Одежда арабов аналогична узбекской и таджикской.
Костюм мужчин пожилого возраста сохраняет традиционные формы. Старики носят
длинную рубаху прямого покроя из полосатой или белой ткани с горизонтальным
разрезом ворота. Штаны у них из той же ткани, длиной почти до щиколоток, с широким
шагом и на вздержке. Поверх надевают один или два халата без подкладки, подпоясывая
их платком, сложенным треугольником. При выходе из дома надевают еще халат,
стеганный на вате, а зимой также и халат из домотканного сукна. На голове носят
чалму, наматывая ее поверх тюбетейки. Обувью служат мягкие сапоги с остроносыми
галошами.
Мужчины средних лет и
молодые одеваются преимущественно по-городскому, покупая готовую одежду. Из
традиционного костюма сохраняется обычно тюбетейка, стеганный на вате халат, а
также штаны на вздержке, носимые в качестве нижнего белья. В районах низовьев
Кашка-Дарьи колхозная интеллигенция предпочитает
носить китель, брюки-галифе, сапоги, каракулевую шапку-ушанку или фуражку.
Некоторое своеобразие
сохранилось в женской одежде, в особенности в украшениях и головном уборе в
селениях Камаши и Джейнау.
В отличие от соседних
узбеков и таджиков, у которых только замужние женщины заплетают две косы, у
арабов названных селений все женщины и девушки, независимо от возраста, носят
две косы, только замужние заплетают косы перед ушами и они немного выступают
из-под головного убора, а девушки носят
косы сзади.
Арабские женщины этих
районов носили серьгу не на крыле носа, как это было принято у некоторых групп
полукочевых в прошлом узбеков, а продевали ее в носовую перегородку. Эта
золотая или позолоченная серьга называется зимом.
Девушки носили серьгу на левом крыле носа.
В сел. Джейнау некоторые
женщины еще продолжают носить старинный головной убор гиззи.
В недавнем прошлом его носили и в Камаши, но теперь там он уже окончательно
вышел из употребления. Для сосватанной девушки гиззи
шьют из одного полотнища красной ткани (теперь преимущественно из сатина).
Полотнище, закрывая всю спину, спускается почти до щиколоток, а верхний конец
его сшивается так, чтобы образовалось отверстие для лица. Спереди пришивается
другой кусок ткани в одно полотнище; на ту часть, которая закрывает грудь,
нашивают четыре-пять горизонтальных полос из темной ткани (шириной около 5 см каждая), на равном
расстоянии одна от другой. Поверх во всю длину нашивают вертикальную полосу
темной ткани шириной в 5—6 см. Эту полосу украшают серебряными и позолоченными
бляхами и монетами. Поперечные полоски по краям также украшают рядами различных
пуговиц (преимущественно белых), монет
и ракушек каури.
В торжественных случаях надевают нить коралловых бус, перемежающихся с серебряными
монетами. Она окаймляет нижнюю половину лица, причем концы ее прикрепляются
к гиззи над ушами. Носят и другие ожерелья из кораллов и бисера, а также серебряные
украшения, приобретаемые нередко у соседних туркмен.
Поверх гиззи покрываются платком, сложенным по диагонали; концы платка завязывают
на лбу.
Замужние женщины носят
белый гиззи несколько иного покроя: на спину он спускается
треугольником, а плечи и грудь закрывает полностью наподобие
казахского кимешека. Под подбородком гиззи украшают вышивкой. Кроме того, на гиззи
нашивают куррак — украшение в виде двух
плоских спиралей из конского волоса. Их пришивают так, что с обеих сторон они
прилегают к щекам у рта. От каждой спирали спускается на грудь по одному
тонкому шнурку, сплетенному из конского волоса, а вверх идет короткий шнурок,
который пропускается с каждой стороны через отверстие шаровидной серебряной
бусины и пришивается к краю гиззи у щеки. Поверх гиззи надевается бухнук
— стеганная на вате шапочка типа узбекского и таджикского кулюта. Сзади от нее спускается до пояса полоса ткани,
украшенная вышивкой тамбурным швом. Бухнук, в отличие
от кулюта, имеет валик (гушак),
проходящий под подбородком. Поверх шапочки покрываются сначала небольшим
платком, концы которого завязываются на лбу, а затем большим платком,
преимущественно белым или с узорами на белом фоне.
Молодая женщина в
праздники или когда идет в гости прикалывает на платок, шапочку и гиззи разнообразные серебряные украшения.
Головной убор гиззи у других народов Средней Азии не бытовал.
По-видимому, он сохранил черты старинного женского головного убора
среднеазиатских арабов.
Женщины у арабов, как и
у полукочевых узбеков, в прошлом не закрывали лица. Исключение составляли
жители городов и пригородных селений, где арабские женщины носили паранджу, а
лицо закрывали волосяной сеткой.
В настоящее время для
арабских женщин характерен тот же комплекс одежды, который распространен среди
узбечек и таджичек. Он состоит из платья на кокетке с отложным воротником,
короткой бархатной жилетки, шелковых шаровар, вышитой тюбетейки и шелкового
платка, бархатного жакета и пальто, а также туфель и мягких сапожек с галошами так называемого азиатского фасона. Пожилые женщины
продолжают носить платья прямого покроя.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963