Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Лужицкий народный костюм
Из всех элементов материальной культуры лужичан наиболее прочно сохранила самобытные
черты народная одежда, главным образом женская. В будние дни лужичанки ходят в
одежде современного европейского покроя, но в праздники они и сейчас надевают
старинные костюмы.
Лужицкий этнограф Павол Недо устанавливает четыре локальных комплекса женской
одежды в Верхней и Нижней Лужице: бауцен-каменцкий, гойерсвердский, шлейфенский
и шпреевальдский. Все они имеют много общего, но различаются в деталях.
Бауценско-каменцкий комплекс наиболее изучен. Он бытует в районах городов Бауцена
и Каменца, с преимущественно католическим населением, и в Виттихенау. Женская
праздничная одежда имеет здесь следующие основные элементы: белая полотняная рубашка
с круглым вырезом и короткими рукавами (в настоящее время ее шьют из покупной
материи); нижняя шерстяная юбка, обычно темных цветов; верхняя юбка - всегда черная,
тоже из шерстяной ткани, длинная и широкая, собранная у пояса в мелкие сборки.
Она пришивается к черному бархатному корсажу, который у девушек шнуруется, а у
замужних - застегивается. Юбка со всех сторон прикрыта широким передником.
Лужичанку бауценско-каменцкого района можно узнать по характерному головному убору,
состоящему из маленького черного чепчика, который прикрывает узел волос. С чепчика
до уровня колей свисают две черные широкие ленты.
Некоторые особенности имеются в обрядовых костюмах этого комплекса. Свадебный
костюм невесты украшен кружевами. На темную юбку надевается широкий белый передник.
Грудь закрывает косынка, украшенная кружевами и вышитая цветами. Шейным украшением
служат кораллы, серебряные монеты в несколько рядов. Головной убор - так называемая
борта - усеченный конус из черного бархата. Сверху борта украшена венком из искусственных
цветов с белыми лентами, на которых вышиты цветы. Одежда подпоясывается лентой,
завязанной спереди большим бантом.
Костюм подружки невесты отличается головным убором с тремя свисающими белыми лентами,
на которых вышиты цветы.
Женский праздничный костюм гойерсвердского комплекса распространен в деревнях
от Гойерсверды на западе до Ниски на востоке. На белую рубашку того же типа, что
в бауценско-каменцком комплексе, надевают черную безрукавку; грудь закрыта шерстяной
косынкой, украшенной яркими цветами. Юбка с фалдами, немного ниже колен, обычно
темная, широкая. По подолу она обшита лентой. Передник по покрою такой же, как
в бауценско-каменцком комплексе, но из яркой материи, с растительным орнаментом.
Головной убор гойерсвердских лужичанок - так называемый китлик - чепец черного
цвета из накрахмаленного полотна, завязывающийся под подбородком. Волосы спереди
остаются открытыми.
Пожалуй, самым красочным во всей Верхней Лужице является гойерсвердский женский
свадебный костюм. Он состоит из вышитой рубашки темных цветов
с длинными рукавами. Поверх нее надевается короткая кофточка
из белых кружев с короткими рукавами. Черная юбка закрыта широким
белым кружевным передником. Головной убор невесты и здесь -
борта из черного бархата. Кроме того, она надевает белую короткую
накидку. Основной колорит костюма невесты - белый и зеленый,
у подружек - белый и красный. Подружки надевают вязаные удлиненные
шапочки с кисточками. И у невесты и у подружек к головному убору
сзади прикрепляют несколько коротких лент. Нагрудные украшения
- из бус, ожерелий и мелких монет. Шлейфенский тип лужицкого
женского костюма распространен на востоке Лужицы, в приходе
Шлейфе района Вейсвассера.
Шерстяная верхняя юбка этого комплекса - плиссированная, не длинная. Подол ее
украшен неширокой ленточкой. Переднее полотнище изготовляется из простого белого
полотна. Юбка пришивается к корсажу. Спереди и по бокам ее прикрывает неширокий
передник. Он может быть различной окраски (белый, черный, синий) и должен выделяться
на фоне юбки. Замужние женщины, а в холодное время и девушки, поверх рубашки надевают
кофточку с длинными узкими рукавами, застегиваемую на белые пуговицы. Косынка
обычно шерстяная, украшенная цветами. Головным убором служат два чепца: верхний
чепец из кружев, нижний у молодых - из цветного материала. Вокруг лица чепец обшит
кружевной оборкой. Он завязывается под подбородком короткими ленточками с вышивкой.
