Одежда рабочих и мастеров в России
конца XIX - начала XX в
Рабочий костюм
Производственный костюм, в современном понимании этого слова,
в первую очередь связан с требованиями охраны труда, которая
капиталистов не интересовала, так как на место выбывшего из-за
производственной травмы рабочего всегда находились десятки новых,
а платить гроши за увечья было дешевле, чем организовать охрану
труда. Поэтому специальной одежды рабочий не имел. Дореволюционный
завод или фабрика являли картину пеструю: рабочие одеты были
по принципу "кто во что горазд". Это разнообразие определялось
в какой-то мере производственными условиями данной отрасли промышленности,
а также квалификацией и в конечном итоге мерой материального
положения рабочего.
Лучше других одевались старые кадровые рабочие металлообрабатывающей
промышленности (особенно в Петербурге и в Москве) и типографские
работники. Хуже всех были одеты шахтеры и строительные рабочие,
среди которых было много сезонников, приходивших из деревни
на заработки в город и сохранявших свой крестьянский костюм,
включая лапти и чуни (плетенные из веревок лапти).
Только рабочие пищевой промышленности (хлебопеки, кондитеры)
одевались более или менее единообразно - в белые полотняные
куртки, такие же штаны и колпаки.
Старые кадровые металлисты иногда работали за станком в полосатой,
цветной или темной рубашке с отложным воротничком и при галстуке.
Носили они и темные косоворотки;
брюки заправляли в сапоги или надевали навыпуск с ботинками.
Поверх рубашки обычно носили темный жилет.
В пиджаке работали редко; его снимали, приходя на работу. Характерной
чертой рабочих (всех без исключения специальностей) в то время
была манера носить на работе головной убор. Это могла быть кепка-восьмиклинка,
картуз, фуражка-капитанка, черная
или темно-синяя, с черной муаровой лентой вокруг околыша, с
лакированным козырьком и таким же ремешком. Иногда ремешок заменялся
затейливо сплетенным шнурком. Некоторые старые рабочие носили
даже черные или темные фетровые шляпы,
а также кожаные кепки (часто с ушами, застегнутыми поверх кепки
на две кнопки), реже - кожаные фуражки,
получившие распространение лишь в период гражданской войны.
Зимой носили теплые шапки из черной мерлушки или "под котик".
Наиболее распространенные фасоны: "гоголь" (род папахи,
ее носили с проломом, как шляпу, или вогнув донышко внутрь),
"бадейки" (маленькие круглые шапки с плоским дном). В Петербурге
имели широкое распространение "финки", спереди напоминающие
ушанку, с отгибающимся затылком. Финки делались из черной кожи,
внутри был мех; наверху красовался помпон из меха. Шапок-ушанок
кадровые рабочие не носили: ушанка до революции считалась крестьянским
головным убором, а квалифицированные рабочие одевались по-городскому.
Распространены также были шапки, напоминающие современные "москвички"
- их также делали из черной смушки или каракуля. Поверх рубашки
и жилета надевался передник с нагрудником из кожи (в горячих
цехах), клеенки или парусины. Носили металлисты также черные
или темные блузы, напоминающие несколько блузу Льва Толстого,
длинную, со сборкой на плечах и на спине. Блузу обычно шили
из чертовой кожи - плотной хлопчатобумажной ткани с выделкой
в рубчик. Из нее же шили и брюки (специально для работы), но
чаще донашивали брюки от отслужившего свой век костюма.
При работе на открытом воздухе металлисты надевали короткую
куртку с отложным воротником, двубортную, из тонкого сукна или
бобрика. Носили также и тужурки
с боковой скрытой застежкой и со стоячим, как у кителя, воротником.
Рабочий костюм металлистов дополнял зимой и осенью вязаный
шарф серого или коричневого цвета. Кожаные куртки (их тогда
называли шведскими) встречались довольно редко. Носили их преимущественно
мастера и рабочие-машинисты, обслуживающие паровые машины и
электромоторы.
Во время первой мировой войны, когда много кадровых рабочих
молодого и среднего возраста были призваны в армию, на металлургических
заводах появились рабочие, пришедшие из деревни и одетые, соответственно,
по-деревенски: ситцевые рубахи, косоворотки, картузы, хлопчатобумажные
штаны, заправленные в высокие сапоги.
Появились также на заводах, особенно на тех, что выпускали
снаряды и патроны, женщины. Они работали в своей повседневной
одежде - юбках, кофтах, головных платках, передниках.
