Мы готовы сшить для вас
нужную национальную одежду.
Наш адрес: г. Казань,
Удмуртская (вотская) рубашка
( дэрем)
«Нательной одеждой и одновременно верхним рабочим и
выходным платьем для женщины-удмуртки служила и служит в отдельных районах и в
настоящее время рубашка (дэрем), сшитая из белого
холста или пестроткани (алача). Шили рубашку чаще
всего на руках, льняными нитками»21, - писала В. Н Белицер в монографии по удмуртской одежде.
Она различает три типа удмуртской женской рубашки: 1-й, наиболее древний тип
- туникообразная льняная белая рубашка, с вышитыми шелком и
шерстью рукавами, по покрою почти совпадающая с рубашкой луговых
мари. Одно основное полотнище, составляющее перед и спину; бока
из прямых полотнищ, без клиньев в подоле; рукава из одной точи
пришиваются перпендикулярно к основному полотнищу Отличие их
от марийских в том, что ластовка под рукавом не квадратная,
как на марийских рубашках,
а треугольная. По вороту В.Н. Белицер не делает различия, относя
к 1-му типу как рубахи с треугольным воротом (женская рубашка
Балезинского района, рис № 11), аналогичным мордовскому так
и рубашки с овальным вырезом по шее и косым грудным разрезом
Более детальное разделение несомненно было бы существенно для
монографии по одежде удмуртов так как указывало бы на мордовские
или марийские связи в отдельных районах.
2-м типом удмуртской рубахи В. Н. Белицер считает получившую широкое распространение
на территории Удмуртской АССР пестрядинную рубаху, того же типа,
что и выше описанная нами туникообразная пестрядинная рубаха
мари. Одно прямое основное полотнище из домотканой пестряди
доходит несколько ниже колен, откуда начинается волан из пестряди
же или из покупной материи Ворот имеет вырез по шее, обшитый
невысокой полоской, в 1,5-2 см вышины, и прямой грудной разрез,
обшитый вышивками или лентами покупной ткани. Ворот застегивается
у шеи на пуговицу и петлю. Рукава пришиваются к основному полотнищу
под прямым углом и имеют ластовицы. Боковые полотнища раскраиваются
по диагонали сшиваются и пришиваются к основному полотнищу так
чтобы широкая сторона образовала расширяющийся подол Варианты
этой рубашки по отдельным районам тоже аналогичны вариантам
пестрядинной рубашки у мари
и у чуваш: расширяется волан оборка, расширяются рукава, и тогда
они собираются в сборки по линии шва с основным полотнищем.
(См чертеж №7)
3-й тип рубашки, по классификации В. Н. Белицер, по существу является дальнейшей эволюцией рубашки
2-го типа и переходом к городскому платью. От туникообразного
покроя в нем остается только кокетка, к которой под прямым углом пришиваются
рукава. Вместо прежних ластовиц, к рукавам под мышками пришивают длинные
клинья, доходящие почти до обшлага. Воротник рубашки стоячий, застегивается на
крючок. Грудной разрез плотно застегивается на пуговицу. К кокетке спереди
пришиваются два полотнища, часто из пестряди другого цвета, чем кокетка, а
сзади - одно полотнище и боковые клинья. И перед, и
спина собраны в сборку у кокетки. Это - остов рубашки, доходящий
до талии; ниже, вместо прежнего волана, идет как бы юбка из многих клиньев
пестряди или из покупной материи. «Эта рубашка является переходной формой к
городскому платью и верхней одежде, так как все чаще надевается как выходная,
поверх нижней рубашки Последнее назначение подтверждается и названием ее -
«верхняя одежда» (кыскет дйсь
или выл дйсь)»22,- пишет Белицер.
Таким образом, В. Н. Белицер
за основу своей классификации берет изменение покроя удмуртской рубашки во
времени, определяя первым наиболее древний тип, вторым - последующий во времени
и, наконец, третьим - переходный к городскому платью тип. Она не затрагивает
других различий в удмуртской рубахе, которые, несомненно, имеются в локальных
особенностях отдельных районов и которые могли бы указать на старые племенные различия
и связи. Это было бы весьма существенно для достижения той цели, которую ставила
себе В. Н. Белицер, - анализировать одежду как
материал к этногенезу.
Варианты и эволюция пестрядинной рубашки не могут
послужить материалом к этногенезу, так как ее распространение охватило в
течение XIX в. все народности Поволжья, а служат они главным
образом материалом для изучения процесса межэтнических связей этих народов.
