Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Народный костюм фриулов
Современную Швейцарию и Северную Италию населяют
народы, которые принято объединять под общим названием ретороманцев. Это —
руманши (романши), ладины и фриулы (фурланы).
Фриулы населяют в основном провинцию Удине (область
Фриули — Венеция Джулия).
Фриулы-мужчины перестали носить народную одежду почти
век назад. Женский традиционный будничный костюм имел широкое распространение
еще в конце прошлого века. В настоящее время его можно встретить не часто, но
все же он еще бытует во многих деревнях. Основные его элементы следующие:
грубая полотняная рубашка; корсаж (фриульск. bust, cas, cassut, cassin) очень
открытый на груди и спине, без рукавов; широкая юбка (фриульск. cotule. cussina), сшитая
из четырех-пяти полотен, часто из той же материи, что и корсаж; передник (фриульск.
grumal), обычно яркой расцветки; головной платок (фриульск. quadrel), наплечный платок (фриульск. fazzolet di cuel); распашная одежда (фриульск.
greca, camisuola, giacheta). Это короткая жакетка с рукавами, застежкой спереди
и без воротника.
Все эти элементы женской одежды, за исключением
распашной, фигурируют во фриульских документах XVIII в., их же можно заметить и на местных фигурках ex-voto, относящихся
к XVII в. По-видимому, тогда и сложился комплекс фриульской
женской одежды, доживший до наших дней. В тех же документах и на тех же
фигурках встречаем рукава, надевающиеся отдельно. Позднее, во второй половине XVIII в., вероятно, из соединения корсажа и рукавов
возникла «джакета». С этого времени отдельные рукава уже больше не фигурируют в
инвентарных описях.
В некоторых деревнях Фриули женщины и в наши дни
продолжают носить местную традиционную обувь. Наиболее типичны деревянные
башмаки с приподнятым носком, выдолбленные из кленового дерева (dalminis). В горной Фриули, как и в других горных районах
Италии, Франции и Швейцарии, подошвы таких ботинок имеют 6—9 стальных шипов,
чтобы они не скользили по камням. Их носят обычно во время сенокоса в горах на
отвесных склонах.
Другой вид традиционной фриульской обуви — деревянные
башмаки с кожаным верхом, называемые «цокаи» (zocai»). Их носят чаще всего женщины и подростки.
В 30-е годы повсеместно в сухую погоду женщины, дети и
мужчины носили матерчатую обувь — scarpez.
Женщины мастерили ее сами, скроив по бумажной выкройке. Подошву ее шили из
25—30 слоев материи, чаще всего используя для этого старую одежду. Все слои
сшивались вместе и простегивались тонкими стежками.
Описанный народный костюм фриулов был почти одинаков
во всех районах области.
От деревни к деревне он различался лишь расцветкой
отдельных своих элементов.
Исключение составляет традиционная одежда небольшой
зоны, расположенной в восточной части Карнийских Предальп, а именно: в долине
Арцино. Главные центры этой зоны — Вито Д'Азио, Клауцетто и Андуине. Народный
костюм жителей долины Арцино фриульские исследователи не находят возможным
выводить из городской или господской моды последних трех веков, а считают его
скорее пережитком более раннего времени.
Главной женской одеждой, оставшейся здесь в
употреблении до конца XIX в., был так
называемый ciamesot. Он представлял собой
юбку и корсаж, сшитые вместе. Юбка выкраивалась из восьми полотен и у пояса
была собрана в сборки. Корсаж имел круглый вырез сзади и квадратный впереди.
Обычно «чамезот» был черного цвета. С «чамезотом» никогда не носили передник,
что, по мнению Гаэтано Перузини, лишний раз подтверждает архаичность этой
одежды. Известно, что передник распространился во Фриули уже в XVI в.
В первой половине XIX в. «чамезот» дополнялся головным убором, называемым panuc. Это был квадрат из белого накрахмаленного полотна
шириной 90—100 см. Во второй половине XIX в. и
в этой зоне вместо «панука» стали носить цветной головной платок.
Н.А. Красновская. Фриулы: историко-этнографические
очерки. Москва, «Наука», 1971