходили и на летние
промыслы.
С приходом русских на Камчатку произошли значительные изменения
в одежде ительменов. Так, уже в конце XVIII в. Г. А. Сарычев
отмечал: «Сравнивая нынешнее состояние камчадалов и образ их
жизни с описанием г. Крашенинникова, нашли мы великую перемену».
Наиболее изменилась летняя одежда. «Относительно одежды и обуви,
— отмечал В. П. Маргаритов, — можно сказать, впрочем, что все
летнее ближе к покрою русскому, а все зимнее — к инородческому».
В настоящее время летом все без исключения ходят в одежде из
различных тканей как фабричного, так и собственного пошива.
Повседневной верхней одеждой служит легкое пальто, а нижней
— рубашки, пиджаки, костюмы, платья, свитера, брюки и т. д.
Все ительмены носят нижнее белье, приобретаемое в магазинах.
В начале XVIII в. летним мужским головным убором служили деревянные
шляпы или из стержней перьев, имевшие форму абажуров. Как отмечал
Г. В. Стеллер, они были подобны алеутским. С. П. Крашенинников
сообщал, что летом мужчины носили берестяные умбракулы, которые
завязывались на затылке. От русских ительмены переняли летний
мужской головной убор— кепи, фуражки.
К сожалению, почти нет сведений о летней обуви ительменов,
бытовавшей в XVIII—XIX вв. Лишь С. П. Крашенинников отмечал,
что у ительменов обувь, «которую носят летом в мокрую погоду.
.. делается из сырой тюленьей кожи вверх шерстью наподобие поршней».
Наиболее разнообразной в наше столетие была летняя повседневная
обувь, которая отличалась покроем и используемым материалом.
В любую погоду носили торбаса из выделанной оленьей шкуры. Голенище
выкраивалось из целого куска кожи, наружу той стороной, с которой
была снята шерсть. Соединительный шов проходил сзади. Головку,
высотой до щиколоток, делали из той же кожи, что и голенище.
Шов проходил преимущественно сбоку или же сзади. Между подошвой
и головкой вшивалась сложенная вдвое полоска из тонкой выделанной
кожи. Эта деталь обязательна для всех видов обуви. Последними
пришивались кайма, верхние и нижние завязки.
Другим видом повседневной обуви, которую носили только в хорошую
погоду, были торбаса из ровдуги. Голенище их выкраивалось из
одного куска. В нижнюю часть его, срезанную с обеих сторон углом
почти до половины, вшивался носок: шов у голенища проходил спереди,
у головки — сзади. На месте стыка этих основных частей обуви
пришивали полоску ровдуги, приложенную поверх голенища и окаймляющую
всю головку. Подошву одинакового покроя для всей ительменской
обуви выкраивали из тюленьей шкуры. Одну пару ремешков пристегивали
к верхней части головки спереди, направляя их крест-накрест,
и пропускали через петли, пришитые с обеих сторон головки, ближе
к пятке. Верхние завязки вдевали в сдвоенную кайму.
Повседневной обувью для сухой погоды служили торбаса, сшитые
из крашенной в черный цвет оленьей кожи. Голенища их, суженные
книзу, сшивались спереди и имели прямоугольный вырез для союзки,
по раскрою похожей на головку современных кирзовых сапог с поднятым
мысом на подъеме. Она покрывала только переднюю часть ноги.
Эта обувь была высотой чуть ниже колена, размер зависел от длины
следа, нога всегда оборачивалась портянкой.
Дома ительмены ходили в любой легкой обуви. Часто ею служили
старые торбаса.
Комплект летней женской одежды XVIII—начала XX в. отличался
от мужской лишь нижней одеждой. В XVIII в. в такой комплект
входил комбинезон, сшитый из ровдуг или выделанных кож морских
животных. Из этих же материалов позже стали шить штаны, подобные
мужским.
От русских женщины быстро переняли их легкую одежду — платья,
юбки, кофты, как наиболее практичные. Из тканей шили длинные
штаны, которые заправляли в обувь. Предпочтение отдавалось тканям
светлых тонов.
