Развитие торговли и ремесел дало возможность средневековым городам приобрести
некоторую самостоятельность. Наиболее крупные молдавские города получили в XV-XVII
веках автономию управления и суда. Сложился независимый слой богатых горожан,
которые могли соперничать с феодальной верхушкой своим богатством - домами, одеждой,
выездом. Столкновение этих двух сил феодального общества - бояр и горожан - приводит
к разграничению многих сторон жизни, что нашло отражение и в костюме различных
слоев общества.
К числу самых дорогих вещей относились богато украшенные одежды. Так, в списке
предметов, входивших в состав дани, которую в XVI-XVIII веках Молдавия выплачивала
турецкому султану, были шубы из собольего и рысьего меха.
Путешественник А. Веранчиус, посетивший Молдавию в середине XVI века, отметил,
что законы страны предписывали ее жителям носить только молдавскую одежду, всякое
заимствование иностранной одежды строго каралось, вплоть до смертной казни.
Господарскими указами запрещалось всем, кроме бояр высшего ранга, носить одежду
из позолоченных и посеребренных нитей, обувь желтого и красного цветов, золотые
украшения. Сословные различия в костюме ограничивали, например, величину боярского
головного убора ишлик в зависимости от ранга бояр.
Однотипного городского костюма не существовало - каждое сословие, проживавшее
в городе, имело свой тип одежды. Верхушкой городского населения были феодалы -
бояре, помещики, крупные чиновники. Средний слой горожан представляли купцы, чиновники
и богатые ремесленники. Большую часть городского населения составляли бедные ремесленники,
цеховые работники, крестьяне, слуги. В средние века значительная часть горожан
занималась крестьянским трудом.
Каждая социальная группа имела свою характерную одежду. Особенно резкие отличия
существовали между одеждой феодалов и крестьян. Горожанам и крестьянам запрещалось
носить богатые одежды и украшения. Крестьянская одежда, меняясь в деталях и имея
различные варианты, стабильно сохраняла на протяжении многих веков свои основные
формы. Одежда феодальной знати - в зависимости от политической ориентации господарского
двора, а также под' влиянием моды - часто меняла форму и стиль.
В XIV-XVI веках значительным было византийское влияние. Постепенно строгие византийские
одежды (туника, далматика, хламида), подчеркивающие величие господаря и его бояр,
сменились одеждами западно-европейского покроя, проникшими в Молдавию через Венгрию
и Польшу. Среди новых форм частей одежды появляются такие как длинная меховая
мантия контеш польского происхождения, узкая сшитая по талии одежда с короткими
рукавами пурпуэн или ковадъон французского покроя.
Одно из наиболее ранних изображений костюма феодалов можно увидеть на портрете
молдавского господаря Александра Доброго и его жены, который относится к концу
XV- началу XVI века и является копией с более ранних портретов. Изображение известно
по вышивке на молдавской епитрахили из Староладожского монастыря. Облик господаря
и его жены Марины передан с большой выразительностью.
Костюм господаря состоял из длинной подвязанной поясом туники; полы ее украшены
зигзагообразным орнаментом, который повторяется на полях высокой круглой шапки
из сукна. Туника имеет покрой польских одежд, сформировавшихся под влиянием костюма
западно-европейских стран, а головной убор - итальянского происхождения. Княгиня
Марина одета в византийские одежды - длинное платье с длинными и широкими рукавами.
На голове - корона типа византийской стемы с подвесками из драгоценных камней.
Церковные фрески конца XV века представляют изображения господаря Стефана III.
К этому времени костюм молдавской знати испытал еще большее влияние византийской
одежды. На портретах господаря видны длинная шелковая туника и бархатная мантия
с вышивкой золотыми нитями. Большим разнообразием отличались женские головные
уборы, воспроизводившие итальянские, немецкие, французские образцы.
В Молдавии было широко распространено ремесло тулупников, меховщиков, первые упоминания
о которых относятся к середине XV века. Для боярских одежд использовали дорогие
ткани - французское и польское сукно, бархат, китайские и персидские шелка, камку,
отделанную золотыми нитями, которыми торговали купцы из Фландрии, Флоренции. Украшения
и драгоценности доставлялись в Молдавию из Трансильвании и Италии.
