Мы готовы сшить для Вас необходимый исторический костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Мужской городской костюм в России конца XIX - начала
XX в.
Мужской городской костюм в России в период 1905-1917 годов не имел каких-либо существенных отличий от европейского.
Если женская мода находилась под влиянием Парижа, то мужская зависела от Лондона
и Вены. Законодателем мужской моды с последней четверти XIX
века был английский король Эдуард VII (ранее принц Уэлльский).
Это он после сытного обеда расстегнул нижнюю пуговицу жилета,
которую так и не застегивают по сей день. Во время дождя он
загнул края штанин, после чего появились на брюках манжеты.
Вклад этого монарха в области моды был куда более значительным,
чем в области политики. Благодаря ему Лондон считался столицей
мужской моды. Что касается Вены, то ее влияние было обусловлено
мощной швейной промышленностью Австрии, экспортировавшей мужские
костюмы во все страны, в том числе и в Россию.
Менее обеспеченные слои населения Российской империи одевались в так называемых "Домах готового платья", где на вывесках наряду с фамилией владельца фирмы обычно было написано "Венский шик".
Русские портные ездили совершенствоваться в Лондон и Вену. В их мастерских в рамках под стеклом висели дипломы об окончании портновских академий.
Аристократия и крупная буржуазия шили костюмы либо за границей, либо у многочисленных иностранных портных, работавших в Петербурге и в Москве.
Основную массу костюмов (особенно в провинции) изготовляли портные-кустари по модным журналам, издаваемым в том же Лондоне или Вене.
Все эти факторы и обусловили некую интернационализацию мужской моды. Заказчики обычно шили у постоянного портного, который зачастую имел у себя в мастерской манекен, специально сделанный по фигуре заказчика, что давало возможность шить без примерки и обслуживать иногородних заказчиков. У портного же имелся ассортимент материй как кусками, так и в образцах, в виде каталогов английских, русских и лодзинских фирм.
В крупных портновских мастерских хозяин одновременно был и закройщиком (иногда
он делал только примерку), а шили наемные мастера, причем у
иностранных портных, работавших в России, мастера тоже были
русские. Следует отметить, что качество портновской работы в
России было очень высоким, а русские военные портные считались
самыми лучшими в Европе, и иностранные военные часто заказывали
мундиры в России.
Помимо портных-универсалов, шивших все виды и типы костюмов,
были портные, специализировавшиеся на том или ином типе костюмов:
портные военные, портные, шившие формы чиновников различных
ведомств, костюмы духовенства, и гражданские портные, шившие
обычные костюмы. Среди гражданских портных имелась своя дифференциация.
Особо выделялись портные, которые шили только фраки,
визитки, сюртуки
и смокинги, то есть
выходную, не каждодневную одежду. Специалисты самой высокой
квалификации, они обслуживали буржуазию и верхушку интеллигенции.
Преобладающие цвета мужских костюмов - темные: черный, синий, маренго, темно-серый, реже коричневый. Выходные костюмы (фраки, визитки, смокинги) шили только черные. Фактура материалов была главным образом гладкая или с небольшой выделкой (шевиоты, бостоны).
Полосатые материалы (для костюмов и визиточных брюк) имели нерезкую расцветку полос, обычно светлее или темнее основного фона материи. Клетчатые материалы не имели широкого распространения. Клетка была небольшая и не резкая по расцветке. В 1914-1915 годах стали появляться материалы "в елочку" как для костюмов, так и для пальто.
Общим для всех типов костюмов были покатые плечи; плечевой шов шел не по верху плеча, а спускался на спину. Отвороты (реверы) имели умеренную ширину. Воротник был высокий, то есть линия пришива воротника к отворотам была отнесена довольно высоко.
Все виды костюмов шили приталенными - крой обрисовывал талию. Пиджаки,
как двубортные, так и однобортные, были удлиненными, сзади -
разрез по шву. Брюки неширокие - 22-23 см внизу - носили на
подтяжках. Манжеты на брюках делали редко, в основном на пиджачных
костюмах. При всех костюмах носили жилеты либо из того же материала,
что и костюмы, либо штучные, изготовленные из другого материала.
Штучные жилеты носили обычно с сюртуками и визитками.
С 1912 по 1917 год мужской традиционный костюм не подвергался,
в основном изменениям, но война вызвала к жизни и новые типы
мужского гражданского костюма: френчи
и тужурки, являвшие собой разновидность
военного костюма и прямо подражавшие ему. Особенно сильно это
влияние проявлялось в отношении головных уборов и обуви, а также
в изменении окраски тканей (хаки, различные оттенки серого и
коричневого вошли в широкий обиход). При пиджачных костюмах
и фраках стали носить бриджи и галифе
с высокими сапогами или ботинками и крагами.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.