Иногда шили тапочки из камусов и тюленьей шкуры, обшивая верх
пушистым мехом. Внутренняя сторона их имела тканевую подкладку.
Промысловая одежда и обувь.
Специальной промысловой одежды у ительменов не было, ею служила
повседневная.
В качестве защитной одежды от сырости в XVIII в. надевали плетенные
из травы дождевики. Внутренняя сторона их была гладкой, а внешняя—
пушистой; края украшали каймой из той же плетеной соломы. Накидками
от дождя служили также плетеные соломенные циновки, которые
ительмены всегда носили с собой. Одновременно они являлись и
ковриками для сидения. В начале XX в. плащом-накидкой была выделанная
оленья шкура, пропитанная с внешней стороны тюленьим или медвежьим
жиром.
В качестве промысловой ительмены использовали как зимние, так
и летние повседневные виды обуви. Но были и специальные торбаса:
«Зимнюю обувь, в которой ходят на промыслы, шьют из сушеной
рыбьей кожи, а особливо чавычьей, кайковой и няркиной, — писал
С. П. Крашенинников, — но она хороша токмо в морозы, а в мокрую
погоду тотчас распалзывается». Охотники, промышлявшие зверя
на льду, носили меховую обувь с подошвой из медвежьих камусов,
которые не скользили.
Промысловой обувью в XX столетии служили меховые торбаса, удлиненные
наголенниками. Основа наголенника выкраивалась из четырех камусов,
три из них — передний и два боковых — камусы с передних ног
оленя. Между ними вшивались камусные клинья, как правило другого
цвета.
Женщины, как сообщал Г. В. Стеллер, «из кожи кеты выделывают
обувь, которую летом надевают они при сборе ягод и раскапывании
мышиных норок на торфяниках» .
В XX в. летней промысловой обувью являлись длинные торбаса
для рыбной ловли, называемые броднями. Для голенища (размером
во всю длину ноги) и головки использовали оленьи шкуры с очень
коротко срезанной ножом или же снятой скребком шерстью. Очищенную
кожу для непромокаемости коптили над костром, периодически смазывая
жиром. Часто голенища бродней шили составными: до колена из
шкуры оленя, а выше — из тюленя, шерстью наружу. Вообще же предпочитали
верх голенищ делать из хорошо выделанной мягкой кожи. Под коленом
обувь подвязывалась.
Для ходьбы на далекие расстояния летом надевали торбаса с очень
коротким (до икр) голенищем. Ительмены такой вид обуви шили
редко, преимущественно приобретая ее у коряков. Головка у изготовленных
торбасов была выше, чем у корякских.
В наши дни производственной одеждой для рыбаков служат прорезиненные
куртки и брюки, длинные и короткие резиновые сапоги; занятые
в остальных сферах производства — животноводстве, полеводстве,
строительстве и т. д. — приобретают ватные куртки, кирзовые
сапоги и ботинки.
Праздничная одежда и обувь.
Праздничной плечевой одеждой ительменов в XVIII в. являлась
парка. Это меховая одинарная глухая рубаха; вокруг подола, ворота
и рукавов пришивали так называемый подзор и затем обшивали бобровым
или собачьим мехом.
Высоко ценилась парка из собачьего меха — прочная, теплая,
не боящаяся сырости. При самых неблагоприятных условиях такая
одежда могла служить по меньшей мере четыре года. С приходом
русских на Камчатку парки из собачьих шкур стали редкостью,
так как собаки стали использоваться в основном как транспортные
животные. Но даже при таком положении каждая ительменка обязательно
старалась обшить собачьим мехом оленью или тюленью парку. Интересно
сообщение Г. В. Стеллера, который отмечал, что «раньше ительмены
шили парки также из кож уток, гагар, гусей, лебедей и морских
чаек, но в настоящее время этот обычай совершенно исчез» .