Производственный костюм рабочих деревообделочных заводов (токари
по дереву, столяры, плотники) не отличался от костюма ремесленников.
Рабочие носили ситцевые или холщовые рубашки, холщовые же передники
с нагрудником, брюки, заправленные в сапоги. Вместо головного
убора завязывали вокруг головы тонкий ремешок, чтобы волосы
не падали на глаза. В отличие от металлистов, большинство которых
отпускали усы и брили бороды, деревообделочники по виду больше
напоминали крестьян, носили бороды и даже волосы зачастую стригли
в скобку.
Еще более деревенский вид был у строительных рабочих, в основном
сезонников. По сути дела, они одевались как крестьяне - в старые,
заношенные, латаные и просто рваные вещи, зачастую в лаптях
или чунях. Особенно рваной у строителей была спина. Механизации
строительных работ тогда не было, весь строительный материал
поднимался на этажи строек на человеческих спинах. На спину
вешали специальную подушку, набитую тряпьем. Подушка крепилась
лямками вокруг плеча (как рюкзак). Кирпичи носили на специальной
стойке из реек, называемой "козой". "Коза" зацеплялась деревянным
угольником за плечи. Холщовый фартук с нагрудником, обычно рваный
и грязный (хотя Валерий Брюсов и писал: "...каменщик, каменщик,
в фартуке белом"), холщовые или из бараньей кожи рабочие рукавицы
дополняли производственный костюм тогдашнего строителя, возводившего
роскошные здания банков, магазинов и особняков при помощи "козы"
и тачки, составлявших всю "механизацию" того времени.
Строительные и дорожные рабочие разбивали щебенку вручную:
садились на землю, обматывали тряпками ноги до колена и, зажав
в них булыжник, разбивали его молотком.
Еще хуже, чем строители, были одеты на работе шахтеры. Начать
с того, что никаких охранных касок и респираторов тогда не было.
Головным убором служил старый рваный картуз или круглая шапка
из солдатского сукна, напоминающая арестантскую. Шахтеры носили
длинную, до колен, рубаху из холста или мешковины и брюки навыпуск
из того же материала. Иногда вместо рубахи была куртка арестантского
кроя с косой скрытой застежкой и стоячим воротником. Вид дореволюционного
шахтера увековечил художник Н. А. Касаткин в целой серии картин.
Саночники - шахтеры, которые вытаскивали уголь из забоя при
помощи специальных санок,- носили широкий кожаный пояс с укрепленной
на нем цепью. Саночник становился на четвереньки, цепь проходила
у него между ног и зацеплялась за санки; так, на четвереньках,
он и тащил груженные углем санки из забоя к подъемнику. Обувью
шахтерам служили лапти, чуни или опорки. Из-за духоты в шахтах
шахтеры часто работали полуголыми, сняв рубаху. Шахтерские лампочки
заправлялись маслом или керосином и имели открытый огонь, что
приводило к частым взрывам шахтного газа.
Единственным орудием труда шахтеров было кайло, или обушок,-
ручной отбойный молоток на длинной ручке, несколько напоминающий
своим видом кирку. Дополняла экипировку шахтера торба - сумка
из холста или клеенки, надетая, через плечо, в которой шахтер
держал свой обед, бутылку с водой, спички, махорку и т. д.
Несколько отличались своим видом от основной массы шахтеров
запальщики - те, кто взрывали породу при помощи динамитных патронов.
Они часто носили кожаные кепки или фуражки, брезентовые пальто
или куртки, а иногда и кожаные куртки. Ходили в сапогах. Снаряжением
их являлись кожаные или брезентовые пояса, несколько напоминающие
охотничьи, где в специальных гнездах находились динамитные патроны;
через плечо надевалась кожаная котомка с бикфордовым шнуром
и взрывчаткой. Запальщики спускались в шахту для производства
взрывов и не находились в ней в течение всего рабочего дня.
Отличались своим видом от шахтеров, добытчиков угля также крепильщики,
устанавливающие крепежные стояки в штреках. Это в основной своей
массе были крестьяне-сезонники, пришедшие на заработки из деревни.
Они сохраняли и в шахте свой крестьянский костюм: посконные
штаны, ситцевые или холщовые рубахи, лапти или чуни с онучами,
картузы.