Начиная с XVII века костюм правящих кругов значительно меняется под влиянием одежд
турецких сановников. С усилением османского гнета восточный стиль проникает не
только в костюм правящих классов, но и в одежду других имущих слоев общества -
торговцев, ремесленников, богатых крестьян.
Изменения начались с костюма господаря. Сложился обычай, по
которому при возведении на престол господарю надевали одежды
и головной убор турецкого покроя - кафтан, кабаницу и тюрбан.
Этот обряд приобрел более широкий социальный смысл - приобщение
к определенной сословной категории. Господарь, в свою очередь,
дарил кафтаны своим приближенным, возводя их в ранг бояр. В
связи с этим в молдавском языке сложилось выражение "а
кэфтэни", что означало "приобрести ранг боярина".
Кафтан - длинная плечевая одежда,
отороченная мехом, с расширяющимися к низу рукавами - сохранился
как официальная одежда боярского сословия до XIX века.
Другими видами боярской одежды также турецкого происхождения были дулама, жюбя,
кабаница. Широкие штаны красного цвета длиною до колен носили в комплексе с сапогами
из тонкой кожи без каблуков, поверх которых обували туфли. Боярский костюм XVII-XVIII
веков дополняла высокая шапка сложной конфигурации, которую в домашних условиях
заменяли красным фесом.
Один из русских чиновников оставил описание одежды молдавских бояр XVIII века:
"Бояре в одежде своей, с некоторого времени, приноравливаются к греко-турецкому
наряду и обычаям. Они носят сверх полукафтана, подпоясанного шалью, широкую и
долгую епанчу без воротника с долгими и широкими рукавами, на конце разрезанными,
желтые сафьяновые туфли с таковыми же чулками, называемыми папуши, и большую шапку
наподобие горшка. Борода между молдаванами считается в числе привилегий, и одни
только бояре первых двух классов имеют право носить оную".
Женская боярская одежда также существенно изменилась под турецким влиянием. Женщины
стали носить короткие камзолы, поверх которых надевали широкий плащ из тонкой
шерсти. Праздничным головным убором как боярынь, так и богатых крестьянок служило
покрывало из тонкой шелковой ткани - марамэ.
Несмотря на то, что одежда знати испытывала влияние иностранной моды, новые типы
одежды, попав на молдавскую почву, приобретали местные черты. Такие элементы традиционного
молдавского костюма как цветные шерстяные пояса, вышитый орнамент на женских рубахах
и на верхних мужских и женских одеждах и другие дополняли боярские одежды. Вот
как выглядел боярин в начале XIX века в описании молдавского писателя К. Негруци:
"На нем был шелковый белый кафтан, подпоясанный красным цветастым шарфом...
Под синей суконной шубой, отороченной собольим мехом, была видна одна из тех кацавеек,
что зовутся ферменами. Весь перед ее был расшит золотыми нитками и шнурами. На
голове у него была большая меховая шапка, окружность которой имела по меньшей
мере семь вершков".
Некоторые виды боярской одежды заимствовались боярскими служилыми людьми - управляющими,
приказчиками, музыкантами, слугами и постепенно проникали в среду крестьян. Длинный
боярский кафтан был обязательной принадлежностью одежды молдавских музыкантов
первой половины XIX века. В костюм богатых слоев крестьянства вошли различные
элементы боярской одежды: женская короткая верхняя одежда ферменя, самодельные
крестьянские ботинки из сукна мегитъ, длинная белая верхняя одежда из тонкого
сукна дуламэ, а также другие ее разновидности - жюбя, ипинжя, антериу.
Начиная с конца XVIII века в связи с ослаблением османского господства в Молдавии,
а затем и полным изгнанием турок русскими войсками происходит постепенное обновление
костюма горожан.
Изменение политического статуса края, присоединение Бессарабии
к России в 1812 году сыграло решающую роль в развитии молдавского
городского костюма. Сосуществование восточных и западноевропейских
элементов в одежде зажиточных горожан постепенно приводит к
смешению стилей, а затем и к полному упадку восточного костюма.
В городах Молдавии получают распространение новые типы городской
одежды - плащ, фрак, редингот, платья,
жакеты и другие, но вместе с тем еще долго сохраняются элементы
национального костюма - красный пояс,
барашковая шапка, темный
жилет, меховая безрукавка, вышитая кофточка и некоторые другие.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
"Тимпул", Кишинев. 1985г