Костюмы интеллигенции в России конца
XIX - начала XX в
Дореволюционная интеллигенция в основном носила те же костюмы, что и буржуазия, с той лишь разницей, что в зависимости от материального положения костюмы эти не всегда шились на заказ, а покупались готовыми, были из более дешевых материалов и не столь строго следовали моде.
Профессура, врачи (вольнопрактикующие, как тогда говорили)
и адвокатура чаще всего ходили в сюртуках из черного крепа с
шелковыми отворотами и с басонными пуговицами. Носили жилеты
и брюки из того же материала, к сюртуку надевали полосатые визиточные
брюки и "штучные" жилеты с отворотами, а летом белые пикейные
жилеты (они увековечены И. Ильфом и Е. Петровым в "Золотом теленке").
Сюртуки носили обязательно с крахмальными
рубашками. Воротнички могли быть стоячими, стояче-отложными
и фасона "альберт". Галстуки носили либо черные однотонные,
либо спокойных расцветок в мелкий рисунок. Фасоны галстуков
тоже могли быть разные: самовязы, бантики или пластроны. Обязательны
были также крахмальные манжеты, круглые или овальные.
При сюртуке носили черные ботинки на шнуровке и на пуговицах или штиблеты. Полуботинки (туфли) и цветную обувь при сюртуке носить не полагалось.
Одежда адвокатов
Адвокаты в России не имели специального форменного костюма для выступления
в судах, как это принято почти во всех европейских странах,
и выступали на суде либо в сюртуках, либо во фраках
(при черном галстуке и черном же жилете). В петлице правого
лацкана обязательно был вдет университетский значок, представляющий
собой белый эмалевый ромб, внутри которого был синий крест,
тоже покрытый эмалью, и золотой двуглавый орел. Постоянным атрибутом
адвоката был большой черный портфель, часто с вытесненной на
нем золотом фамилией адвоката или его инициалами. Портфель не
имел ручки, как и все портфели того времени. Иногда бывал раскладным,
как бювар, и имел множество отделений внутри.
Адвокаты, находящиеся на государственной службе, официально именовались "присяжными поверенными", адвокаты, имеющие частные конторы, были "частными поверенными".
Вне суда адвокаты одевались так же, как большинство интеллигенции, а некоторые даже подчеркивали свою принадлежность к кругу лиц свободных профессий - носили длинные волосы, галстуки, завязанные пышным бантом, бархатные пиджаки и т. д.
Юрисконсульты крупных фирм и банков часто носили серые костюмы, коричневые ботинки, что в то время не было распространено в России среди интеллигенции.
Одежда инженеров
Инженеры, преподававшие в высших технических учебных заведениях,
служившие на казенных заводах и железных дорогах, носили специальную
форму, которая отличалась только цветом петлиц, кантов, материалом,
чеканом и цветом пуговиц, а также шитьем парадных мундиров.
Головной убор инженеров - фуражка
с суконной тульей, бархатным околышем и черным козырьком. На
околыше - значок-эмблема той или иной инженерной специальности,
на тулье - чиновничья кокарда. Летом на фуражку надевался белый
чехол. При парадном мундире инженеры носили черную велюровую
двууголку с шитьем, в зависимости от чина.
Шинель у инженеров была черная, касторовая того
же покроя, что и у чиновников,- зимой на теплой подкладке, с
черным каракулевым воротником. В зависимости от специальности,
а также от ведомства различными на шинелях были петлицы и канты,
а на петлицах - вышитые звездочки и полоски, указывающие звание.
Металлическая или вышитая эмблема была та же, что и на фуражке,
но меньше размером.
Инженеры, имеющие чин штатского генерала, то есть начиная от статского советника, имели на шинелях отвороты из приборного сукна, подобранного по цвету кантов, и цветные канты по борту, обшлагам, клапанам карманов и хлястику шинели.
Другим видом верхней одежды летом была накидка из черного сукна с прорезями для рук и с пристяжным капюшоном. На отложном воротнике накидки иногда носили петлицы, такие же, как на шинели. Пуговицы заменялись металлической застежкой - две большие пуговицы, соединенные цепочкой.
Зимой инженеры этого класса могли ходить в "николаевской" шинели с меховым воротником и с пелериной, но носили ее редко, преимущественно при парадном мундире.
Каждодневной одеждой инженеров служил однобортный китель
из темно-синего или черного сукна со стоячим воротником, с верхними
накладными карманами, с клапанами и форменными пуговицами. Петлицы
и канты на кителе носили редко. Летний китель был белым из ластика
или рогожки, иногда синим и зеленоватым из хлопчатобумажной
ткани.
Инженеры путей сообщения, работающие на заводах, носили двубортные
тужурки с петлицами и форменными
пуговицами, с кантом по воротнику, борту и обшлагам, брюки и
сапоги; под тужурку надевали белую или темную косоворотку, которую
подпоясывали шнуровым поясом с кистями или узким затяжным ремнем.
