Одежда работников транспорта в России
конца XIX - начала XX в
Форма служащих железных дорог
Городские железные дороги находились в ведении городских дум, поэтому работники их носили единообразную форму, которая различалась только цветом кантов, погон и околышей. У вагоновожатых и кондукторов трамвая - малиново-красные, а цвет обмундирования - черный. Пуговицы у них были серебряные, с гербом города (в Москве - щит с изображением Георгия Победоносца, в Петербурге - щит с царским скипетром на фоне двух скрещивающихся якорей, морского и речного; якоря были поставлены "лапами" кверху).
Та же эмблема была на головном уборе, каковым служила фуражка
с красным или синим околышем, таким же кантом на черной тулье
и черным лакированным козырьком. Эмблема помещалась на околыше;
летом на фуражку надевали коломянковый чехол. Зимним головным
убором вагоновожатых и кондукторов была круглая черная барашковая
шапка с черным донцем, с кантами по окружности и крест-накрест;
на шапке также носили эмблему.
Форма работников железнодорожного транспорта состояла из черной
суконной гимнастерки, косоворотки
(с застежкой на левую сторону) солдатского образца. Летом они
носили синие хлопчатобумажные гимнастерки и белые коломянковые.
Гимнастерку подпоясывали черным ремнем с серебряной пряжкой
и с буквами "ГЖД" (городская железная дорога).
Брюки носили черные суконные, типа шаровар,
с цветным кантом. Брюки заправляли в юфтовые сапоги. Вагоновожатые
в целях электроизоляции надевали на сапоги галоши.
Верхней одеждой работников трамвая служила двубортная тужурка
(типа морского бушлата) с цветными
петлицами и пуговицами. На петлицах имелись металлические накладные
буквы "ГЖД". На воротнике, бортах и обшлагах тужурки были канты.
На тужурке, так же как и на гимнастерках, носили погоны из витого
цветного шнура такого же типа, как у городовых, с той лишь разницей,
что у служащих городского транспорта не было контрпогон (или,
как их называли, "карточки") у плечевого шва.
Помимо бушлата в комплект формы входила шинель
черного сукна, двубортная и тоже с кантами по вороту, борту,
обшлагам, карманам и хлястику. Шинель имела петлицы синие или
красные и шнуровые погоны. Зимой пристегивался черный барашковый
воротник.
Кондуктора носили на ремне через плечо большую сумку-кошелек из толстой черной кожи. У петербургских кондукторов на ремне сумок имелись специальные металлические подвески с рулонами билетов. У московских вместо рулонов кондуктор держал в руках деревянную дощечку с прикрепленными к ней стопками билетов. На ремне сумки висела также бляха - личный номер кондуктора и свисток на цепочке. Вагоновожатые носили номер с левой стороны груди.
В 1916-1917 годах в трамваях и конках появились впервые женщины-кондуктора, вызывавшие поначалу всеобщее удивление и любопытство. Они носили то же обмундирование, что и мужчины, но вместо фуражки у них были суконные береты со значком.
Характерная деталь костюма кондукторов - перчатки с отрезанными пальцами, чтобы удобнее было отсчитывать деньги.
Автоматических стрелок на путях тогда не было и на скрещении рельс сидели стрелочники, переводившие стрелки при помощи ломика. Сидели они на раскладных стульчиках под громадными брезентовыми зонтами в ненастье и у жаровень с углями зимой. Стрелочники носили ту же форму, что и кондуктора и вагоновожатые, поверх надевали либо брезентовые пальто с капюшоном, либо черные клеенчатые накидки также с капюшоном. В сильные морозы они надевали черные тулупы до пят и валенки.
Билетные контролеры (их тогда называли "ревизорами") носили ту же форму, что и кондуктора, но на тулье фуражки носили кокарду (если имели чин). На шинели носили петлицы с цветным кантом, с просветами и звездочками согласно чину. При проверке билетов пробивали их специальными щипцами того же типа, которыми пользуются и по сей день на железнодорожном транспорте.
Шоферы и их костюмы
Шоферы легковых автомобилей, принадлежавших частным лицам, не имели строго регламентированную форму одежды, но все же внешний их облик был достаточно единообразен.
