Косоворотка - рубаха с косым воротом, то есть
с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Полотняные
косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском
обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в
качестве нижнего солдатского белья. Ее готовили из домотканины.
Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и
полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства
отделки. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки.
Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из
шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась
с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали
по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке,
дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.
Следует заметить, что именно косоворотка явилась основой для
возникновения в 1880 году такого элемента форменной одежды русской
армии как гимнастёрка.
На балконе показался Завалишин в фантастическом русском костюме: в чесучовой
поддевке поверх шелковой голубой косоворотки и в высоких лакированных сапогах.
А.И.Куприн. Корь. II.
1903.
Косоворотка — русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди,
смещенной влево, реже вправо. Название собственно русское, и до середины 19
в. такую рубаху называли «с косым воротом» или «русская рубаха». В 1847 в Словаре
церковно-славянского и русского языка, составленном Вторым отделением Академии
Наук (СПб., т. 1—4), впервые была упомянута косоворотка, хотя история такого
кроя уходит корнями в глубокую древность. Изображения рубахи с застежкой, сдвинутой
влево или вправо на груди, восходят еще к 12 в. (Рабинович М. Г., Древнерусская
одежда IX—XIII вв., в сб.: Древняя одежда народов Восточной Европы, М., 1986,
с. 43). С заимствованием одежды европейского образца косоворотка осталась лишь
в сельской местности и в детском костюме. Но с кон. 1830-х гг. в среде русских
писателей начинают обращаться к традиционным формам русского мужского костюма.
Описывая события 20 января 1856, цензор А. В. Никитенко записал в своем дневнике:
«Познакомился на вечере у министра с одним из коноводов московских славянофилов,
А.С.Хомяковым. Он явился в зало министра в армяке,
без галстука, в красной рубашке с косым воротником и с шапкой-мурмолкой
под мышкой. Говорил неумолкно и большей частью по французски — как и следует
представителю русской народности. Встреча его со мной была несколько натянута,
ибо он, не без основания, подозревает во мне западника» (Записки и дневник 1826—1877
гг., т. 2, СПб., 1893, с. 29). Во 2-й половине 19 в. косоворотка распространилась
в городах гораздо шире. Ее носили не только рабочие, но и демократически настроенная
молодежь, актеры, писатели и др. «Печать народничества лежала и на его внешности:
он носил тогда красную косоворотку, высокие сапоги и черный широкий сюртук»,—
писал о режиссере Е.П. Карпове Ю.М. Юрьев, обращаясь к театральному сезону 1896/
97 гг. (Записки, т. 1, Л.—М., 1963, с. 381). Красный цвет, упомянутый многими
мемуаристами,— не случайное совпадение, т. к. красному отдавали предпочтение
в народном костюме, как цвету радости, синониму красоты. Косоворотка могла быть
из самых различных тканей — шелковых, хлопчатобумажных, льняных, одноцветных,
покрытых вышивкой и др. Возможно, что появление косоворотки связано с декоративным
оформлением древних одежд — вышивка, помещавшаяся на груди, имела и магическое
значение; поэтому застежка «верхницы» (так называли украшенную рубаху) постепенно
сдвинулась с середины к плечу. Косоворотка имела долгую жизнь — в 1880-х гг.
именно она была положена в основу новой военной формы в русской армии, став
прообразом будущей гимнастерки.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.