Чакчиры - название штанов, входивших в форму
гусарских полков. В 1870-х и с 1908 г. в армейских полках носили
чикчиры красно-коричневого цвета, в гвардейских - светло-синие
и малиновые расшитые на бедрах узором из шнура или галуна (у
офицеров). Также назывались длинные брюки офицеров гвардейской
кавалерии. Они имели двурядные лампасы по цвету прикладного
сукна, присвоенного полку, и были принадлежностью внеслужебной
формы.
Лицо старого гусара побагровело, и шрам от сабельного удара, шедший через
всю его седую голову и через лоб до переносицы, казался широкой белой полосой.
Дрожащими руками он выворачивал карманы с такой силой, точно хотел их совсем
выбросить из чикчир, и бормотал, кусая усы: «Срам! Мерзость! В первый раз N-цы
друг друга обыскивают... Позор! ... Стыдно моим сединам, стыдно...».
А.И.Куприн. Брегет.
1897.
Чикчиры — узкие кавалерийские штаны из цветного сукна, отделанные шнуром,
с кожаной прокладкой по внутренней стороне бедер: форменные
брюки гусар и улан. Название от турецкого
çaksyr — неширокие штаны. Гусарские кавалерийские полки
были учреждены в российской армии при Екатерине II, а в 1882
все кавалерийские полки, за исключением гвардейских, были преобразованы
в драгунские. Форма гусар была создана на основе венгерского
национального костюма. Вот почему доломанрусских гусар имел в обиходной речи название венгерка
(у венгров — «аттила»). Чикчиры, идеально приспособленные
для верховой езды и кавалерийского снаряжения, тоже стали частью
формы российских гусар. Цвет чикчир и шнура зависели от принадлежности
к тому или иному полку. В романе А.Н.Толстого «Чудаки» (1911)
читаем: «...весь вечер следила из-за веера за Алексеем Алексеевичем,
лихо отбивавшим мазурку в красных с золотыми шнурами чикчирах».
Красные с золотом чикчиры носили в Иркутском полку, красные
же, но с другими шнурами — в Сумском и Ольвиопольском полках,
зеленые — в Елизаветградском, синие — в Мариупольском и т. д.
Форма гусар была необычайно декоративна — чикчиры часто контрастировали
по цвету с доломаном и ментиком. В отделку гусарской
униформы постоянно вводились некоторые изменения. Так, А. Валькович
обратил внимание на то, что, вопреки общепризнанным представлениям
о соответствии цвета шнура цвету принятого в полку металлического
прибора (золотой или серебряный), накануне Отечественной войны
1812 для елизаветградцев и павлоградцев были введены красные
шнуры (Армейские гусары 1812—1816. Новые материалы, «Цейхгауз»,
1991, № 1, с. 21). Цвет шнуров на чикчирах и доломанах был одинаковым.
В живописных произведениях гусарская форма воспроизводится достаточно
точно, но исследователи гораздо чаще имеют дело с погрудными
портретами, когда чикчиры просто не видно, а их цвет для атрибуции
тоже чрезвычайно важен.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.