Национальные традиции наложили на эту рубашку у разных народов лишь
незначительный отпечаток.
В коллекции МАЭ № 2045 есть полный
костюм женщины и девушки-удмуртки из с. Карауль Глазовского
уезда Вятской губ., присланный в МАЭ собирателем Щенниковым
в начале XX в. Там имеется женская рубашка
«дэрем» (№ 2045-1) из белого холста с вышивкой на
рукавах и на подоле (см. рис 8).
Носится эта рубашка с нагрудником «кабачи», одеваемым
на рубашку и видным через распашную верхнюю одежду «шабур».
Стоит отметить как национальную особенность в одежде удмуртов сохранившееся до XX в. различие в орнаментации женской и девичьей
рубашки.
Девичья рубашка из того же с.
Карауль, приобретенная в то же время, что и женская, отличается от нее по
вышивке (см. рис. 9). Это белая
рубашка из холста, туникообразного покроя, с одним
основным полотнищем. Ворот ее имеет овальный шейный вырез без всякой обшивки и
грудной разрез с правой стороны. Пуговиц нет, ворот завязывается у шеи на шнурочки. На рукавах имеется вышивка шелками и шерстью
крупного медальона, носящего название «колтормач».
Кругом него идут вышитые красные треугольнички «пель» (т. е «ухо»). На груди девичьей рубахи нашит
треугольник из полоски красной покупной материи. «Такие треугольники
обязательно пришиваются к рубашкам девушек на грудь», - сообщает собиратель И.Н
Смирнов, описывая одежду удмурток тоже подчеркивал различие
в девичьей и женской рубашке: «По направлению вышивки можно отличить женскую
рубашку от девичьей: на женской рубашке она идет широкой полосой вдоль рукава а на девичьей помещается почти на плече и делается
поперек рукава»23. С различием в грудном разрезе и вышивке рукавов
между девичьей и женской рубашкой мы еще столкнемся при описании чувашского
материала (см стр. 34 и 46)
Характерной особенностью удмуртской одежды можно
считать, что удмуртки, в отличие от чувашек и от мариек, чаще носят две рубашки
одна на другой, а не одевают поверх рубашки распашную одежду. В коллекциях МАЭ,
правда, приводится в качестве верхней одежды, одеваемой на рубашку, распашная
одежда шабур или шортдэрем,
но в большинстве описаний в литературе XIX в. сказано, что на рубашку дэрем
одевают вторую верхнюю рубашку, часто из пестряди, «шортдэрем».
В. Н. Белицер называет «шортдэрем» не верхнюю рубашку, а распашную прямосшитую одежду, описывая несколько типов такой одежды
(см. стр. 133) 24. Видимо, замена распашной одежды второй верхней рубашкой была одним из этапов изменения удмуртской
одежды в течение XIX в.
В связи с тем, что на рубашку всегда одевалась верхняя одежда, на нижней
удмуртской одежде рано исчезла вышивка рукавов. Так как замужние женщины
одевали нагрудник поверх нательной рубашки, под
верхнюю одежду, то на него перешла нагрудная вышивка. Происхождение вышивки
нагрудника и связь его с разрезом рубашки ясно видны еще на старинном
нагруднике, изображение которого приведено в книге. В. Н. Белицер
на рис. 2025.
Девушки не носили нагрудников, и девичья рубаха сохраняет на груди орнамент-красный
треугольник из покупной материи (см. рис. 9). По аналогии с
чувашскими подобными же треугольниками и ромбами из красного
кумача, пришедшими на смену нагрудной вышивке, есть основания
думать, что рубашки удмуртских девушек тоже имели вышивку на
груди. Процессы изменения в рубашке удмуртов нам станут яснее
при дальнейшем знакомстве с рубашкой
чуваш.
21 В. Н. Белицер. Народная одежда удмуртов. Материалы к
этногенезу. «Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия», т. X, М.,
1951, стр. 34.
22 В. Н. Белицер. Народная
одежда удмуртов, стр. 42.
23 И.
Н. Смирнов. Вотяки.
Историко-этнографический очерк. Казань, 1890, стр. 94.
24 В.
Н. Белицер.
Народная одежда удмуртов, стр. 47.
25 В. Н. Белицер. Народная одежда удмуртов, стр. 47.