У морских офицеров было значительно больше видов форменной одежды, чем у армейских офицеров.
Головных уборов у них было два. Во-первых, фуражка
черная, с тремя белыми кантами, черным лакированным козырьком
и черным подбородочным ремнем, а также кокардой общеофицерского
образца на околыше. Летом на фуражке носили белый чехол. Другим
головным убором была черная фетровая двууголка, которую носили
с парадным мундиром.
Морские офицеры имели три кителя:
синий суконный однобортный китель
со стоячим воротником и двумя верхними карманами с клапанами,
последние застегивались на кнопку;
китель из рогожки или ластика с двумя накладными карманами и двумя разрезами сзади, его носили с черными и с белыми брюками (белые брюки были из того же материала, что и китель);
синий китель из хлопчатобумажного материала, такого же фасона, как белый; его носили с черными брюками, надевали только на корабле и преимущественно офицеры, связанные с обслуживанием машинного отделения или же артиллерии.
Корабельной формой одежды являлась также черная суконная двубортная
тужурка типа бушлата,
но несколько короче. Тужурка имела на отложном воротничке синие
петлицы с черным кантом (китель петлиц не имел).
Полупарадной, выходной, или, как тогда называли, "визитной",
формой одежды был черный двубортный сюртук
на пять пуговиц по борту с четырьмя пуговицами сзади и задними
прорезными карманами в фалдах. Обшлаг рукава был отрезной; пуговицы
на обшлагах того же чекана, что и большие,- золотой орел и два
скрещенных якоря (так называемые гимнастерочные) - пришивались
одна ниже отреза, другая выше. Сюртук носили с крахмальным стоячим
воротничком и черным галстуком-бантиком. Под сюртук надевался
жилет из того же материала, однобортный
с застежкой на шесть гимнастерочных пуговиц. Летом под сюртуком
носили белые пикейные жилеты. Брюки при сюртуке были на штрипках.
Сюртук морские офицеры носили с погонами
и с эполетами, кителя и тужурки - только с погонами; петлиц
на сюртуке не носили.
Парадной формой одежды морских офицеров был черный двубортный
мундир с вышитыми на воротнике и
на столбиках (украшение на обшлагах) якорями. Мундир носили
с эполетами. На корабле и вне строя - с брюками навыпуск, на
сухопутном параде - с брюками в сапоги. При мундире носили двууголку
или фуражку.
Брюки морских офицеров и адмиралов при любой форме одежды, включая и парадную, выпушек и лампасов не имели.
Верхней одеждой каждого морского офицера служила черная двубортная шинель
общеармейского кроя с застежкой на шесть пуговиц по борту, с
петлицами (синие с черным кантом). Летом морские офицеры носили
суконные пелерины с прорезными карманами для руки, с пристяжным
капюшоном. Застегивались пелерины пряжкой из двух львиных голов,
соединенных цепочкой. Воротник был отложной, с петлицами и пуговицами.
Пелерину носили с погонами и без них.
На кораблях при вахтенном дежурстве и штормах офицеры носили черные клеенчатые дождевики с капюшонами.
Обувью офицеров были черные штиблеты или
ботинки, а также высокие сапоги пехотного типа с прямым обрезом
голенища. Моряки шпор не носили. Шпоры надевались только на
сухопутном военном параде, когда командиры частей ехали верхом.
При белых брюках офицеры носили белые парусиновые туфли (полуботинки).
Даже пояса у морских офицеров были нескольких типов. При кителях и сюртуке носили узкий пояс для кортика, обтянутый черной шелковой репсовой лентой и украшенный позолоченными изображениями львиных голов. Пояс застегивался металлической застежкой в виде изогнутой змеи. Одна сторона змеи была прикреплена к львиной голове, а другая продевалась в петлю, имеющуюся на другой львиной голове. Львиными головами были украшены и пасики (ремешки для подвески кортика). При кителе пояс надевался под китель, при сюртуке - поверх сюртука.
Парадный пояс был из золотой парчи с черными вытканными на ней полосками и с овальной металлической пряжкой, украшенной накладным якорем. В особо торжественных случаях на пояс надевался при помощи петли так называемый "шарф" - два конца из той же парчи с золотыми кистями внизу. Пасики парадного пояса были из того же материала, что и пояс, и украшены львиными головами. И, наконец, на шинели носили затяжной кожаный пояс общеофицерского образца, но черного цвета, с пряжкой на одну шпильку. Пасики были тоже черные кожаные, прикрепленные к муфте, надеваемой на пояс.
Личным оружием офицеров был кортик - короткий трехгранный кинжал с ручкой из слоновой кости, в черных лакированных ножнах с медной оковкой. Кортик носили без темляка.
На парадах и при десантных операциях офицеры носили палаши - прямые сабли в черных ножнах с медной охваткой, с черной рукоятью и с медной гардой. На палашах носили темляки, черные, с серебряной кистью - пехотного типа. Офицеры, имеющие орден св. Анны 1-й степени, носили красные темляки с желтыми кантами.
