Левин же между тем в панталонах, но без жилета и фрака ходил взад и вперед
по своему нумеру, беспрестанно высовываясь в дверь и оглядывая коридор.
Л.Н. Толстой. Анна Каренина.
Часть пятая, III. 1873—77.
Панталоны — длинные мужские штаны; женское белье из ткани или трикотажа
различной длины и с разнообразной отделкой (кружево, вышивка). Название от французского
pantalon — брюки, женское трико, восходящего к имени персонажа итальянской комедии
дель арте Панталоне (Pantalone, Pantaleone), костюм которого включал широкие
штаны. Мужские панталоны были введены в моду во Франции в конце 18 в. вскоре
после Великой французской революции 1789— 94 т. н. инкруайаблями («incroyables»)
— «невероятными». Отказавшись от привилегии дворянина носить короткие штаны
— кюлоты, они заимствовали некоторые элементы
костюма простонародья, продемонстрировав тем самым, что истинный аристократ
умеет носить любую одежду во всех ситуациях с равным изяществом. Мода нашла
своих подражателей во многих странах, в т.ч. в России, где длинные штаны и ранее
являлись традиционным элементом русского мужского костюма. Но уже к 1803 панталоны
исчезли из гардероба щеголей: «Из молодых людей, только те, которые не умеют
одеваться, употребляют еще панталоны» («Московский Меркурий», 1803, ч. II, с.
144). Причина этого кроется, скорее всего, в чрезмерной идеологизации одежды
в годы Великой французской революции: изменения в политической ситуации тут
же сказывались на предпочтении той или иной детали костюма или стимулировали
отказ от них. Любопытная зарисовка из парижской жизни тех лет появилась в «Вестнике
Европы», издаваемом тогда Н. М. Карамзиным: «Имя гражданин почти не употребляется;
даже и ремесленники, даже и рыбные торговки говорят всякому хорошо одетому человеку
Monsieur! Только в Судах и на письмах остаются еще республиканские названия»
(1802, № 1, ч. 1, с. 64). Лишь к концу 1810-х гг. в моду вновь входят панталоны
поверх сапог (до этого их заправляли в сапоги, а на балах носили кюлоты). Общеизвестны
пушкинские строки из романа «Евгений Онегин» (1823): «Но панталоны, фрак,
жилет, Всех этих слов на русском нет», свидетельствующие
о том, что в начале 1820-х гг. название еще не было привычным. Длинные штаны,
заправленные в сапоги, сохранялись, но носить панталоны навыпуск в Европе начали
предлагать с 1819, когда в периодике стали появляться гравюры с изображением
молодых щеголей в довольно коротких (не достигающих щиколотки) штанах преимущественно
белого цвета. В России, где большая часть дворянства принадлежала к военному
сословию, длина мужских штанов не являлась социальным знаком, как во Франции,
большее значение имел цвет (Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,
Комментарий, Л., 1983, с. 155—157). Действительно, белые штаны навыпуск ассоциировались
с крестьянскими портами. «На большом лугу против моего окна около 150 мужчин
и женщин косит траву. Все мужчины в белых льняных рубахах и штанах (это не выдумка,
штаны действительно белые), а рубахи подпоясаны цветным поясом и вышиты по подолу
ярко-красной нитью» (Письма сестер М. и К. Вильмот из России, М., 1987, с. 277).
Существует несколько версий о времени появления длинных штанов поверх сапог,
свидетельствующих о том, что в России мода на белые панталоны, и вообще на штаны
навыпуск, прижилась на несколько лет позже, чем в других европейских странах.
Д. Н. Свербеев рассказывает о том, что его не впустили в дом к Марье Васильевне
Ермоловой в белых панталонах в 1819, а хозяйка впоследствии высказалась: «"Вы,
мои голубчики, мышиные жеребчики".— "Как, бабушка, что такое!" — "Да
так, батюшка,— все вы модники"» (Записки, т. 1, М., 1899, с. 196). Более
точной кажется дата, названная В. П. Бурнашевым в книге, изданной под псевдонимом
Касьян Касьянов: «В 21-м и 22-м годах начали изредка появляться нынешние брюки
сверх сапогов со штрипками и черные атласные галстуки с бриллиантовыми булавками.
Это называлось американскою модою» (Наши чудодеи. Летопись чудачеств и эксцентричностей
всякого рода, СПб., 1875, с. 207). Другой автор указывает на английского герцога
А. У. Веллингтона, способствовавшего широкому признанию этой моды: «Существующего
вида брюки сверх сапогов первый ввел в Петербурге герцог Велингтон, генералиссимус
союзных войск и русский фельдмаршал. Брюки носились со штрипками; называли их
тогда "веллингтонами"» (Пыляев М.И., Старое житье, СПб., 1897, с. 104).