Свадебный шлейфенский костюм выдержан в черно-белых тонах. Невеста к правой стороне
передника прикрепляет узкий белый платок.
Оригинален женский костюм, распространенный в Нижней Лужице, особенно в Шпреевальде.
В прошлом этот комплекс был известен в более обширной области, простиравшейся
от Люббена - Калву на западе до линии Губен - Форст на востоке. Он отличается
своеобразным головным убором с широкими крыльями.
Бросается в глаза также обилие так называемого швейцарского
шитья, т. е. ажурной вышивки. Под шитьем почти не видно ткани,
из которой сшит костюм. Грудь и спина покрыты широкой косынкой
с шитьем, а юбка - вышитым передником, который немного длиннее
юбки и закрывает ее со всех сторон. На рубашку надевается белая
кофточка с короткими рукавами, покрытыми шитьем. Зимой нередко
носят две кофточки. Косынки, закрывающие грудь и спину, могут
быть шерстяными, у бедных крестьянок - полотняные. Передник
завязывается широкой и длинной шелковой лентой, концы которой
свисают спереди. Девушки из зажиточных семей в день свадьбы
или на танцах иногда по нескольку раз меняли передники.
В холодное время на кофту надевается короткий жакет с расходящимися внизу бортами
и с длинными рукавами. Пожилые женщины носят второй жакет, более длинный.
В траурном костюме всех районов Лужицы характерно древнеславянское
сочетание белого и черного цветов. Ближайшие родственницы умершего
в течение определенного срока покрывают голову большой белой
плахтой, которая спускается ниже талии (ее длина зависит от
степени траура); остальные части костюма - черного цвета. В
Шпреевальде иногда в знак траура носят только плахту - небольшую,
покрывающую лишь голову, или длинную, закрывающую весь костюм.
Характерно, что белая траурная плахта
сохранилась и среди немецкого населения в районах, где раньше
жили славяне, что свидетельствует о славянском влиянии на немецкий
народный костюм.
Приобрести традиционный костюм может не каждая лужичанка. Богато украшенный тончайшим
шитьем, он стоит очень дорого и поэтому обычно передается из поколения в поколение.
Малоимущие лужичанки берут такой костюм напрокат. Костюм лужицких мужчин XVIII-XIX
вв. имел много общих черт с немецким мужским костюмом Саксонии и Бранденбурга
того же времени.
Полотняная белая рубаха с прямым нагрудным разрезом имела длинные и широкие рукава.
Рубаху заправляли в полотняные узкие штаны, которые ниже колен плотно по ноге
застегивались на пуговицы. Выходя на улицу, обували сапоги с высокими голенищами,
но дома ходили в деревянных башмаках. Поверх рубахи надевали двубортную куртку
из сукна, большей частью голубоватого цвета с посеребренными пуговицами.
Однако этот лужицкий мужской костюм не сохранился. К XX в. его вытеснил современный
городской костюм. Старинную мужскую одежду лужичан в настоящее время можно увидеть
только на артистах Лужицкого ансамбля песни и танца. Старинные украшения сохранились
в современной обрядовой одежде мужчин.
После освобождения от фашизма началось научное изучение народной
одежды лужичан. Исследование лужицкой народной одежды обнаруживает
древние связи лужичан с другими западными славянами, особенно
с поляками. У лужичан, как
и у поляков (особенно в Силезии), у чехов
и словаков, непременной частью
женского народного костюма служит передник. Всем западным славянам
известна белая плахта как траурная принадлежность. В Нижней
Силезии распространены чепцы, какие носят лужичанки. Общие черты
проявляются и в способе ношения ярких косынок - их перекрещивают
на груди.
Для всех западных славян характерно обилие украшений на праздничных костюмах,
например широких лент, которые завязываются на талии большим бантом, вышивок (обычно
растительного орнамента), кружев и др.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965