Каким веселым звуком, под стать солнечной и соленой ноте свистка, украшавшего
мою белую матроску, зовет меня мое дивное детство на возобновленную встречу
с бодрым Василием Мартыновичем!
В. В. Набоков. Другие берега.
Глава первая— 4. 1954.
Матроска — детский или подростковый костюм с элементами форменной одежды
моряка — большим отложным квадратным (обычно белым) воротником с полосками и
галстучком, иногда украшенным якорями; женская шапочка без полей типа тока;
неуставное название форменной блузы моряка (матроса) — голландки, форменки.
Термин образован по тому же принципу, что и названия этой одежды в английском
(sailor's jacket) и французском (matelot) языках. В основу русского названия
положено появившееся в начале 18 в., в петровскую эпоху, слово голландского
происхождения «матрос» (matroos). Во Франции во 2-й пол. 18 в. под влиянием
идей Ж..Ж.. Руссо произошла реформа детского костюма, до того практически ничем
не отличавшегося от одежды взрослых, что особенно болезненно отражалось на детях
из высших слоев общества, так как они были вынуждены носить парики,
корсеты, туфли на каблуках и др. Французская художница Э. Виже-Лебрен способствовала
распространению новой моды, как дамской, так и детской; еще в 1790 ею был написан
портрет дофина — сына короля Людовика XVI в матросском костюме (Музей, Осер).
Именно Виже-Лебрен, в 1795—1801 жившая в России, ввела матроску в русский быт.
Художница не только придумывала новые покрои, но очень часто сама исполняла
их. Она была хорошо принята русским обществом, считалась знатоком моды, и с
ее легкой руки распространилась не только «античная» мода (см. Туника),
но и детская матроска. Первоначально матросский костюм был целиком белый,
во 2-й пол. 19 в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки
или юбку. Матроской называли также небольшую шапочку без полей с полосками,
о которой упоминает Ф. М. Достоевский: «На голове у нее была старая, облупленная
шляпка-матроска, очень ее не красившая» («Подросток», 1875). Морская тема в
одежде (сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями), появившись
в конце 18 в., сохраняется в бытовом костюме и в конце 20 в. Силуэт, композиционные
приемы размещения декора целиком вписываются в предначертания моды. Такая одежда
в основном предназначается для отдыха и путешествий.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.