Под влиянием русской культуры произошли изменения и в праздничной
одежде народности. «Камчадалки стали одеваться по праздникам
большею частию так, как казачки, — отмечал Г. А. Сарычев, —
носят душегрейки и юбки, а на голову повязывают платки» .
Позднее, в конце XIX в., В. Н. Тюшов писал: «Влияние русских
сказалось также в том, что почти у каждого из инородцев. . .
имеется платье из какой-либо материи. Так, женщинами шьются.
. . ситцевые платья. . . Мужчины шьют себе из какой-нибудь "чортовой
кожи" брюки. . . и пиджаки.. . Все эти драгоценности, иногда
можно увидеть даже галстуки и крахмальную сорочку, лежат где-нибудь
далеко в сундуке и спешно надеваются при проезде какого-либо
начальственного лица или в большой праздник».
Если в прошлом заимствованная русская
одежда служила преимущественно праздничным и парадным нарядом,
то в XX в. она стала обыденной, повседневной.
Традиционная праздничная обувь, по описанию С. П. Крашенинникова
и Г. В. Стеллера, изготовлялась из ровдуги или тюленьей крашеной
кожи. Головку составляли из всевозможных пестрых кусков (полосы
красного сафьяна чередовались с полосами тюленьей кожи), подошва
выкраивалась также из белой выделанной нерпичьей шкуры. Около
стыка голенища и головки пришивалась полоска из кожи собачьей
глотки. Этот материал, как указывал Г. В. Стеллер, ительмены
умели настолько хорошо обрабатывать и отбеливать, что он не
уступал «белейшей французской лайке». Около щиколоток обувь
обматывалась кожаными завязками. Наверху пришивалась широкая
кайма, расшитая всевозможными узорами. С приходом русских стали
использовать шелковые нитки и даже вышивали золотом. Такую обувь
ительмены очень ценили и гордились ею.
В первой половине нашего столетия праздничную обувь шили из
черной ровдуги. Покрой ее однотипен с повседневной. Около щиколоток
петельчатым швом цветными нитками прошивали завязки из тюленьей
красной кожи. Голенище завершалось сдвоенной каймой со вздежкой.
Женская обувь могла быть и без каймы.
Чаще всего ительмены наряжались в праздничное одеяние зимой,
когда к ним приезжали в гости из соседних и отдаленных селений
родственники и знакомые. В настоящее время в выходные и торжественные
дни надевают праздничную одежду и обувь.
Детская одежда.
Большую часть вышеописанной одежды, особенно верхней (кухлянки,
торбаса всех видов), но соответствующего размера, носили дети
старшего возраста.
Новорожденного в прошлом заворачивали в мягкую высушенную траву,
расчесанную гребнем, или же в кусок выделанной шкуры. С появлением
тканей их стали использовать в качестве пеленок. Через 5—7 дней
после рождения на малыша надевали меховой комбинезон, штанишки
и рукава которого наглухо зашивались. На спине делался разрез,
затягивающийся завязками. У штанов комбинезона имелось отверстие,
которое прикрывалось лоскутом кожи или ткани, куда подкладывали
мягкую траву или мох. Эту подстилку периодически сменяли. В
два-три года на ребенка уже надевали кухлянку, а также отдельно
сшитые штаны и обувь. Такая детская одежда бытовала в XVIII—начале
XX в.. До недавнего времени для грудных детей шили комбинезоны
из тканей, аналогичные вышеописанным. Отличие состояло в том,
что современный комбинезон выкраивался отрезным по талии, иногда
без рукавов, голенища штанов доходили до икр или щиколоток и
заправлялись в обувь. Отверстие между штанинами не прикрывалось.
В таких комбинезонах дети ходили до двух-трех лет. Из грубых
тканей для них шили торбаса. Покрой их был одинаков с покроем
меховых чулок. Дети носили рукавицы из тканей на вате, которые
выкраивались обычно из единого куска с вырезом для большого
пальца. Шов проходил по ребру ладони.
В настоящее время малышей заворачивают в пеленки, одеяльца.