Головным убором шоферов являлась фуражка типа английской
морской, темно-синего или черного цвета, с черным лаковым козырьком
и таким же ремешком. Иногда околыш был из бархата или обтянут
черной репсовой лентой. Летом на фуражку надевался белый чехол.
Часто на фуражку надевали специальные автомобильные очки. Автомобильные
очки представляли собой маску из желтой, красной или коричневой
кожи, в которую вставлялись стекла из двух половинок под углом.
Такая маска при помощи резинки держалась на околыше фуражки
и при необходимости опускалась на глаза. Шоферы, служившие у
титулованных лиц (графов, князей), носили на тулье фуражки значок
в виде графской или княжеской короны; короны отличались друг
от друга количеством зубцов, в зависимости от степени титула:
чем выше титул, тем больше зубцов.
Форменным костюмом шоферов был двубортный пиджак черного или темно-синего цвета, застегнутый на четыре пуговицы - золотые или серебряные, с изображением короны или герба владельца. Под пиджак надевалась белая рубашка с крахмальным воротником и черный галстук-бантик. Иногда воротник пиджака отделывался бархатом, иногда окантовывался серебряным или золотым галуном. В таком случае обшлага рукавов также были бархатные. Брюки шили из того же материала, что и пиджак, носили их навыпуск. Бриджи надевали с крагами или высокими ботинками на шнуровке.
Некоторые шоферы носили костюмы типа морского кителя
со стоячим или отложным воротником, либо типа охотничьей тужурки
с нашитым поясом и четырьмя карманами. Эти тужурки были зеленые,
темно-серые или коричневые в мелкую клетку. К ним также носили
брюки-бриджи с ботинками и крагами. При этом головным убором
служила кепка с большим козырьком, подшитым целлулоидом, и с
застегнутыми наверху на две кнопки "ушами". Кепке обязательно
сопутствовали автомобильные очки. Кстати, подобные кепки и костюмы
надевали и сами владельцы автомобилей, садясь за руль. Следует
также добавить, что в начале XX века кепка, тужурка,
бриджи, краги были костюмом автомобилиста-спортсмена, так как
автомобиль ведь не служил тогда еще средством передвижения.
Женщины - пассажирки первых автомобилей имели если не специальный
костюм, то, во всяком случае, специальные шляпы,
поверх которых надевался шарф или вуаль, а также неизменные
очки. Это объясняется тем, что первые автомобили были главным
образом открытые и не имели ветровых стекол.
Верхней одеждой шоферов легковых автомобилей служила либо двубортная синяя или черная шинель с металлическими пуговицами, либо широкое "автомобильное" (так оно и называлось) пальто, произвольного цвета, чаще в клетку.
Зимним костюмом шоферов была та же шинель (или пальто), но утепленная и с меховым воротником (енот, волк, кенгуру). Часто встречались и шубы мехом наружу, главным образом из волчьего меха. Носили шоферы и доху - длинную, до пят, шубу из меха жеребенка, теленка или собаки. Применение этой тяжелой, но теплой одежды станет понятным, если мы вспомним, что шофер в ожидании своих пассажиров вынужден был часами сидеть в открытой или полуоткрытой машине, не имеющей отопления.
Шоферы грузовых автомобилей обычно носили кожаную фуражку и кожаную куртку. В ненастье надевали брезентовый плащ, а зимой ездили в тулупах. Автомобильные очки и перчатки с крагами дополняли их костюм.
В Петербурге шоферы такси были одеты в белые ливреи с металлическими пуговицами и черным воротником, носили фуражки-"капитанки" с черным околышем и с белой тульей. Эта контрастность расцветки соответствовала окраске "таксомотора", тоже бело-черного. Шоферы фирменных автофургонов (гостиничные, газетные, торговые) имели на околыше надписи, указывающие на фирму. Носили они иногда вместо фуражек твердые кепи, напоминающие военные французские головные уборы.
Шоферы придворных автомобилей носили фуражки с галуном на околыше. Галун был желтый шерстяной, с вытканными на нем черными орлами. На тулье прикреплялась чиновничья кокарда (круглая) с черным орлом посередине. Шинель-ливрея темно-синего цвета была отделана тем же галуном (воротник, клапаны карманов, обшлага). Перчатки белые замшевые.
