Мужской национальный костюм белуджей
состоит из белой рубахи джомаг, штанов шалвар из белой или черной хлопчатобумажной
ткани и безрукавки воскат. Штаны,
чрезвычайно широкие (примерно 2,5
м) в талии, суживаются в щиколотке. На штаны идет от 8
до 10 м
ткани. Верх штанов стягивается шерстяным шнурком или плетеным бумажным пояском,
причем благодаря чрезмерной ширине в талии при стягивании образуется
характерное для белуджских штанов обилие сборок и
складок.
Покрой рубах разнообразен. Молодые и средних лет мужчины
носят рубахи со стоячим прямым воротником и прямым разрезом на груди,
застегивающимся на пуговицы. Рубаха сильно расширяется книзу, для большей
ширины в полы вставляют 30 клиньев и даже более. Широкие рукава, суживающиеся к
запястью, заканчиваются обшлагом. Широкая часть рукава собрана у плеча в мелкие
складки, в нескольких местах простроченные поперек, чтобы они не расходились.
Ворот, приполок и обшлага вышиты машинным швом
черными или белыми хлопчатобумажными нитками или гладью цветным шелком. Пожилые
мужчины также носят широкие рубахи, вместо воротника имеющие маленький круглый
вырез по шее и небольшие разрезы вдоль плеч, застегивающиеся на две пуговицы по
обе стороны разреза. Рубаху носят поверх штанов. Безрукавку — воскат — раньше шили из грубой шерстяной коричневой ткани
домашнего производства, теперь шьют преимущественно из темной хлопчатобумажной
ткани. Поверх воската или вместо него надевают
городской пиджак. Черный или синий, иногда темно-серый пиджак стал настолько
привычным в сочетании с национальной одеждой, что его можно считать как бы
частью национального костюма. Верхней одеждой прежде служил халат из той же
коричневой шерстяной ткани.
В настоящее время полный национальный костюм на
мужчинах встречается крайне редко. Пожилые мужчины и служители культа больше
придерживаются национальной одежды, но и у них полный национальный костюм
(рубаха, штаны, безрукавка, халат и чалма) нередко сочетается с накинутой на
плечи солдатской шинелью, пиджаком или пальто. У мужчин средних лет костюм
большей частью смешанный, например штаны туркменского покроя, менее широкие,
чем белуджские, и городского покроя рубашка и пиджак,
или городской костюм, но под пиджаком белуджская
рубаха. Молодежь почти полностью перешла на одежду городского типа,
приобретаемую в магазинах.
Национальный костюм сохранился в качестве ритуального
свадебного наряда. По старинному обычаю, невеста шьет жениху полный костюм:
белую рубаху и штаны и богатую, часто бархатную безрукавку. Все это он надевает
в день свадьбы после ритуального купанья. Штаны для свадебного костюма шьют
чрезвычайно широкие, до 4 м.
Свадебная рубаха джомаг чилътринза
от талии (талия укорочена) делается отрезной, причем вся нижняя часть
состоит из расширяющихся книзу клиньев (более 40), так что низ рубахи
напоминает короткую широкую юбку. Грудь расшивают гладью пестрыми шелками.
Костюм этот прежде сохранялся, и мужчины надевали его на свадьбы и другие
праздники. Теперь его обычно снимают после свадьбы и больше не надевают.
Обувь у мужчин обычная фабричная, старики иногда носят
туркменскую кустарную обувь, покупаемую на базарах.
Наиболее распространенным мужским головным убором
служит круглая каракулевая шапка, несколько расширяющаяся кверху. Шапки такого типа широко
распространены по всей Туркмении. На мужчинах средних лет изредка еще
встречается чалма, преимущественно белая; из стариков многие носят чалму, а
муллы обязательно. Головной убор молодых людей — упомянутые выше шапки или
кепки.
Среди сельской интеллигенции (учителя, председатели колхозов, бухгалтеры, заведующие
фермами) распространены костюмы военного образца, коверкотовые и драповые пальто,
кашне. Головной убор — та же туркменская шапка,
но из высокосортного серого или золотистого каракуля.
Женщины целиком сохранили национальный костюм: штаны
(шальвар) и надеваемую поверх них рубаху-платье (джомаг).