Огнестрельным оружием морского офицера служил наган, который носили в черной кобуре, висящей на пасиках, прикрепленных к муфте, надеваемой на ремень с правой стороны. На муфте был сделан маленький патронташ. К нагану был прикреплен черный плетеный кожаный шнурок, который надевали на шею. На параде шнурок был золотой с черным. Наган носили только при кителе (тогда пояс надевался под китель) или на шинели. Наплечной портупеи морские офицеры не носили.
Погоны морских офицеров были золотые, с черным кантом и черным подбоем, имели черные просветы, вышитые серебряные звездочки.
Низший офицерский чин - мичман - имел один просвет и одну звездочку; младший лейтенант - две звездочки; лейтенант - три звездочки; старший лейтенант - четыре звездочки; капитан 3-го ранга - один просвет без звездочек; капитан 2-го ранга - два просвета и три звездочки; капитан 1-го ранга - два просвета без звездочек.
Погоны офицеров-артиллеристов, штурманов, инженер-механиков были серебряными, на черном подбое, с черными кантами и с золотыми звездочками. Пуговицы их были серебряные. Воинские звания эти категории офицеров имели общеармейские: поручик, капитан, подполковник, полковник, генерал.
Адмиралы носили золотые погоны на черном подбое с золотыми же зигзагами и с двуглавыми орлами, вышитыми черной шерстью, в середине был щиток с андреевским флагом царской России, состоящий из двух голубых полос в виде буквы "X". Контр-адмирал имел одного орла; вице-адмирал - двух; адмирал, или, как тогда говорили, полный адмирал,- трех орлов.
Существовало еще звание генерал-адмирала, равное фельдмаршалу. Единственным генерал-адмиралом в царствование Николая II был великий князь Алексей (брат Александра III), умерший в 1908 году. Генерал-адмирал носил на адмиральских погонах с тремя орлами еще вышитые серебром скрещенные фельдмаршальские жезлы.
Эполеты морских офицеров и адмиралов были золотые и просветов не имели, а звездочки были серебряные, вышитые. Эполеты морских офицеров, от мичмана до капитана 3-го ранга, не имели бахромы; капитаны 1-го и 2-го рангов имели тонкую бахрому, адмиралы - толстую. На адмиральских эполетах были вышиты такие же орлы, как на погонах. Если морской офицер имел придворное звание флигель-адъютанта (обычно это были капитаны 1-го ранга), то он на погонах и эполетах носил вензель Николая II. На погонах вензель вышивали, а на эполетах он был накладным металлическим. Вензель состоял из короны, под ней - буква "Н", внутри буквы - маленькая цифра "II". Кроме того, флигель-адъютант носил на правом плече аксельбант, а на шинели - не обычные флотские петлицы, а петлицы царской свиты - красные с белым кантом. Те же отличия имели адмиралы, носящие придворное звание генерал-адъютанта.
С изменением морской формы, произведенным в мае 1917 года, были ликвидированы погоны и петлицы у офицеров и адмиралов; их заменили нарукавные шевроны (нашивки) по английскому типу. Шевроны шли вокруг рукава, начиная от обшлага; имели разную толщину для младших офицеров от мичмана до старшего лейтенанта, для старших - капитанов 3-го, 2-го и 1-го рангов и для адмиралов. Верхний шеврон имел петлю и был одной ширины и одного типа для всех званий. Остальные шевроны были прямые.
Изменились и другие атрибуты формы. Сменились пуговицы. На них был выбит якорь,
сохранившийся на военно-морских пуговицах до наших дней. Разнились
эти пуговицы от современных тем, что не имели ободка. Общеофицерская
кокарда, которую носили моряки, уступила место так называемой
"капусте" - венку из лавровых листьев,- посередине которой был
вмонтирован маленький якорь. Над якорем была укреплена золотая
звездочка. Сначала новую эмблему носили на фуражках старого
образца, но вскоре они были заменены фуражками, заимствованными
из английской морской формы,- так называемыми "капитанками",
околыш которых был обтянут черной шелковой репсовой лентой,
а тулья уменьшена по сравнению с прежней фуражкой
и лишена кантов. Козырек тоже изменил форму, стал более плоским
и без выпуклой полоски. Вместо ремешка стали носить тонкий золотой
шнурок.
Сюртуки и мундиры
были отменены. Офицеры стали ходить в тужурках
и кителях. Эта форма явилась прообразом
советской морской формы первых лет Советской власти: были изменены
рисунки "капусты" и значительно изменен характер шевронов. Они
стали короче, исчезла петля, изменили ширину, и сверху были
увенчаны золотой звездочкой. В несколько измененном виде шевроны
существуют на флоте по сей день у плавающего на кораблях офицерского
состава.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.