Рабочие текстильной промышленности различались своими костюмами
в зависимости от цехов, в которых работали. Рабочие красильных,
отделочных и других цехов, где приходилось работать в жаре и
в пару, работали в легких хлопчатобумажных штанах и рубашках
(без пояса) на голое тело. На ногах носили опорки или обувь
на деревянной подошве. Ткачи, работающие в более нормальной
температуре и обстановке, одевались чище, в косоворотки
или рубашки с отложным воротником; носили жилетки, сапоги или
штиблеты. Женщины-ткачихи обычно были одеты в кофты и юбки,
головы повязывали платками или косынками. На некоторых фабриках
ткачихи были одеты в единообразные халаты из серой хлопчатобумажной
плотной ткани.
Рабочие-полиграфисты одевались на работе более по-городскому,
чем рабочие других профессий. Они работали без головных уборов,
носили наряду с косоворотками рубашки с отложным воротником
и даже галстуки. Брюки они носили большей частью навыпуск. Сапоги
полиграфисты носили редко, чаще ботинки или штиблеты. Работали
они не только в жилетках, но и в пиджаках; часто поверх своей
одежды надели длинные блузы из черного или темно-синего сатина
или чертовой кожи и нарукавники из тех же материалов.
Описать все виды и разновидности производственного костюма,
конечно, не представляется возможным.
Хотелось бы указать еще на некоторые закономерности и наиболее
характерные признаки производственного костюма рабочих основных
профессий.
Машинисты и кочегары вне зависимости от производства одевались
примерно одинаково, так как одинаковой была та обстановка, в
которой они работали.
Машинисты, имевшие дело со смазкой двигателей и паром, носили
либо кожаные, либо брезентовые куртки, а также кожаные фуражки
или кепки, защищающие от машинного масла. Реже они носили кожаные
штаны.
Кочегары работали в холщовых или брезентовых штанах, обычно
полуголые или в ситцевых рубашках без пояса. На шее каждого
из них висел обрывок нитяной или веревочной сетки, о которую
вытирали лицо и руки. Кочегары работали или в старой войлочной
шляпе без ленты, либо в суконной шапке арестантского покроя,
но чаще всего вообще без головного убора. Волосы они подвязывали
ремешком. На ногах кочегара были ботинки из грубой кожи на деревянной
подошве. На руках брезентовые или кожаные рукавицы.
Выходной костюм рабочих
Выходной костюм рабочих также отличался разнообразием. Кадровые
рабочие высокой квалификации, особенно работающие в Петербурге
и Москве, одевались по-городскому. Носили темные шляпы
и котелки наряду с картузами (кепка - считалась каждодневным
головным убором). Летом носили соломенные шляпы-канотье, панамы
и белые картузы. Зимой надевали каракулевое или мерлушковые
шапки фасона "гоголь", "бадейки" или напоминающие современные
"москвички". Меховые шапки носили как с шубами, обычно с каракулевыми
воротниками, так и с демисезонными пальто. Шубы и пальто были
двубортные, на четыре или пять пуговиц по борту, черные или
темно-синие (реже), без накладных карманов, хлястиков и поясов.
Пальто часто имели бархатный воротник. Сзади у пальто и шуб
делали разрез. Рукава пальто и шуб накладных обшлагов не имели,
лишь иногда был фальшивый обшлаг в виде оторочки по высоте манжета.
Пуговицы на рукавах или отсутствовали, или были нашиты по две-три
маленьких пуговички. Пальто и шубы шили длинные. Летних пальто
рабочие не носили.
Выходными костюмами были двубортные тройки. Жилеты могли быть
двубортными или однобортными, с отворотами и без них, черные
или темно-синие (кубовые), однотонные, из шевиота или бостона.
Брюки носили навыпуск с черными ботинками или штиблетами (полуботинки
не носили), реже - высокие сапоги из черного хрома или с "гамбургскими
передами" (лакированное голенище, головки из матовой кожи).
На обувь часто надевали галоши, даже тогда, когда погода этого
не требовала.
При костюме часто носили крахмальный воротничок - отложной
или стоячий и галстук (регату). Воротник был пристегнут к манишке
(крахмальные рубашки и манжеты носили очень редко). Манишки
и воротники были белые и цветные - в полоску или клетку. Часто
носили белый воротник при цветной манишке. Цветные воротники
с белой манишкой не надевали. Манишку рабочие называли гаврилкой.
Кроме манишки и воротничка носили также зефировые полосатые
рубашки с отложным воротником.
К ним надевалась та же регата либо шнурочек с двумя бархатными
помпонами на концах, который завязывался бантиком.
