В отличие от жилища, которое у переселенцев в
большинстве изменяется весьма интенсивно, традиционный костюм в течение
некоторого времени сохраняется мигрантами. И это вполне понятно. Редко кто из
переселенцев в состоянии увезти на новое местожительство жилой дом и
хозяйственные постройки (хотя такие примеры и встречаются). Наоборот, одежду не
только берут с собой на новое местожительство, но могут сшить и там,
придерживаясь принятых традиций. Последнее связано с тем, что костюм не в такой
мере, как жилище, зависит от природно-хозяйственных условий. Хевсуры,
поселившись в Джуте около двух веков тому назад, носили традиционный хевсурский костюм до 1940-х годов, чему способствовали
тесные и постоянные связи джутских хевсур с Хевсурети. Этого нельзя сказать в
отношении пшавов и хевсур, обосновавшихся в середине XIX в. в Эрцо-Тианети
и утративших традиционный костюм еще в прошлом веке. Причины этого,
видимо, кроются в меньшей изоляции этой части Грузии от остальных ее районов.
Хевсуры, поселившиеся в Тианети в 1940—1950-х годах, в течение нескольких лет
носили традиционную одежду. То же наблюдалось и среди хевсур Ширака. Часть их,
до переселения живя в горах, в Рошка (до 1952 г.),
одевала несколько измененный под влиянием городской одежды хевсурский
костюм. Оказавшись в Архилоскало, молодежь сразу
перестала носить традиционную одежду; старики одевали ее в течение 7—8 лет, а
женщины — несколько дольше. В сел. Гамарджвеба
в Самгори шатильские
хевсуры носили традиционную одежду в течение 1—2 лет. Сейчас старики изредка
одевают лишь перанги (хевсурская
рубашка с расшитой вставкой). Думается, что более быстрая утрата традиционного
костюма в этом случае объясняется влиянием на местный быт больших городов и
промышленных центров — Тбилиси и Рустави, находящихся рядом с Самгори.
Традиционный костюм различных народов, поселявшихся в
Грузии в разные исторические эпохи, также видоизменялся. Например, армяне,
выходцы из Эрзерума, обосновавшиеся в селах Ахалцихского
и Ахалкалакского уездов Тифлисской губ. в течение более столетия
сохраняли и носили свой традиционный костюм. Лишь в 1930-х годах в русле общего
процесса социальных изменений началась и замена здесь традиционного костюма
городской одеждой: в мужском костюме появились галифе, фуражки, сапоги. Однако
первое время элементы городского костюма сочетались с традиционной одеждой.
Например, гимнастерка и фуражка одевались местными мужчинами с традиционными
шароварами. Женщины в эти годы надевали только традиционное
платье.
Столь же устойчивым оказался традиционный костюм
греческих переселенцев. И здесь только в 1930-х годах он стал постепенно
вытесняться одеждой городского типа, однако длительное время сохранялись
элементы традиционного костюма: мужской головной убор из черного материала
наподобие повязки (куккула) в некоторых греческих
селениях перестали носить только в 1960-х годах. Пожилые женщины-гречанки из
сел. Саркинети в 1930-х годах носили традиционный
головной убор на деревянной основе (колота),
украшавшийся на лбу монетами. Часть саркинетцев,
переселившаяся в Квемо-Кеда (Ширак), перестала носить
этот головной убор. Гречанки стали покрывать голову платком, тогда как в Саркинети и в 1976 г. можно было встретить пожилых (70—80
лет) женщин, одевающих колота.
Гречанка
(ромеи) в полутрадиционном
костюме (с. Ивановка, Тетри-Цкаройский
р-н Грузинской ССР); гречанка (урумы) в полутрадиционном костюме
(с. Абелиани, Тетри-Цкаройский
р-н Грузинской ССР). Рис. А. Д. Корноухова. 1973 г.
Осетины Грузии до
революции носили костюм грузинского типа. Однако и в 1930-х годах в некоторых
осетинских селах сохранялись элементы традиционного костюма. В
сел. Менкалиси (Тетри-Цкаройский
р-н), например, это была женская шапочка, одевавшаяся невестой под платок. В
конце 1930-х годов, как рассказывают местные жители, такая шапочка в селе была
всего одна, поэтому ее каждый раз передавали в тот дом, где происходила свадьба.
Костюм азербайджанских переселенцев во многом сохранял
свою специфику вплоть до 1940-х годов. В настоящее время мужчины носят костюм
городского типа. Из традиционного у пожилых людей
сохраняется лишь папаха. Женский костюм в различных азербайджанских селах
Грузии сохранился в разной степени. Например, в сел. Капанахчи (Болнисский р-н)
женщины одевают только традиционный костюм: ярких цветов юбки в складку, особые
повязки на голове, нижняя часть лица закрыта платком (яшмаг).
В сел. Атагла Гардабанского р-на, находящемся рядом с
Рустави и близко от Тбилиси, преобладающее большинство женщин носит городской
костюм. Здесь в отличие от Капанахчи мужчины,
за исключением чабанов, не надевают папахи, которая еще в конце 1930-х годов
была основным головным убором местных азербайджанцев.
Традиционность
в костюме сохраняли вплоть до 1930-х годов вайнахские
поселенцы Грузии. Ингушки сел. Гвелети носили
ингушский национальный костюм, чему, несомненно, способствовала территориальная
близость данного селения к Ингушетии и многообразные связи с ее населением. То
же следует сказать и в отношении другой группы вайнахов
— кистин, жителей сел. Джоколо
и Дуиси. Отдельные элементы их традиционного костюма
сохранялись еще в 1930-х годах. Сейчас кистины носят
одежду городского типа, однако в мужском костюме сохраняется традиционный
головной убор (папаха) и в целом облик их костюма более сближается с
северокавказским современным костюмом (китель, сапоги, галифе, папаха) мужчин
среднего и старшего поколения, нежели с городской одеждой грузинского сельского
населения.
Н. Г. Волкова. Этнические процессы в Грузинской ССР
Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. «Наука», Москва 1978