Мы готовы сшить для Вас необходимый исторический костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Верхняя мужская одежда в России конца
XIX - начала XX в.
Основным типом мужской зимней верхней одежды были шубы на меху или на вате. Шубы были длинные, двубортные, крытые черным кастором или сукном. Иногда верх ее был цвета маренго или темно-синим. Сзади на шубе обычно имелся разрез.
Воротники шуб были шалевые, отложные, а также с меховыми отворотами, лацканами. Чаще всего на воротники ставили черный каракуль, выдру под котик, енота, бобра. Бобер был двух сортов: "польский" (речной) бобер и камчатский с проседью (самый дорогой). Иногда на шубах делали меховые манжеты из того же меха, что воротник.
Наиболее распространенными мехами были рыжая лиса, хорек, енот, кенгуру, лира, белка, выдра под котик, нутрия.
Меховые шубы часто не имели прорезных петель, а застегивались
на петли, сделанные из шкурки и пришитые под борт, или на язычки
из материи с прорезанными в них петлями. Пуговицы при таких
петлях могли быть обычные (большого размера) и в виде палочек,
обшитых басонным шнурком. Делали застежки и на басонных пуговицах,
так же как на сюртуках
и фраках, но большого
размера.
Шубы носили как с меховыми шапками, так и с котелками, цилиндрами,
шляпами и картузами.
Шубы на лире, кенгуру и котике носили люди среднего возраста
и молодые. Шубы на лисе, хорьке, еноте носили люди пожилые.
Шубы на ватине фасоном не отличались от шуб на меху, но имели
обычно прорезные петли.
В провинции были в ходу шубы на медвежьем или волчьем меху. Эти шубы служили для дальних поездок на лошадях, заменяя тулупы, В них пешком не ходили, так как они были очень тяжелые и длиной до пят.
К другим видам верхней одежды относились: дохи, бекеши, романовские
шубы, поддевки на меху, полушубки.
Дохи шились чаще всего из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу. Внутри они были на вате либо на меху. Имели шалевые воротники. Были очень длинные, ходили в них редко, главным образом в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке. В средней полосе России дохи употреблялись для поездок. Часто надевали их сверх обычной шубы, в таком случае носили их не застегнутыми, а только запахнутыми. Реже встречались дохи из волчьего меха. В Сибири и на Дальнем Востоке были дохи и из собачьих шкур, обычно снаружи и изнутри.
Так называемые романовские шубы и полушубки изготовлялись из шкур овец романовской породы. Это были овцы с очень густой и не очень волнистой шерстью, несколько напоминающей современную цигейку. Шубы шились нагольными, то есть их не покрывали сверху материалом. Мездру дубили особым способом, так что она становилась очень мягкой, и окрашивали в черный или коричневый цвета. Шуба имела фасон поддевки, с отрезной талией, спинка была гусарская - из трех частей. Спинка ниже талии была на сборках. Застежку делали как на левую так и на правую сторону, на крючках. Обычно романовская шуба имела отложной воротник, но иногда ее делали и с воротником стойкой. По борту, краям рукавов и карманов нашивали полосы меха того же цвета и качества, как на воротнике.
Характерной чертой романовской шубы было тиснение по борту, краям карманов (всегда прорезных - косых или вертикальных), а иногда и по краю обшлага. По вытесненному рисунку делали еще и вышивку шерстью, в один или два цвета.
Романовский полушубок имел такую же фактуру и цвет, как шуба, но опушку делали еще и по подолу и разрезу сзади; такими же бывали еще верхние прорезные карманы. По борту, который застегивали, опушку делали до низу, а второму борту только до талии. Полушубок был со стоячим воротником, также отделанным мехом.
Романовские шубы и полушубки были распространены главным образом
в провинции. Жители столицы их надевали, отправляясь на зимнею
охоту. Но время мировой войны романовские шубы и полушубки получили
большое распространение, как удобная и теплая одежда для фронтовых
офицеров, военных врачей, сестер милосердия, различных сотрудников
земского и городского , созданных первоначально для обслуживания
фронта медикаментами, врачебной помощью. Бекеша представляла
собой длинное пальто, кроем напоминающее сюртук, но с боковой
застежкой на крючках, как на поддевке или романовской шубе.
Обычно она была на меху (овчина или кенгуру), имела отложной
меховой воротник - каракуль или кенгуру, но иногда была с воротником
стойкой. Карманы были верхние и нижние, прорезанные вертикально.
Сзади бекеши был разрез до талии, украшенный двумя пуговицами.
Бекеша была крыта сукном или габардином,
чаще всего серого или коричневого цвета. Во время войны бекешу
стали носить фронтовые офицеры. Их бекеши были из сукна цвета
хаки или просто из солдатского шинельного сукна, воротник был
из серого каракуля или из кенгуру. Посередине груди был нашит
большой карман с клапаном. Иногда этот карман был прорезной
и имел только нашитый клапан. Обшлага офицерской бекеши делались
того же фасона как на пехотной шинели,
но чаще были пришиты клапаны, застегивающиеся на одну или две
пуговицы.
Бекеша обычно не имела меховой отделки по борту, карманам и разрезу, но иногда все же ее делали.
Схожей с бекешей зимней одеждой являлись поддевки. Синие и черные поддевки на лисьем меху, с отложным или стоячим воротником, любили носить купцы, главным образом в провинции. Поддевки имели оторочку по краям рукава, по борту и карманам. Карманы у нее были только нижние, вертикально или косо прорезанные.
Во время войны поддевки, как и бекеши, стали носить офицеры. Офицерские поддевки шились из сукна или габардина цвета хаки. Также имели карман на груди и, по сути дела, отличались от бекеш только тем, что сзади имели складки в то время как бекеша сзади была гладкая, складок не имела, но зато имела разрез. Интересно, что бекеша, как удобная форма зимней одежды, вновь возродилась в Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, как зимняя нестроевая форма полковников и генералов.
Была она только без меховой опушки и нагрудного кармана.
В обиходе была и короткая зимняя одежда; различные куртки на меху или на ватине с отложным меховым воротником или с воротником-стойкой и с отделкой мехом по борту, карманам и обшлагам. Употреблялись они для спорта (коньки, конный спорт, охота). Носили их либо с высокими сапогами, валенками, бурками, либо с шерстяными чулками.
Фасоны курток были весьма разнообразны. Прямые и с подрезной талией, на пуговицах и крючках, длинные - до колена, и совсем короткие, как пиджаки, с прямыми карманами, вертикальными или косыми. Часто на куртках были и верхние карманы, как прямые, так и вертикальные. Спинки были гладкие и с пристегивающимися на две пуговицы хлястиками. Делали хлястики и вшитые в боковые швы, а также настроченные прямо на спину. Реже встречались куртки с поясами. Пояса характерны были для курток, имеющих спереди и на спине по две бантовых складки. Пояс пропускался через прорезы в складках. Куртки с гусарской спинкой хлястиков и поясов не имели.
Во время мировой войны начали шить куртки из солдатского сукна. На них делали
накладные карманы с клапанами и бантовыми складками, сзади обычно
был хлястик - на пуговицах или вшитый. По сути дела, это был
длинный френч, который использовался
как верхняя одежда. Этот тип курток был очень распространен
во времена гражданской войны и продержался до конца 20-х годов.
Обшлага таких курток-френчей были или шинельного типа или с
язычком, вшитым с одной стороны в шов, а с другой - пристегнутым
на пуговицу.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.