Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм Австрии
Известная нам народная одежда австрийцев относится к XVIII-XIX
вв. По мнению австрийского этнографа Ф. Липпа, существовали
две формы нательной одежды - распашная (покроя кимоно)
и глухая (покроя пончо), из которых развились более поздние
формы костюма.
Для истории костюма интересны архаичные формы одежды, сохранившиеся до настоящего
времени или бытовавшие еще в начале XX в. Так, верхняя альпийская одежда Kotzen
покроя пончо, которую носят еще в горах, представляет собой несшитый квадратный
кусок материи с отверстием для головы. Wetterfleck, надеваемый дровосеками Нижней
Австрии во время дождя, состоит из двух полос материи со швами спереди и сзади
(по бокам не сшит), с узким отверстием для головы. Веттерфлек закрывает грудь
и спину, на талии его стягивают поясом. Часто эти полосы на спине шире, так что
при сшивании их образуется кулек; им прикрывают вещи, которые носят на спине.
В настоящее время эту одежду носят туристы.
Еще недавно в окрестностях Вены можно было встретить дорожных рабочих и сторожей
виноградников в плащах, сплетенных из травы.
В XIX в. имелись существенные различия в костюмах жителей гор и равнин. Среди
народных костюмов горных районов особенно известен мужской костюм Тироля, нередко
его отождествляют с мужской народной одеждой всей Австрии. Основные его элементы
- кожаные короткие штаны на подтяжках, большей частью черного или коричневого
цвета, с цветной вышивкой или аппликацией, белая рубаха с отложным воротником,
жилет. В XIX в. еще носили красную суконную безрукавку, сшитую с одной стороны
на боку и на плече и с застежкой на другом плече. Поверх штанов раньше надевали
широкий (до 20 см шириной) кожаный пояс (Bauchranzen), который служил и сумкой
для денег. В старину пояс украшали металлическими застежками с гравировкой, позднее
они были заменены вышивкой расщепленными черенками гусиных или павлиньих перьев,
окрашенных в зеленый или красный цвет. На ноги тирольцы до сих пор надевают чулки,
закрывающие ногу от лодыжки до колен и туфли.
Покрой головного убора имеет некоторые местные отличия: на севере Тироля носят
шляпы с небольшими полями и высокой
цилиндрической тульей, украшенные цветами или перьями; на юге
этой области распространены широкополые шляпы с остроконечной
тульей.
Сюртук и куртка появились в тирольском костюме
в конце XIX в. С 20-х годов для народного австрийского костюма
стало характерным сочетание серого и зеленого цветов (зеленая
вышивка, обшлага, подкладка), на юге - зеленого и красного.
Мужской костюм равнинных областей Австрии отличается от горного длинными штанами
узкого покроя и более длинным сюртуком. Здесь чаще носили сапоги, а не туфли.
Несколько особняком стоит мужской костюм Бургенланда. Основные
его части - белая рубаха с отложным воротом и широкими рукавами,
заправляемая в синие узкие штаны (Schariwari), украшенные вышивкой,
высокие сапоги (Tschismen) со швами по бокам. В холодное время
одевали меховые короткие накидки, иногда с рукавами, прикрепленными
на левом плече, и меховые шапки типа кубанок. Летняя одежда
состояла из рубахи, одевавшейся навыпуск поверх длинных широких
полотняных штанов, и соломенной шляпы с широкими полями. В дождливое
время носили черные плащи с большими круглыми воротниками. Можно
предполагать, что бургенландский костюм сложился под влиянием
костюмов соседних народов - венгров
и хорватов.
Основные элементы австрийской женской одежды XIX в.- кофта, корсаж, юбка и фартук
- имели некоторые областные различия. В горах носили юбки и фартуки значительно
короче, чем на равнинах. Широкие тяжелые юбки, изготовляемые из домотканного сукна
или шерсти, со множеством складок, укрепленных на обруче, зашитом в подол, были
заменены в конце XIX в. юбками со сборками. На равнинах женщины вместо корсажа
носили узкие, облегающие кофты.
Более старые элементы одежды дольше всего сохранялись в Каринтии и Форарльберге.