Шоферы пожарных автомобилей носили форму пожарных, но обычно ездили не в каске, а в фуражке.
Шоферы почтовых автомобилей носили фуражки с кантом почтового ведомства и с галуном на околыше. Шинели и петлицы были такими, как у почтовых работников.
Одежда извозчиков
В Петербурге и в Москве извозчики были обязаны носить единообразную одежду - суконные синие поддевки до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Эта одежда называлась "волан".
Волан имел невысокий стоячий воротник или был без воротника с вырезом по шее. Застегивался на левую сторону (до пояса) на маленькие металлические, круглые или конические, пуговицы. По борту обычно шла черная или темно-синяя бархатная полоса, иногда две - пошире и поуже,- обшлага тоже были обшиты бархатом. Волан перепоясывался матерчатым поясом, свитым жгутом, с висящими концами. Иногда пояс был кожаный, с металлическими бляхами (похожий по фактуре на часть сбруи); реже встречались тканые пояса.
Под воланом обычно была надета русская рубаха и жилет.
Зимой извозчики побогаче носили волан, обшитый мехом (лиса,
заяц). На голове извозчиков был специальный (он так и назывался
- извозчичий) цилиндр. От обычного цилиндра он отличался тем,
что был значительно ниже и поля его, менее загнутые вверх, чем
обычно, обшивались лентой. Цилиндр был из фетра, реже из велюра,
всегда черного цвета. Наружное дно цилиндра часто было обшито
черной лаковой кожей (для защиты от дождя). Опоясывала его довольно
широкая репсовая черная лента с медной или никелированной пряжкой
спереди.
Воланом и цилиндром, собственно, и ограничивалась форма извозчика. Все другие детали костюма могли быть произвольными.
Зимой вместо цилиндра извозчики носили круглую шапку из меха с суконным или бархатным донцем. У извозчиков победнее вместо меховой опушки на шапке был бархат, а донце из сукна. Донце чаще всего имело круглую форму, но иногда бывало и ромбовидным.
В провинциальных городах одежда извозчиков была менее строго регламентирована,
чем в столицах. Извозчики ездили и в картузах и в обычных поддевках,
а зимой даже в тулупах и армяках. В южных городах летом извозчики
ездили в парусиновых или коломянковых поддевках и в таких же
картузах или в соломенных шляпах,
своим видом напоминающих цилиндр.
Обувались извозчики в высокие сапоги, зимой носили валенки. Ездили в рукавицах, которые затыкали за пояс. Перчатки носили редко.
Волосы, подстриженные "в скобку", и бороды дополняли облик извозчика. Непременным атрибутом был кнут, заткнутый за голенище сапога.
Со времени мировой войны, когда многих извозчиков призвали в армию, на козлах появились подростки и старики.
Извозчики как основной вид транспорта просуществовали в годы революции, гражданской войны, нэпа и совсем исчезли в конце 30-х годов, вытесненные общественными видами транспорта.
Наряду с извозчиками во многих городах дореволюционной России разъезжали лихачи. Это было, скорее, средством развлечения для любителей быстрой, лихой езды, чем транспортом.
Извозчики большей частью арендовали лошадей и пролетки у извозопромышленников. Лихачи же были собственниками своих выездов. В прошлом большинство из них были барскими кучерами и в своем костюме и повадках сохраняли кучерский "шик", всячески стараясь его приумножить.
Цилиндры у лихачей были только велюровые; воланы из тонкого штиглинцовского сукна, с двумя рядами пуговиц, а иногда пуговицами и на спине. Зимние воланы обшивали дорогим мехом (куница, соболь), меховые шапки носили только бобровые. Донышко меховой шапки часто имело ромбовидную форму, как у кучеров, и было из выдры "под котик". Пояса у них были тканые или кожаные с серебряными чеканными бляхами. Лихачи надевали белые перчатки из оленьей замши, зимой такие же рукавицы. Перчатки и рукавицы иногда затыкали за пояс. Сзади на поясе часто висели большие часы (типа карманных) в кожаном футляре, иногда пепельница; все это делалось для удобства седоков.