На них надевают распашонки, ползунки, рубашки и штанишки, колготки
и пр. Детям-школьникам в интернатах выдают школьные формы.
Ритуальная одежда.
Специальной ритуальной и погребальной одежды ительмены не имели.
В связи с христианизацией аборигены Камчатки переняли у русских
погребальную обрядность. Покойника наряжали в лучшую одежду,
у стариков она была заранее сшита. Весь имеющийся гардероб умершего
бросали в могилу. Женщину, как правило, одевали в платья светлых
тонов. Обязательно повязывали платок, но никогда не надевали
трусов. Мужчину обряжали в костюм темных тонов и хоронили без
головного убора. В настоящее время умершего одевают и хоронят
по современным правилам погребального обряда.
Прически и украшения. В начале XVIII столетия замужние женщины
носили своеобразную прическу, о чем сообщали С. П. Крашенинников
и Г. В. Стеллер. Волосы отращивались очень длинными, заплетались
во множество мелких косичек и концами своими собирались в одну-две
большие косы. Чтобы прическа была гуще и пышней, дополнительно
вплетали все имеющиеся вычесанные волосы. Если волосы выбивались
из кос, их «пришивали нитками, чтобы были гладки». Для красоты
и блеска прическу обильно смазывали рыбьим или тюленьим жиром.
Девушки ходили со множеством небольших косичек, свисающих вокруг
головы. Мужчины заплетали волосы в две косы.
С приходом русских все эти прически вышли из моды. Мужчины
стали стричься по-русски, никаких украшений не носили, а женщины
на шею подвешивали кожаные ремешки с вышитыми на них разнообразными
узорами и вшитыми крашеными волосами тюленя, раковинами и т.
п. Других украшений не знали. С приходом русских стали носить
стеклянные бусы, серьги, кольца.
До 40—50-х гг. нашего столетия женщины носили две косы, которые
укладывали вокруг головы. Теперь коса стала редкостью. Молодежь
стрижется и делает современные прически, а женщины старшего
поколения носят волосы длиной до шеи.
Подводя итоги изучения традиционной одежды ительменов на основе
материалов С П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера, Н. Ф. Прыткова
пришла к выводу о том, что известно три разновидности таковой:
1) остатки более древней своеобразной одежды (мужская — пояс-повязка
с футляром для полового органа); 2) верхняя зимняя — парка,
одинаковая для мужчин и женщин, иногда из шкур водоплавающих
птиц, плетенные из травы плащи-накидки, аналогичные алеутским
(эта одежда резко отличалась от одежды чукчей и коряков и носила
черты южного происхождения ареала тихоокеанской культуры); 3)
одежда, заимствованная от коряков,
— меховая верхняя одежда и обувь (по предположению Н. Ф. Прытковой,
ительмены переняли и ее корякские названия).
Полностью с последним тезисом исследователя согласиться нельзя,
поскольку даже у современных ительменов сохранились свои названия
кухлянки и ее частей. Так, корякское название кухлянки «чвылю»,
а по-ительменски к'охч, капюшона (коряк.) «лымгылым», а по-ительменски
ку-куньн', соответственно нагрудник «в'анолн'ын» — пыхихэч,
камлейка «манив'ичг'ын» — лул'ньн' и др.
В то же время имеются явные заимствования. Так, зимняя кухлянка
называется «кагавлё» по-корякски и кавел'у по-ительменски, соответственно
меховые чулки «памъят» — памйа?н, камус «паннялнын» — пэнзьн'
и т. д.
Ряд общностей в одежде чукчей,
коряков и ительменов, выявленных в итоге сравнительного анализа,
отмеченных Н. Ф. Прытковой, оказались разновременными; так,
если у чукчей и коряков они прослеживаются в старых формах одежды,
то у ительменов близость с одеждой коряков относится к более
позднему времени.
Н.К. Старкова.
из книги «История и культура ительменов. Историко-этнографические
очерки», Ленинград, «Наука» 1990