Однако в покрое произошли некоторые изменения. Штаны шили прежде в виде двух
широких прямых юбок, соединенных вместе. У пояса штаны стягивались на вздержку
шерстяным шнурком и внешне имели вид широкой сборчатой юбки. Теперь женщины
носят штаны такого же покроя, как и мужчины. Штаны старого покроя сохранились в
качестве составной части праздничной одежды; постоянно их носят лишь некоторые
пожилые женщины. Те и другие штаны шьют из цветного ситца или сатина.
Рубаха прежде состояла из одного прямого полотнища,
сложенного пополам и образующего перед и спинку. От
рукавов по бокам шли книзу клинья. Ворот и вертикальный разрез на груди
обшивали тесьмой или отделывали скромной узенькой вышивкой. У современной
женской рубахи передок подрезается на расстоянии 26—30 см от плеча, образуя
грудку. К грудке, сплошь расшитой разноцветными шелками машинным швом,
пришивается низ передка. Он состоит из двух полотнищ, собранных вверху под
грудкой в мелкие сборки, прошитые шелковыми нитками. Бока и суживающийся книзу
рукав вшивают так же, как и при прежнем покрое. К вороту пришивают узенький
прямой стоячий воротник, застегивающийся на маленькую пуговицу. Иногда женщины,
особенно пожилые, носят и рубахи старого покроя, но все, за исключением старух,
вышивают их вокруг ворота. Шьют рубахи из цветных хлопчатобумажных тканей,
иногда с цветами или букетиками, как прежде, но чаще из однотонных. Излюбленные
цвета — зеленый и красный. Праздничные рубахи шьют из шелковых тканей.
Основное, что отличает современный женский костюм от прежнего, это общий нарядный вид, богатство вышивки на
рубахе и опрятность.
Костюм девочек повторяет костюм взрослых женщин, но
проще по фасону и отделке.
Головной убор как женщины,
так и девушки состоит из двух платков и покрывала. Нижний цветной платок — чаргат — набрасывается на голову, причем один
угол его подгибается и сгиб проходит над лбом. Поверх
него вдоль лба обвязывается вокруг головы сложенный как повязка небольшой
черный шелковый платочек — паши. Поверх этих двух платков женщины,
девушки и даже маленькие девочки накидывают выкроенное в виде полукруга светлое
ситцевое покрывало — чадыр, ниспадающее
до земли. Дома девочки часто ходят без покрывала, но женщины и девушки носят
его постоянно.
Существует определенный способ повязывания
покрывала при работе в поле: края его закидывают за плечи, затем они под
мышками проходят вперед, оставляя свободными руки, концы перекидываются спереди
на талии один за другой, уходят назад правый с правого и левый с левого бока и
завязываются сзади на талии. Повязанное таким способом покрывало закрывает
голову и спину женщины, как требуется обычаем, и не мешает работать.
На ногах женщины в холодную погоду носят шерстяные
носки и туфли кустарного туркменского производства, покупаемые на базаре, а
также фабричную обувь. Летом часто ходят
босиком.
Женские украшения составляют серебряные серьги,
кольца, широкие (6 см
шириной) ажурные парные браслеты, ожерелья из бус и зерен гвоздики. Прежде
женщины носили носовое украшение пуллук, представляющее
собой небольшую серебряную розетку с цветным стеклышком в центре и небольшим
загнутым шпеньком на оборотной стороне, который вставлялся в отверстие в левом
крыле носа. Ныне это украшение вышло из употребления.
Наиболее богатым праздничным женским украшением
является хамоэлъ — длинная шерстяная
тесьма с пришитыми к ней за металлические петельки персидскими и афганскими
серебряными монетами. Это украшение спускается с левого плеча на правый бок,
проходя по диагонали через грудь и спину женщины. Большим распространением
пользуются туркменские украшения, особенно браслеты и кольца, а также
разноцветные (преимущественно красные и голубые)
чешские бусы, которые покупают в местных магазинах.
Выходя на работу в поле, женщины и девушки надевают
хорошую чистую одежду и украшения.
Одежда девушек отличается лишь более светлыми тонами.
Прическу девушки носят иную, чем женщины. Те и другие расчесывают волосы на прямой
пробор и заплетают сзади в две косы, соединяемые на концах специальной тесемкой
муйпушток с различными привесками.
Женщины, кроме того, подрезают волосы по бокам и, смазав их соком урюкового
дерева, укладывают в виде волнообразного локона чатр,
спускающегося до шеи. Девушки чатр не носят.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963