Национальный костюм уйгуров Средней Азии и Казахстана
Мужской костюм уйгуров Семиречья состоял в прошлом из
длинной и широкой распашной рубахи (көйнәк)
с узким стоячим воротником и широких штанов (тамбал),
заправлявшихся в сапоги. Поверх рубахи надевали короткий бешмет, на него
длинный халат (чапан) с узким стоячим
воротником и узкими рукавами. Халат подвязывали поясом из длинного куска
хлопчатобумажной ткани (бәлваг).
Зимней верхней одеждой служила шуба из овчины (җуга). На ноги надевали узкие мягкие сапоги с
высокими голенищами (мәсә),
их носили с кожаными галошами, которые снимали при входе в дом. Носили и сапоги
с подбором (өтүк). Обувью бедняков были
поршни (чоруқ).
Мужская одежда уйгуров конца XIX —начала XX в. 1 — «топа» — шапка из черного бархата с меховой опушкой; 2 — «допа»
— тюбетейка; 3 — «чапан» — стеганный на вате халат; 4 — пояс «бельбаг»
из синей хлопчатобумажной ткани; 5—«маса» — кожаные сапоги; 6— куртка
из хлопчатобумажной ткани; 7— «иштан» — штаны из хлопчатобумажной ткани с гашником
«баг»; 8 — нож в кожаных ножнах; 9 —- мешочек к поясу с машинной
строчкой; 10 — «попуч» — кожаные галоши
Головным убором летом была тюбетейка (допа), зимой — суконная шапка (төпә), подбитая овечьим мехом, у
богатых —мехом выдры, соболя, бобра.
Женщины носили длинную широкую рубаху туникообразного покроя с маленьким стоячим воротником,
сшитую из хлопчатобумажной ткани, а также широкие, суживающиеся к щиколоткам
шаровары. Разрез и застежка на рубахе замужних женщин были спереди, на груди, а
у девушек — на плечах. Правая половина груди рубахи замужних женщин украшалась
вышивкой. Поверх рубахи и дома и на улице носили часто длинную, до колен,
безрукавную одежду без застежки (кәмзәл). Выходя
на улицу надевали халат с узкими рукавами (чапан), а поверх него второй — более длинный и
просторный (периҗә)
или короткую стеганую кофту. Носили и китайского покроя кофту (хтайчә көйнәк), украшавшуюся своеобразной
аппликацией (мадихан.). Зимой надевали также
шубу из овчины. Обувью чаще всего служили мягкие сапоги с галошами.
Головной убор — тюбетейка
или платок, зимой — плоская теплая шапка
с меховым околышем. Праздничным головным убором у богатых женщин была парчевая круглая шапочка (кимхан
бөрк) с
острым верхом, собранным в мелкие складочки, украшенная цветными камнями.
Бедные женщины украшали шапочки бисером и мелкой монетой. Поверх шапки надевали
длинный белый кисейный платок. Лица женщины не закрывали, но при виде
постороннего мужчины слегка прикрывались платком.
Национальный костюм уйгуров претерпел большие
изменения, некоторые его принадлежности исчезли совершенно, другие сохранились
только частично. Мужская одежда старого покроя исчезла почти полностью. Мужчины
носят городской костюм: рубаху, брюки, пиджаки, пальто, которые обычно покупают
готовыми. После войны в обиход вошел костюм военного покроя. На голове летом
носят кепку или тюбетейку, которую иногда надевают под кепку. Зимой ходят в
шапках-ушанках, лишь у некоторых стариков сохранились шапки старинного фасона.
Обувью служат сапоги, также покупаемые в магазинах, резиновые и кожаные галоши,
которые часто употребляют как домашнюю обувь.
Только пожилые женщины носят платья старого образца,
штаны и камзолы. Большинство женщин ходит в платьях «казахского» покроя —
отрезных в талии, или «узбекского» покроя — с короткой кокеткой и сборчатой
юбкой. Кроме того, покупают городские платья разных фасонов, но обязательно с
длинными рукавами. Длинные шаровары у большинства женщин вышли из употребления.
Широко распространенный раньше камзол изменил свою форму, теперь это короткая
открытая безрукавка, обычно темного цвета. Девочки и молодые женщины украшают
ее нашитыми бусинками, монетами, бисером. Теплая верхняя одежда — пальто, купленное в магазине. На голове носят
тюбетейку. Обувь — сапоги, чувяки, реже — туфли или башмаки. Уйгурки привыкли
уже носить нижнее белье и чулки.