Вместо тужурки иногда носили и черные кожаные двубортные куртки
с фирменными пуговицами. Встречались куртки с бархатными воротниками,
но без петлиц. Изредка на уголках бархатного воротника были
эмблемы, такие же, как на петлицах шинели.
Выходной формой одежды был суконный сюртук
черного, синего или темно-зеленого цвета во все времена года,
и белый, из ластика,- летом.
На сюртуке носили обязательно петлицы и форменные пуговицы: спереди и сзади большие, на рукавах - маленькие. На сюртуке были канты по борту, обшлагам и задним клапанам (листочкам). Белые сюртуки кантов не имели. К сюртуку носили жилеты в цвет с ним, с форменными маленькими пуговицами и крахмальную рубашку со стоячим или стояче-отложным воротником, черный галстук - самовяз или бантик (при нашейном ордене носили только бантик).
В торжественных случаях к сюртуку надевалась шпага чиновничьего образца, с темляком. Ее продевали в специальный прорез с левой стороны сюртука. Внутри прореза был укреплен карманчик, за который шпага зацеплялась специальным крючком, приделанным к верху ножен. Из карманчика был виден только эфес (рукоятка шпаги), а низ ножен торчал из-под сюртука.
Полупарадной формой одежды служил вицмундир
- фрак с бархатным воротником и с форменными
пуговицами. Петлиц и эмблем на вицмундире не было. Вицмундир
тоже имел прорез для шпаги. При нем носили, как правило, только
бантик.
И, наконец, был еще парадный мундир с отрезной талией, однобортный,
со стоячим воротником, расшитый по бархату серебром или золотом,
в зависимости от того, какие пуговицы были (золотые или серебряные),
и с такими же, как воротник, обшлагами. Парадный мундир
имел канты по воротнику, обшлагам, задним клапанам и прорез
для шпаги.
Брюки при всех формах одежды носили темные (черные, синие, темно-зеленые), с кантом и без канта. При парадном мундире инженеры, имеющие чин от статского советника и выше, носили белые суконные брюки с золотым или серебряным лампасом.
Обувью при всех формах одежды были черные штиблеты (при парадном мундире - лакированные) или черные ботинки на шнуровке. При тужурке, кителе, шинели носили высокие сапоги.
У инженеров, служивших в частных фирмах или имеющих собственные предприятия, формы не было, они носили только форменные фуражки с эмблемой и кокардой *. Если эта категория инженеров имела чины, то в особых случаях они могли надевать форму, присвоенную инженерам их специальности.
Горные инженеры, инженеры-технологи, инженеры-электрики раньше назывались так же, как теперь, но некоторые другие инженерные специальности раньше имели иное наименование, например: гражданские инженеры (теперь инженеры-строители), инженеры путей сообщения (теперь инженеры железнодорожного транспорта) и т. д.
Горные инженеры носили фуражку с темно-синим бархатным околышем, синей диагоналевой тульей и светло-синими кантами. Эмблемой являлись два скрещенных золотых молотка. Такая же эмблема была на золотых пуговицах. Их петлицы были из темно-синего бархата с синим кантом. Просветы (полоски) на петлицах, эмблемы и звездочки были золотыми.
Все типы одежды горных инженеров были темно-синего цвета, из сукна или кастора, только брюки были диагоналевые (как тульи фуражек) и из-за фактуры казались светлее. Шитье на парадных мундирах было золотое.
У инженеров-технологов фуражки были с черным бархатным околышем, зеленовато-синей тульей, синими кантами. Их эмблема - золотые скрещенные молот и французский ключ **. Пуговицы у инженеров-технологов были золотые, также с молотом и французским ключом. Цвет их одежды был черный, канты всюду синие, а шитье золотое.
Инженеры путей сообщения носили фуражки темно-зеленые с бархатным околышем, зеленой тульей, салатно-зелеными кантами. Их эмблема - серебряные скрещенные топор и якорь ("лапами" вверх). На серебряных пуговицах была та же эмблема. Цвет одежды их был черный, с темно-зеленым отливом, шитье серебряное; петлицы бархатные, темно-зеленые, со светло-зелеными кантами; просветы, звездочки, эмблемы - серебряные.
У гражданских инженеров была фуражка с черным бархатным околышем, тулья такого же цвета, как и у инженеров-технологов, канты красные. Их эмблема - скрещенные золотые лопата и топор; та же эмблема на золотых пуговицах.
* Инженерные фуражки существовали еще долго после Октябрьской революции (примерно до начала 30-х годов), но носили их без кокарды.
** Эта эмблема сохранилась по сей день у железнодорожников и у учеников ремесленных училищ.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.