Мы готовы сшить для Вас необходимый исторический костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Фрак в России конца XIX - начала
XX в.
С начала XIX века традиционной парадной одеждой был фрак,
сохранившийся с небольшими изменениями и до наших дней. Во фраках
являлись на торжественные приемы и церемонии. Во фраках венчались.
Во фраках ходили в партер и ложи императорских театров, на балы
и на банкеты; как сказал некий острослов, фрак был мундиром
для человека, не имеющего мундира. Но это не совсем точно, так
как фрак был мундиром и для имеющего таковой, но не желающего
по каким-либо причинам его надеть. Функциональное сходство фрака
с мундиром заключалось еще и в том, что при фраке носили ордена
(конечно, в особо торжественных случаях) .
Нашейные ордена надевались в сочетании с галстуком; при фраке
же всегда носили бантик-"бабочку". Галстук
был, как правило, белым, только старики иногда носили черный,
как это было принято в XIX веке. Обычно ордена и медали прикрепляли
под левый лацкан. Были в обиходе специальные, так называемые
фрачные ордена, представляющие уменьшенную копию настоящих.
Эти ордена носились поверх левого лацкана фрака и крепились
на специальную цепочку. Если носитель фрака имел 1-ю степень
какого-либо ордена - то есть звезду, то она надевалась с левой
или правой стороны, в зависимости от правила ношения того или
иного ордена.
Орденская лента надевалась под фрак на жилет
через правое или левое плечо, также в зависимости от правила
ношения ордена. На фраке носили и значки об окончании университета
или института. Значки эти носили в петле правого лацкана. Для
фраков значки делались уменьшенными, по сравнению с носимыми
на мундире. На балах в петлю левого лацкана вдевали бутоньерку
из цветов, обязательно белых (обычно это были астры или орхидеи);
при наличии орденов бутоньерку не носили.
Фраки шили из черного крепа или тонкого кастора черного цвета; из этого же материала шились брюки, имеющие на боковом шве ординарный или двойной шелковый лампас из специальной репсовой ленты. Брюки без манжет имели "скошенный следок", то есть спереди штанина была короче чем сзади.
Фрак, как правило, имел матовые шелковые отвороты (лацканы); шелк закрывал их либо полностью, либо до половины петли на лацкане. Старики носили фраки и без шелка на лацканах. Такие фраки были отрезными не только сзади, но и спереди. Карман для носового платка был слева, но носили фраки и без кармана. Основные карманы у фрака были скрыты сзади внутри фалд. Фалды в период 1912-1917 годов были значительно короче, чем носят теперь. Примерная длина была до колена или немного ниже. Фрак был двубортным, на три-четыре пуговицы с каждой стороны, но никогда не застегивался. Пуговицы были басонные - деревянные, обтянутые специальным шелком, плетенным резными узорами. На рукавах пришивали пуговицы меньшего размера. Сзади на талии две пуговицы такого же размера, как спереди.
Линия стыка лацканов с воротником горизонтальная либо чуть поднятая вверх. Фраки обязательно имели отрезную спинку. Перед был как отрезным, так и цельным. При отрезном переде фрак еще имел обычно и отрезные обшлага.
Фрачные жилеты делались из белого шелкового пике в рубчик или в рисунок. Они могли быть однобортными или двубортными, но обязательно с лацканами. Лацканы чаще всего были шалевые (т. е. воротник и лацканы составляли одно целое). Жилет непременно имел нижние карманы, а иногда и верхние. Пуговицы на жилете были белые костяные либо перламутровые (или фарфоровые) и пришивались за ушко. Встречались также черные фрачные жилеты, и не только у лакеев. Черные жилеты носили либо старики, либо их надевали на похороны. Жилеты шились из того же материала, что и фрак, а пуговицы на нем были такие же по размеру и фактуре, как на рукавах фрака. Под вырез жилета подстегивалась полоска из белого пике так, что ее еле было видно.
На похороны можно было надеть и белый жилет, но тогда он должен был быть окаймлен по наружному краю лацканов черным шнуром и иметь черные пуговицы; платок в карманчике тоже был с черной каймой.
Под фрак надевали фрачную крахмальную рубашку из тонкого голландского полотна, грудь рубашки - из двойного материала либо из пике. Рубашка застегивалась при помощи ленточки с нашитыми на нее перламутровыми пуговицами, украшенными посредине настоящими или фальшивыми бриллиантами, жемчугом или цветными камнями. Пуговицы также могли быть и без камней. К рубашке пристегивался стоячий крахмальный воротничок, обычно со слегка отогнутыми уголками (тот фасон называли "альберт" - в честь принца Альберта, мужа английской королевы Виктории и отца Эдуарда VII). На фрачной рубашке манжеты были пришиты
к рукавам и застегивались на запонки - золотые и серебряные, украшенные бриллиантами либо жемчугом. Запонки с цветными камнями считались дурным тоном.
Головным убором при фраке служил цилиндр из велюра или так называемого панцилиндра (специального сорта панбархата). Носили также и цилиндры-шапокляки из шелка, которые при помощи специального механизма складывались при нажиме в гармошку и так же молниеносно распрямлялись. Надевали их главным образом на балы, так как шапокляки удобно было держать под мышкой.
При фраке носили белые лайковые или замшевые перчатки, застегивающиеся на одну или две перламутровые пуговицы (не кнопки). На похороны надевали перчатки с тремя черными полосками на наружной стороне перчаток и с черными пуговицами.
Обувь при фраке была черная, лаковая . Это могли быть туфли-"лодочки", открытые и украшенные репсовым бантом, или ботинки на шнуровке, либо штиблеты. В годы войны стали носить и полуботинки с белыми фетровыми гетрами, но это не имело широкого распространения. Гетры носили главным образом актеры, конферансье, эстрадники или франты не очень высокого пошиба.
Верхней одеждой при фраке служила фрачная накидка (пелерина) из того же материала, что и фрак, с шелковыми отворотами или пальто на скрытой застежке и тоже с шелковыми отворотами. В 1915-1916 годах появились накидки на белой атласной подкладке. При накидке и пальто носили специальные фрачные матерчатые или вязаные шарфы и кашне из белого шелка. Шарф обматывался вокруг шеи так, чтобы спереди и сзади висели концы, украшенные бахромой. Появились и полосатые черно-белые шарфы в кашне.
На улице в руках человека, одетого во фрак, обычно была тонкая трость из черного дерева с прямым набалдашником из слоновой кости или серебра. Палки с загнутыми набалдашниками при фраке не носили.
Для ряда профессий фрак служил, так сказать, производственным костюмом. Как и в наши дни, во фраках выступали дирижеры, музыканты, певцы, конферансье. Фраки носили также официанты в первоклассных ресторанах. Лакеи носили фрак с черным бантиком и черным жилетом. Лацканы фрака были у них без шелка, а брюки без лампасов.
Люди небогатого достатка фраков себе не носили, а в случае надобности брали напрокат у портных либо в специальных складах проката костюмов. Фрак с чужого плеча сразу выдавал общественное или имущественное положение носящего его человека.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.