Летом лихачи надевали бархатные безрукавки. Это был тот же волан, но без ворота
и без рукавов. Под безрукавкой - канаусовая русская рубашка
с перламутровыми пуговицами, обычно белого, красного или голубого
цветов. К безрукавке лихачи часто надевали поярковую круглую
ямщицкую шапку с павлиньими перьями, иногда синий или белый
суконный картуз с черным лаковым
козырьком.
Лихачи, как и извозчики, подстригали волосы "в скобку" и отпускали бороды. Однако волосы у них часто были завиты и напомажены, а бороды не мужицкие - веником, как у извозчиков, а расчесанные и подстриженные. Некоторые предпочитали иметь одни усы без бород (это было особенно характерно для лихачей нэповского периода, зачастую из бывших офицеров и помещиков. Они даже в воланах редко ездили, а больше в поддевках и суконных фуражках вместо традиционного извозчичьего цилиндра).
Лихачи, ездившие на тройках, назывались троечниками. Они несколько отличались костюмом от обычных лихачей. Сохранив элементы русского ямщицкого костюма, вместо цилиндров носили круглую поярковую шапку, расшитую золотом, с павлиньими перьями, или меховую шапку с ромбовидным бархатным дном. Летом они ездили в безрукавках, главным образом бархатных, обшитых позументом, часто носили красные шелковые рубашки.
Зимой они надевали обшитые мехом воланы или армяки с большим меховым воротником, а иногда романовские шубы. Шубы были похожи по фасону на поддевку, по борту шел тисненый узор, по нему, повторяя тиснение, вышивка, обычно в два цвета.
Тройками пользовались для поездки в загородные рестораны, к цыганам, и ездили на них главным образом зимой большими компаниями. После революции тройки исчезли с улиц городов. Лихачи закончили свое существование уже где-то после нэпа, несколько раньше извозчиков.
Основным элементом одежды ломовых извозчиков в столицах был специальный жилет,
который носили не застегивая. Жилет
шили из красного, иногда зеленого сукна, был он обшит тесьмой
по борту, иногда и по низу, имел нижние карманы с тройчатым
клапаном, тоже обшитые тесьмой. Иногда клапан был другого цвета,
чем жилет (при красном цвете - зеленый, и наоборот). Спинка
жилета из плотного холста на вате была значительно длиннее переда
жилета. На плечах были "крылышки" из холста (иногда вместо них
- очень короткие рукавчики). Жилет надевался на верхнюю одежду:
на рубашку летом, на пиджак из толстого сукна весной и осенью,
на полушубок зимой.
Подпоясывался ломовой извозчик (или, как тогда его называли, "ломовик") очень длинным кушаком из кумача, свернутого жгутом, многократно перепоясывающим талию. Кончался кушак железным острым крючком, при помощи которого ломовик, сняв пояс, зацеплял мешок или ящик и, взвалив его на спину, нес, держа в руках другой конец пояса.
В костюм ломовика входил также холщовый передник с нагрудником. Рукавицы ломовики носили из бараньей кожи светло-коричневого цвета.
Головным убором в теплое время года служил суконный картуз,
синий или черный, обычно с суконным же козырьком, а в зимнее
время шапка-ушанка или финская шапка из черной кожи на меху
с загнутыми наружу полями и с меховым (черный баран) помпоном
сверху.
Чаще всего ломовые извозчики были средних лет, очень крепкого сложения, так как они выполняли и функции грузчиков. Ломовики работали от хозяина - извозопромышленника, фамилия которого красовалась на дуге. Ломовик, везя груз, редко сидел на полке (так называлась ломовая подвода), обычно он шел рядом с лошадью, держа вожжи в руках. Поэтому носили ломовики водонепроницаемую обувь - высокие сапоги из цельной кожи с не прошитыми, а вытянутыми головками. Эти сапоги назывались "крюки", или "вытяжные", так как их вытягивали из намоченной кожи на кожевенных заводах, а заготовка формой напоминала крюк. Зимой ломовики носили валенки, обшитые до голенища резиной.
