Спиридон также подложил под себя сложенный втрое свой обыкновенный зипун,
из крестьянского белого сукна, но окрашенный в ярко-красный цвет марены, которой
много родится в полях.
С.Т. Аксаков. Семейная хроника.
Добрый день Степана Михайловича. 1856.
Зипун — короткая мужская суконная куртка без
воротника, обычно яркого цвета, отделанная контрастными шнурами
по швам. Суждения об этимологии названия довольно противоречивы.
М.Фасмер считает, что оно от новогреческого zipuni или венецианского
(диалекта) zipon, итальянского giubbone—деревенский кафтан,
исключая при этом, что турецкое zybun — куртка с короткими рукавами
— могло бы также послужить источником для возникновения русского
названия (Этимологический словарь русского языка). Зипун известен
в России с середины 16 в., времени «Домостроя». Так как в этот
период политические и торговые контакты России с Западом и Востоком
были очень активными (Русское государство служило посредником
между Персией, Турцией и Венецианской республикой в сухопутной
торговле тканями и коврами), то, вероятно, происхождение названия
следует искать не в языке, из которого оно могло быть заимствовано,
а в крое, восходящем к бытовой культуре восточных народов. Хотя
существующих документальных подтверждений данного предположения
не достаточно, все же восточное происхождение зипуна представляется
более вероятным. Тем более что Европа могла заимствовать этот
тип кроя очень давно, так как политические и культурные контакты
Запада и Востока осуществлялись без посредничества России задолго
до 16 в. (см. Жакет). До реформ Петра I начала 18 в.
зипуны известны в различных слоях русского общества. Для богатых
людей зипун служил одеждой, которую носили под кафтаном
(как своего рода жилет) и украшали шитьем
или кружевом (Рабинович М. Г., Одежда Русских XIII—XVII вв.,
в сб.: Древняя одежда народов Восточной Европы, М., 1986, с.
70). Крестьяне надевали зипун как верхнюю одежду, поэтому он
мог быть не только суконным, но и, по крайней мере в 19 в.,
на меху. В это время зипун стал своеобразным символом крестьянства,
например у Ф.М.Достоевского читаем: «...иные господа, чтобы
стать русскими и слиться с народом, не надели-таки зипуна, а
избрали себе балетный костюм, немного не тот самый, в котором
обыкновенно выходят на сцену в русских народных операх Услады,
влюбленные в своих Людмил, носящих кокошники»
(«Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863). Зипун, подобно
чуйке или сибирке, воспринимался как знак целого
сословия: «Э-эй, зипун, проходи!» (Л.М.Леонов, Петушихинский
пролом, 1923). Как и другие виды народного костюма, зипун исчез
после Октябрьской революции 1917.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.