В XIX в. крестьянки из Каринтии носили Schlucke, или Gredlpfoat, - рубаху на лямках.
В конце XIX в. ее шили из двух видов полотна (верх - из более тонкой материи).
Такие рубахи были известны и в ряде районов Бургенланда. Сверху надевали короткую
распашную одежду Buasnpfoat с широкими рукавами, напоминающую словацкий рубач,
и глухое платье с длинными рукавами или корсаж и юбку.
Для костюма женщин северной части Форарльберга была характерна очень короткая
кофта, иногда на лямках, платье (Juppe - в Брегенце, Lona -
в Валсертале, Juppa - в Монтафоне) с короткой талией и множеством
складок, укрепленных под грудью поясом. Вырез лифа со шнуровкой
закрывался вышитой вставкой. Исследователи австрийского костюма
(например, Хаберландт) считают это платье поздним вариантом
древнегерманской нательной одежды и сравнивают его с одеждой
жительниц Гессена (Германия).
Зимой крестьянки надевали высокие меховые шапки с полукруглым дном.
Большим разнообразием отличались женские головные уборы; многие из них сохранились
до настоящего времени.
Головной платок, который и сейчас носят крестьянки, особенно во время полевых
работ, являлся в XIX в. частью народного костюма в Каринтии, Штирии, Бургенланде.
Концы платка завязывали различно: под подбородком, на затылке или они свободно
падали на спину. Поверх платка часто надевали чепцы или плетеные из соломы шляпы
различной формы - цилиндры, с остроконечной тульей, плоские и т. д. Фетровые шляпы
с плоской тульей, небольшими полями и длинными черными лентами, являющиеся принадлежностью
костюма девушек из сельских объединений Каринтии, в XIX в. составляли часть одежды
крестьянок некоторых районов. Головные уборы шлемообразной формы, украшенные золотым
шитьем, которые вместе с черным атласным платьем надевают девушки - члены городских
ферейнов из Сент-Вейта, в XVIII в. носили жительницы придунайских городов, особенно
Линца; в XIX в. их переняли богатые крестьянки этих областей.
В конце XVIII в. в Австрии началось движение за сохранение народного костюма.
В начале XIX в. народную одежду стали носить и в высших классах. Охотничья одежда
придворных егерей была копией народных костюмов. Во второй половине XIX в. были
созданы так называемые Alpine - объединения, которые ставили своей задачей сохранение
альпийского народного быта, в том числе одежды. В конце XIX-XX вв. вышел ряд этнографических
исследований по костюму, которые имели также практические цели - обновление народной
одежды, создание новых ее форм с использованием традиционных элементов.
В настоящее время народный костюм носят главным образом по праздникам, и то лишь
в немногих районах Австрии - в некоторых областях Штирии, Бургенланда, Каринтии.
Тирольский костюм сохранился и в качестве повседневной одежды. Мужчин в этом костюме
часто можно увидеть на улицах городов, нередко его носят и нетирольцы.
Служащие кафе, ресторанов, гостиниц, деревенских трактиров, особенно в местах
скопления туристов, курортников, носят народные костюмы в качестве своеобразной
рекламы.
Сохраняются также костюмы, которые раньше носили лица определенных профессий,
например горняки, трубочисты и др.
В последние годы на основе народного костюма главным образом Штирии и Тироля
сложились особые виды мужской и женской одежды, распространенные
среди городского населения Австрии. Мужской костюм состоит из
коротких кожаных штанов, белой рубахи и куртки, покрой которой
меняется согласно моде, женский (Dirndl) - из платья типа сарафана
(лиф и юбка разного цвета), кофточки с пышными короткими рукавами,
собранными на обшлаг, и фартука. Иногда лиф платья имеет покрой
корсажа. На ноги к такому костюму надевают грубую обувь.
В настоящее время все больше распространяется производство готового платья. Несмотря
на известную стандартизацию изделий венская одежда отличается особым стилем. Развитие
производства модных товаров - платья, обуви, ювелирных изделий ведет свое начало
с XVIII в., когда Вена играла роль одного из европейских центров моды.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965