Этот облик ломовые извозчики сохранили до 30-х годов, работая уже в обобществленном гужевом транспорте.
Одежда кучеров
Одежда кучеров зависела от рода упряжи, делившейся на две разновидности: русская и так называемая шорная. Шорная в свою очередь подразделялась на английскую и американскую.
Кучера русских выездов одевались так же, как лихачи, с той только разницей, что цвета их воланов были не только синими, но и черными и темно-зелеными. Волан имел пуговицы по обоим бортам, а иногда и на спине по боковым швам. Зимние воланы обычно отделывались лисьим мехом. Шапки имели бархатный четырехугольный верх (наподобие польской конфедератки) и опушку из меха.
Кучера из бывших солдат, имевшие ордена и медали, носили их на волане. Кучера выездов, принадлежавших придворному ведомству или иностранным посольствам, носили воланы, обшитые рельефным галуном по борту, иногда по обшлагам; кроме того, на цилиндре вместо ленты был галун с металлической пряжкой посередине, а с левого бока или по центру так называемый эгрет (кокарда с веерообразным верхом, который слегка выдавался выше цилиндра). Эгрет делали из галуна и лакированной кожи. Иногда на эгрете помещались гербы или монограммы.
Пояса кучера носили тканые или кожаные с бляхами из накладного серебра, на пояс сзади вешали часы или пепельницы. Костюм кучера дополняли белые замшевые перчатки.
Кучера английских запряжек (выездов) носили велюровые цилиндры
обычной высоты с черной лентой и бантом с левой стороны. Иногда
ленту заменял золотой или серебряный галун с пряжкой посередине
цилиндра. С левой стороны находился эгрет или кокарда с нашитым
галуном или шнурком, доходящим до ленты и оканчивающимся пуговицей
в цвет галуна. При светлых сюртуках и ливреях носили соответственно
светло-серые или светло-коричневые цилиндры. Летом кучера носили
однобортные и двубортные сюртуки
любых расцветок с золотыми или серебряными пуговицами, иногда
с бархатным воротником, украшенным галуном. Под сюртук надевали
крахмальные стоячие воротнички с прямыми или отогнутыми уголками,
галстук-"бабочку" или пластрон, заколотый булавкой в виде подковы,
обматывали шею также светлым шарфом. Брюки (так называемые жокейские),
в обтяжку, белые или светлосерые, высокие сапоги из черной кожи
с коричневыми или желтыми отворотами из кожи, с висящими наружу
ременными ушками дополняли костюм кучера. Верхней одеждой служило
пальто типа редингота, похожее на ливрею швейцара. Пальто могло
иметь воротник, обшлага и клапаны карманов, бархатные или из
того же материала, что и само пальто, но другого цвета. Пуговицы
были золотые и серебряные, величиной в пятикопеечную монету
- плоские, с дворянской, графской или княжеской короной или
с фамильным гербом хозяина выезда. Если выезд принадлежал государственному
учреждению, пуговицы были золотые выпуклые, с изображением двуглавого
орла и с ободком (похожие на пуговицы чиновников, только большего
размера).
Кроме редингота кучера также носили ливрейные шинели
с одной или двумя пелеринами. Пелерины были обшиты по борту
и низу галуном. Зимой на рединготы и шинели пристегивали меховые
воротники из скунса или черного каракуля. На редингот надевали
иногда сверху цельную меховую пелерину мехом наружу с отложным
воротником. Кучера дворцового ведомства носили шинели с двойной
пелериной красного цвета, отделанной желтым шерстяным галуном,
с вытканными черными орлами. Кучера посольств и родовитой аристократии
также носили ливреи, украшенные галунами и вытканными гербами.
При таких ливреях обычным головным убором являлась черная двууголка
из фетра или лакированной кожи, обшитая галуном. Иногда двууголки
имели отделку из черных или белых страусовых перьев (плюмаж).
Носили при ливреях и фуражки с галуном на околыше, с тульей
в цвет ливреи.
Кучера английских выездов брили бороды и усы, но часто носили бачки или бакенбарды. Перчатки носили белые замшевые, но осенью и зимой при рединготе или не очень парадной ливрее могли носить также серые, желтые или светло-коричневые.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.