Вдруг необычный шум на улице остановил порывы его негодования. Молодой человек
высунулся из окна. Под окном камердинер его Яков спорил с каким-то господином
в пуховой фуражке и в венгерке с снурками и кисточками, что, как известно, явный
признак провинциального франта.
В.А. Соллогуб. Аптекарша.
1841.
Венгерка — короткая куртка из сукна, отделанная шнурами по швам и на
груди в подражание гусарскому доломануили
ментику. Термин от названия страны — Венгрия, откуда еще в 16 в. Россией
была заимствована одежда с отделкой шнурками. Венгерка являлась излюбленной
одеждой деревенских помещиков, даже тех, кто не имел отношения к военной службе.
Популярность одежды в стиле гусарского мундира в 1-й пол. 19 в. была связана
с особой престижностью военной формы, принадлежности к военному сословию. Это
увлечение венгеркой было хорошо известно, а потому нередко в литературных произведениях
1840-х гг. ее упоминают в ироническом смысле. «В Москве есть еще один класс,
который не военный и не статский, который ходит в усах, в шпорах и в венгерке,
но это до нас не касается: мы говорим единственно о молодых людях петербургских»
(В. А. Соллогуб, Большой свет, 1840). Гоголевский персонаж Ноздрев путешествует
в сопровождении своего зятя Мижуева, одетого в венгерку: «Белокурый был в темно-синей
венгерке, чернявый просто в полосатом архалуке» (Н. В. Гоголь, Мертвые души,
1842). Для читателей гоголевской поэмы — штрих к портрету, обозначенный подчас
единственным словом — «венгерка» или «архалук», служит
очень точно прочитываемой характеристикой персонажа, образа его жизни, при том,
что иных подробностей биографии не упоминается. Кроме венгерки-куртки в 19 в.
существовала венгерка, восходящая своим покроем к кафтану щеголя 16 в., отделанному
шнурами. «Помню, что через залу прошел Аполлон Григорьев в новой с иголочки
черной венгерке, со шнурами, басоном и костыльками, напоминавшей боярский кафтан.
На ногах у него были ярко вычищенные сапоги с высокими
голенищами, вырезанными под коленями сердечком». (Фет А. А., Мои воспоминания,
М., 1893, с. 324).
Во 2-й половине 19 в. венгерка постепенно ушла из повседневного обихода мужчин,
но появилась в трансформированном виде в женской и детской одежде. В 1870-х
гг. вошел в моду костюм «Денис» — изящный дамский жакет
с отделкой по образцу гусарской формы времен Отечественной войны 1812. В те
же годы венгеркой стали называть куртку военного образца, сшитую как ментик,
отделанный черной мерлушкой (Глинка В. М., Русский военный костюм 18 — нач.
20 в., Л., 1988, илл. 117).
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.