Шитье одежды лежало прежде на женщинах, причем шили на
руках. В настоящее время в семье тоже нередко шьют некоторые виды одежды,
поэтому в каждом доме имеется швейная машина. Но чаще покупают готовое платье
или отдают шить портным.
Одежда ферганских уйгуров несколько отличается от
одежды уйгуров Семиречья. Мужчины носят распашную рубаху (йәктәк) туникообразного
покроя, с узким воротником, с завязкой на груди. Поверх рубахи и штанов сшитых,
как и рубаха, из белой хлопчатобумажной ткани, надевают халат (тон), схожий
с узбекским. Халаты шьют на вате, причем подкладка прострачивается вместе с верхом. Их подпоясывают куском
ткани или скрученным платком. На поясе обычно висят нож и табакерка.
Зимой поверх надевают второй халат — из шерстяной
ткани, без подкладки (чәкмән).
Женские рубахи и штаны такого же покроя, как у уйгурок
Казахстана. Верхняя одежда (тон) представляет собой пальто, сшивное в
плечах, немного суженное в талии, с отложным воротником или вовсе без
воротника.
Костюм уйгурского населения южной части Синьцзяна и
раньше мало отличался от костюма оседлого населения Ферганы, а после
переселения между ними исчезли всякие различия. В противоположность семиреченским уйгурам, уйгуры Ферганы почти полностью
сохранили национальные формы костюма, прибавив к
старым лишь несколько новых покроев платья.
Мужчины помимо яктака носят
рубаху такого же туникообразного покроя, но с
небольшим разрезом, более узкую и короткую. Яктак
считается несколько устаревшим, и молодежь предпочитает второй тип рубахи.
Совсем недавно появился новый фасон рубахи — «комсомолка», с отложным
воротником, с застежкой, грудным карманом и
манжетами. Ее обычно покупают
в городе, но умеют шить и сами. Носят ее только молодые люди.
Колхозники, побывавшие в городе, иногда носят рубаху и
штаны городского покроя, пиджак. Многие имеют костюм военного образца,
привезенный из армии, но надевают его сравнительно редко. Иногда пиджак или
шинель подпоясывают платком.
Женщины, кроме прежнего платья прямого покроя (тогри көйнәк) носят платье (бүрмә көйнәк)
с короткой отрезной кокеткой, широким отложным воротником, пышной оборчатой
юбкой. Шьют его из хлопчатобумажной ткани или из среднеазиатского шелка. Иногда
такое платье приобретают в магазине. Поверх платья надевают безрукавку (кәмзүр) или короткий жакет с
отложным воротником (кәстүм). Осенью
женщины и мужчины носят стеганную на вате куртку (пинҗак).
Головные уборы — тюбетейка у мужчин, тюбетейка и
легкий платок (ромал) у женщин; зимой
мужчины носят шапку, женщины — теплый платок. Обувь такая же, как у
уйгуров Казахстана.
Прическа прежде определялась возрастом и положением
женщины. Девочки и девушки заплетали множество тонких косичек; так же
причесывались и молодые женщины, не имевшие детей. После рождения первого
ребенка женщина заплетала волосы в две косы. Косы обычно удлинялись и
украшались черными шелковыми шнурками. Особенно распространенным украшением
были три длинные черные кисти из плетеного шелка, к концам которых посредством
крохотных привесок из бус и камешков подвешивалось трехугольное
металлическое украшение ювелирной работы (чәч тәңгә).
В Казахстане теперь все уйгурки заплетают волосы в две
косы. В Фергане молодые женщины носят множество косичек, в которые вплетают
белые шнурки. Косы большей частью обертывают вокруг тюбетейки и связывают
концами, но ходят и закинув их за спину.
Мужчины бреют голову, но молодые люди теперь иногда
оставляют волосы на голове. Усы и бороду носят только пожилые мужчины.
Женщины очень любят различные украшения — бусы,
серьги, браслеты. В Казахстане каждая уйгурка носит всю жизнь, не снимая,
серебряный круглый браслет с несмыкающимися концами.
Брови подкрашивают соком растения һосма, соединяя
их в одну линию над переносьем. Чернят брови также
сажей.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963