Все знали, что Мура не прогнала его, и что он уютно не сидел у нее на диване
в пижаме (они только что вошли тогда в моду в Англии, Джип привез одну в подарок
Максиму).
Н. Н. Берберова. Железная
женщина. Борьба. 1981.
Пижама — мужская или женская одежда для дома и отдыха, состоящая из
просторных брюк и куртки. Вошла в моду
около 1920; в конце 1920-х гг. стала принадлежностью женского
гардероба. Считается, что первой женщиной, решившейся появиться
в пижаме на публике, была либо Грета Гарбо, либо Габриэль Шанель.
Пижамы из нарядных тканей предназначались для прогулок на курортах
или домашних приемов, а из более дешевых материй, без пышной
отделки — для сна. Название от английского pyjamas, которое,
в свою очередь, является производным от индийского «паеджама»
— штаны. Первые пижамы появились в Западной Европе еще в начале
17 в.; английский аристократ лорд Денби изображен на портрете
работы А. ван Дейка (1633, Национальная галерея, Лондон) в пижаме
— индийском национальном костюме
из розового хлопка. Однако лишь через 300 лет пижама вошла в
европейский гардероб. Она очень быстро прижилась в России, в
1920—30-е гг. известна как вечерний дамский наряд. «Файвоклок
с колбаской. Мужчины в толстовках.
Женщины в пижамах»,— читаем в «Записных книжках» И. Ильфа. Простота
кроя и возможность «подражать» Европе, приспосабливая уцелевший
гардероб 1910-х гг., способствовали распространению пижам. В
1950-е гг. полосатая пижама стала отличительным признаком пассажиров
железной дороги, претендующих на респектабельность. Но позже
пижама стала неприличной в качестве публичной одежды, и поезда
заполнились гражданами в «тренировочных костюмах».
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.