Популярность герцога Веллингтона в России была очень велика, особенно после
битвы при Ватерлоо (1815), и пример высокорожденного иностранца помог сломить
бытовавшие предубеждения. Почти одновременно с названием «панталоны» распространялось
и другое — брюки, поэтому все изменения моды,
правила ношения до 1890-х гг. в равной степени относятся и к панталонам и к брюкам.
С момента своего появления панталоны были очень узки и первоначально довольно коротки,
но если в 1819 они еще не достигали щиколотки, то к концу 1820-х гг. уже закрывали
башмаки. В 1830-е гг. в моду входят клетчатые панталоны, своеобразное отражение
увлечений историческими романами В. Скотта. И. И. Панаев приписывает распространение
новой моды в России себе и, вероятно, он прав, ибо имел репутацию знаменитого
петербургского щеголя: «Однажды я приехал в департамент в вицмундире и в пестрых
клетчатых панталонах, которые только что показались в Петербурге. Я надел такие
панталоны один из первых и хотел щегольнуть ими перед всем департаментом. Эффект,
произведенный моими панталонами, был свыше моего ожидания. Когда я проходил
мимо ряда комнат в свое отделение, чиновники штатные и нештатные бросали свои
занятия, улыбаясь, толкали друг друга и показывали на меня. Этого мало. Многие
столоначальники и даже начальники отделения приходили в мое отделение посмотреть
на меня; некоторые из них подходили ко мне и говорили:„Позвольте полюбопытствовать,
что это на вас за панталоны?" — и дотрагивались до них. А один из столоначальников
— юморист — заметил: "Да они, кажется, из той самой материи, из которой кухарки
делают себе передники"» (Панаев И. И., Литературные воспоминания, СПб.,
1888, с. 36). Эпизод из жизни писателя полностью вошел в повесть «Дочь чиновного
человека» (1839): «"Чиновник, который недавно определился к нам-с, без жалованья-с,—
изволили слышать? — из ученых, в университете обучался и собственный экипаж
имеет..." — „Знаю, знаю".— "Так он вчерашнего дня приехал в департамент
позже одиннадцати часов и, с позволения сказать, в клетчатых брюках, в таких
вот, что простые женщины на передниках носят, пресмешные-с"». К середине
19 в. клетчатые панталоны распространились очень широко, но в среде интеллигенции
считались крайне вульгарными. К.С.Станиславский отмечал, что А. П. Чехов считал
уместным играть роль Тригорина из «Чайки» в клетчатых штанах и дырявых башмаках,
а не в элегантном костюме: «Прошел год и больше. Я снова играл роль Тригорина
в "Чайке" и вдруг, во время одного из спектаклей меня осенило: "Конечно,
именно дырявые башмаки и клетчатые брюки, и вовсе не красавчик! В этом-то и
драма, что для молоденьких девушек важно, чтобы человек был писателем, печатал
трогательные повести,— и тогда Нины Заречные, одна за другой, будут бросаться
ему на шею, не замечая того, что он не значителен как человек, и не красив,
и в клетчатых брюках, и в дырявых башмаках"» (Станиславский К. С, Моя жизнь
в искусстве, М., 1983, с. 234). Предубеждение к клетчатым панталонам долго сохранялось
в русском обществе, в них видели знак дурного вкуса, агрессивности, чужеродности.
У М.А. Булгакова герою является во сне «маленького роста кошмар в брюках в крупную
клетку» («Белая гвардия», 1923—24). После Октябрьской революции 1917 обстоятельства
вынуждали людей забыть о прежних требованиях к своему внешнему виду, и в литературной
среде снова явились клетчатые панталоны, которые прозвали «двухстопнымпястом».
«В те дни одевались самым невероятным образом. Поэт Пяст, например, всю зиму
носил канотье и светлые клетчатые брюки» (Одоевцева И., На берегах Невы, М.,
1988, с. 57). В 20 в. клетчатые штаны время от времени рекомендовались модными
журналами как одежда для спорта и отдыха. В России во 2-й пол. 1980-х гг. стали
своеобразным символом некоторых молодежных групп.
Женские
панталоны 19 в. обычно скрыты
длинным платьем у девиц, достигших брачного возраста, а у девочек до 14 лет
обычно видны из-под более короткой, чем у взрослых, юбки. В групповых портретах и
жанровых композициях, особенно 1-й половине 19 в., можно увидеть обшитые
кружевами края панталон, свидетельствующие
о том, что перед нами девочка-подросток. По мере того как название «панталоны» во 2-й пол. 19 в. стало вытесняться словом брюки, под
панталонами стали подразумевать только
интимную часть туалета, говорить о которой не было принято. Соответственно изменились
фасон, тип ткани и отделки, тонкий батист при этом со временем уступил место трикотажу.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.