Распространены были также косоворотки, сшитые из сатина или
шелка. Часто по борту, рукавам и подолу рубашки были вышиты
затейливые узоры в два-три цвета. Косоворотки носили либо белые,
либо "нежных" расцветок (голубые, светло-желтые, розовые). Рубашки
и косоворотки надевались как в брюки, так и поверх них. Они
подпоясывались шелковым шнурком с двумя кистями на концах или
широким эластичным поясом (из специальной резиновой тесьмы,
обычно полосатой) с металлическими либо кожаными на пряжках
застежками. На поясе с левой стороны был пришит кожаный кармашек
для часов и кольцо для укрепления часовой цепочки. Широкий пояс
надевали тогда, когда рубашку заправляли в брюки.
Перчатки носили только зимой, преимущественно вязаные, или
варежки.
Рабочие "строили", как тогда говорили, выходную одежду очень
редко. Иногда в том же самом костюме рабочий венчался, а в старости
в этом же костюме его хоронили. Надевали выходную одежду тоже
редко: на большие праздники и на семейные или фабричные торжества.
Поэтому большинство рабочих были одеты старомодно и накануне
1917 года зачастую ходили в костюмах и пальто, сшитых еще в
конце XIX-XX века.
Рабочие провинциальных фабрик и заводов, а также недавно приехавшие
на работу в Москву и Петербург летом носили жилетку без пиджака,
брюки заправляли в сапоги, являющиеся предметом особого щегольства.
Сапоги были хромовые, с многочисленными гармошками (складками)
либо с "гамбургскими передами". Еще носили так называемые крюки
(сапоги с цельными, а не пришитыми головками). На сапоги вне
зависимости от погоды надевали галоши. Часто брюки и пиджак
были разного цвета и фактуры. Носили также черные плисовые шаровары.
Верхней одеждой служили полупальто типа бушлата, двубортные,
из темного сукна, с застежкой на четыре-пять пуговиц по борту.
Пальто городского типа рабочие этих категорий носили редко.
Кроме полупальто были распространены также суконные черные или
темно-синие поддевки, как длинные ниже колена, так и короткие.
Каждодневным головным убором зимой служили ушанки, которые шили
из различных дешевых мехов. Часто помимо мехового козырька,
загнутого кверху, на ней имелся еще кожаный или металлический
козырек, как на картузе.
Зимней одеждой служили также полупальто на вате или овчине,
как с меховым воротником, так и без него. Носили и разного рода
полушубки, в том числе романовские полушубки черного цвета.
Мех внутри такого полушубка обычно был коричневый, с низким
ворсом, дубленая сторона полушубка украшалась тиснением, а иногда
вышивкой зеленого или темно-красного цвета. Романовские полушубки
имели стоячий воротничок из меха, мехом же были оторочены борта,
подол и прорезные карманы. Спинки полушубков были как прямые,
так и со сборами, напоминающие поддевку. Носили также полушубки
кирпичного цвета из шкур обычных овец. Полушубки иногда подпоясывались
матерчатыми цветными кушаками. Зимой помимо сапог носили также
валенки-чесанки белого, серого или черного цвета. Носили также
вятские валенки - это были белые или светло-серые валенки, украшенные
по голенищу красным орнаментом, частично нанесенным набойкой,
а частично вышитым красными шерстяными нитками. Все типы валенок
носили с галошами. Вместо перчаток - вязаные разноцветные варежки
из грубой шерсти.
Вообще весь облик этих рабочих был скорее крестьянским, чем
городским. От городского костюма были отдельные, те или иные
детали.
Одежда мастеров
Мастера казенных заводов, железнодорожных мастерских, рудников
чаще всего ходили в штатском, но вид их значительно отличался
от рабочих. На голове они носили котелки, шляпы
или черные (синие) фуражки-"капитанки" с лаковым черным козырьком
и плетеным шнурком вместо ремешка.
Среди мастеров были распространены кожаные куртки - однобортные,
типа кителя, или двубортные, типа
тужурок. Носили мастера и тужурки
с неформенными пуговицами, темные двубортные пиджаки (часто
полосатые) с крахмальным воротничком. Воротники и манжеты также
бывали полосатыми. К ним носили галстук-самовяз, а чаще регату.
На работе мастера носили также брезентовые пальто и пыльники
с пристяжным капюшоном.
Вне работы мастера обычно одевались по образцу мелкой буржуазии,
подчеркивая костюмом свое отличие от рабочих.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.