Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм Испании
Испанская традиционная одежда бытовала во многих деревнях и городах страны вплоть
до конца XIX в. Ныне так же, как и во всей Европе, она вытеснена из повседневной
жизни стандартным фабричным платьем; однако оно сочетается в деревнях с элементами
традиционного костюма (чаще всего это головной убор или обувь). Народную одежду
надевают во многих сельских местностях и городах на праздники и для исполнения
национальных танцев, на конкурсы и выставки региональной одежды. Однако в Испании
еще сохранились селения, в которых надевают традиционный костюм и повседневно.
Его носят во многих селах Эстремадуры, Саламанки (Леон), в своеобразном этнографическом
районе Марагатерия (Леон), в селе Лагартера (провинция Толедо), в восточной и
горной Андалусии, в изолированных горных областях Арагона (Ансо и Эчо), жители
долины Пас (пасьегос) и провинции Сантандер (север Кастилии), а также на Канарских
островах.
Народные костюмы, которые сохранились в Испании и описаны этнографами, а также
экспонируются в музеях, представляют собой, в сущности, одежду периода приблизительно
с 1770 по 1870 г. Этому же периоду соответствует и географическое распределение,
принятое у испанских этнографов.
Испания отличается таким разнообразием областных вариантов одежды, что выделить
элементы испанского костюма можно только в самых общих чертах. В его основу легла
одежда крестьян старинного центра испанского государства - Леонско-Кастильского
района. Социальные различия обычно отражаются не столько в покрое одежды, сколько
в стоимости тканей и украшений.
Для мужского костюма типичны белая льняная рубаха с вшивными рукавами (camisa),
узкие чуть ниже колен темные штаны (calzones), жилет
(chaleco), короткая шерстяная куртка на пуговицах и широкий
пояс из яркой ткани (faja). На голове - sombrero или montera
- шапочка со складкой посредине и отогнутыми наверх краями.
Женский костюм состоит из рубахи на лямках, широкой сборчатой юбки с передничком,
светлой блузки, корсажа или обтянутой короткой шерстяной куртки (jubon). На груди
- пестрая скрещенная шаль (manton). Голова покрыта платочком или сомбреро.
И мужская и женская обувь - кожаные остроносые zapatas, сыромятные плетеные abarcas,
легкие плетеные тапочки (alpargatas) из эспарто. На севере в сырую погоду поверх
легкой обуви надевают деревянные almadrenas или zuecos.
В Испании сохраняется больше, чем в других странах Европы, традиция ношения верхней
несшитой одежды - плащей (capas), плащеобразных накидок с прорезью, пледов и т.
д.
Областные костюмы чрезвычайно своеобразны. Женская одежда жителей Эстремадуры
и особенно Саламанки (charras) выделяется богатством отделки, густой, тяжелой
вышивкой шелком, серебром, золотом и филигранными украшениями.
Костюм Верхнего Арагона сходен с костюмом Пиренейских областей.
Здесь в высоких горах сохранились два села - Ансо и Эчо, в которых
еще носят старинную одежду, восходящую к средневековью. Мужчины
надевают темные штаны до колен (zaraquelles), чулки и кожаные
абаркас, белую камису, а поверх нее просторный чалеко и старинную
ангуарину - род кафтана. Подпоясываются
в Ансо яркой, в Эчо темной задрапированной фахой. Дополняет
этот живописный наряд небольшая круглая темная шляпа,
надетая иногда на платок, завязанный сбоку. Женщины Ансо носят
льняную белую рубашку с собранными буфами рукавами и высоким
воротом и длинную зеленую сборчатую баскину типа русского
сарафана. Волосы уложены высокой короной и укутаны накидкой
в виде чалмы.
В Нижнем Арагоне надеваемый на праздники и при исполнении хоты наряд схож
с одеждой Леванта (Валенсии, Мурсии, Альмерии и части Каталонии).
В Левантинском районе различают в мужском народном костюме два типа - городской
и сельский.
Городской костюм составляют белая камиса, чалеко, короткие
узкие кальсонес, чулки, альпаргаты или башмаки с пряжками и
маленькое круглое сомбреро. Этот костюм надевают иногда на заседания
члены Водяного трибунала в Валенсии, алькальды и альгвасилы
по торжественным случаям. Сельский костюм состоит из широких
до колен полотняных шаровар (сарагуэлес),
открытой рубашки с отложным широким воротом, широкого чалеко
и открытых сандалий из эспарто. На голове - широкополое соломенное
сомбреро или платок, завязанный сбоку. Этот
свободный костюм приспособлен для работы в заболоченных уэртах.
В левантинском женском костюме основные элементы - короткая легкая сборчатая юбка,
вышитый цветами короткий передничек, блузка с короткими рукавами, скрещенная цветистая,
яркая шаль, а на ногах альпаргаты или туфельки на каблучках без задников.
В южной городской Андалусии, испытавшей многообразные этнические влияния, женщины
на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья со множеством оборок,
так называемую манильскую тонкую шелковую шаль, в волосах укрепляют высокий черепаховый
гребень, на который накидывают кружевную черную или белую мантилью. В руках традиционный
веер. Мужчины одеты в узкие черные брюки, короткие обтянутые болеро и так называемые
кордовские круглые твердые фетровые шляпы. Этот костюм сравнительно позднего происхождения.
Ныне по всей Испании мужчины охотно носят баскский
черный берет, соломенные и фетровые сомбреро, рабочие и
крестьяне центра - кепи. На шею часто повязывают узлом яркую
косынку.
Среди крестьян широко распространены чалеко - безрукавки поверх рубах. Во многих
деревнях старики еще носят короткие штаны с нитяными чулками и широкую черную
фаху.
Женщины из народа предпочитают в одежде черный цвет. Голову повязывают платочками
различными способами. Широко распространены шали. Из обуви очень популярны, даже
в городах, дешевые альпаргатос.
В городах общее впечатление от внешнего вида людей обеспеченного
круга - подчеркнутая тщательность костюма, щеголеватость женской
и педантичная строгость мужской одежды. Несмотря на сильное
влияние американских манер, испанцы в городе даже в сильную
жару считают необходимым ходить в застегнутых пиджаках,
тщательно отутюженных рубашках с галстуками.
В кино, театрах, кафе не принято снимать пиджаки.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965